Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:53, реферат
Наша жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Как утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин: «Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей». С помощью чего мы выражаем свои желания, чувства – с помощью Эмоционально-выразительных движений (мимики, жестов, пантомимики).
Оглавление
Введение 4
1. Эмоциональная сфера человека. 4
2. Проявление эмоциональной сферы в поведении. 10
2.1. Регуляция эмоций в поведении. 10
2.2. Проявление эмоций в мимике человека. 12
2.3. Половые различия в эмоциональной сфере. 14
2.3.1. Различия в эмоциональных свойствах и типах личности. 15
Заключение 16
Список используемой литературы 17
Следует отметить, что самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности. Практически все элементарные органические ощущения имеют свой эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. Попытки связать эти изменения со специфическими эмоциями предпринимались неоднократно и были направлены на то, чтобы доказать, что комплексы органических изменений, которые сопровождают различные субъективно переживаемые эмоциональные состояния, различны. Однако четко установить это так и не удалось.
Это обстоятельство является
существенным для понимания жизненной
роли эмоций. Оно говорит о том,
что наши субъективные переживания
не являются непосредственным, прямым
отражением собственных органических
процессов. С особенностями переживаемых
нами эмоциональных состояний
Итак, описав основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми, я пришла к выводу, что каждый из описанных видов эмоций внутри себя может оцениваться по разным параметрам — например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе. Поэтому, чтобы понять, как же эмоциональная сфера проявляется в поведении человека, необходимо проследить системы ее регуляции (управления) человеком.
Регуляция эмоциональной сферы – это умение человека выражать эмоции и чувства адекватно возникшей ситуации.
Осознанная система мотиваций, активность личности, твердость характера, психологическая стабильность позволяют в полной мере управлять эмоциональными переживаниями, добиваться положительного эмоционального фона основных сфер жизнедеятельности.
Положительные переживания и чувства являются для человека стимулом, конечной целью его жизнедеятельности. Поэтому не следует недооценивать стимулирующую и регуляторную функции эмоциональной сферы, которые выступают в качестве средства регуляции эмоций и чувств. Положительные эмоциональные проявления, обеспечивая постоянное взаимодействие человека с объектом его чувств, позволяют более эффективно выполнять ту или иную программу деятельности. Отрицательные, побуждая избегать контактов с вызвавшими их объектами, рождают направленные действия по изменению процесса удовлетворения данной потребности или полного отказа от нее.
Информационный комфорт,
удовлетворение духовных и материальных
запросов, оптимальный уровень
Необходимо помнить о
том, что одинаково вредны любые
крайности в регуляции
Очень важным является наличие максимальной информации о переживаемой ситуации. Необходимо научиться различать причины и следствия возникшего состояния.
При возникновении фрустрации следует срочно решить проблему, которая привела к этому состоянию. Можно пересмотреть потребность, вызвавшую ее, или изменить путь достижения цели.
Аффекты легче предотвратить
своевременным снятием
Для устранения плохого настроения следует вспомнить его причину, переосмыслить ее или устранить воздействующий фактор.
Наиболее трудно регуляции поддаются чувства. Следует знать, что воздействовать на них можно только через "потенциал" удовлетворения потребности. Чем выше этот потенциал, тем более сильные чувства испытывает человек и наоборот.
Эффективными методами устранения отрицательных эмоций являются коллективные сопереживания, активная помощь в переосмыслении и переоценке возникшей ситуации, перенесение внимания на жизненно важные потребности. Частными приемами и средствами могут выступать физическая нагрузка, трудовая деятельность, общение, хобби, музыка, литература и другие.
В.К. Вилюнас (психолог) отмечает, что эмоции являются событием не только психологическим, и их функциональное назначение не исчерпывается разносторонними влияниями на уровне субъективного отражения. Так как эмоции сигнализируют о значимости происходящего, подготовка в эмоциональном состоянии тела к лучшему восприятию и возможным действиям настолько целесообразна, что было бы удивительно, если бы она не закрепилась в эволюции и не стала одной из характерных особенностей эмоциональных процессов.
Ч. Дарвин замечает, что свободное
выражение эмоций посредством внешних
знаков делает более интенсивными эти
эмоции. С другой стороны подавление
внешнего проявления наших эмоций,
насколько это оказывается
Проявление эмоций, безусловно, можно наблюдать в мимике, жестах, движениях людей, но исследование коррелятов конкретных эмоций и в поведенческом плане сталкивается со значительными трудностями. «Действительно, как получить достаточно большое число различных фотографий подлинных эмоциональных реакций? Как вызвать у человека реальное переживание эмоций, не вторгаясь в его жизнь? Стремясь преодолеть подобные затруднения, некоторые психологи прибегали к весьма драматическим методам».
Я. Рейковский, как пример таких исследований, приводит эксперименты Лэндиса, результаты которых были опубликованы в 1924г. Это были, несомненно, очень жестокие эксперименты. Так, чтобы вызвать сильные отрицательные эмоции, за спиной испытуемого неожиданно раздавался выстрел или, в другом опыте, испытуемому приказывали отрезать большим ножом голову живой белой крысе, а в случае отказа экспериментатор сам у того на глазах совершал эту операцию. В других случаях испытуемый, опуская руку в ведро, неожиданно находил там трех живых лягушек и, одновременно, подвергался удару электрического тока. Именно благодаря такой жестокости в эксперименте Лэндиса удавалось вызывать подлинные эмоции.
На протяжении всего эксперимента
испытуемых фотографировали. Чтобы
облегчить объективное
Однако попытки установить,
какие группы мышц участвуют в
выражении отдельных
Следует подчеркнуть, что
типичные мимические корреляты эмоций
не были найдены не только для ситуаций,
которые классифицировались как
вызывающие страх, смущение и т.д., но
и для тех эмоциональных
Вместе с тем было установлено, что у каждого испытуемого есть некоторый характерный для него набор мимических реакций, повторяющихся в различных ситуациях: закрывать или широко раскрывать глаза, морщить лоб, открывать рот и т.д.
Такие результаты противоречили результатам других исследований (аналогичных по цели, но не по методу работы), а также житейскому повседневному опыту.
В некоторой степени причину такого несоответствия другим исследованиям объясняют данные дополнительных опытов, проведенных Лэндисом с тремя из его испытуемых. Он просил их попытаться изобразить некоторые эмоции, испытанные ими в эксперименте (религиозные чувства, отвращение, страх и т.д.). Оказалось, что мимическая имитация эмоций соответствовала общепринятым формам их внешнего отражения, но совершенно не совпадала с выражением лиц тех же самых испытуемых, когда они переживали подлинные эмоции.
Таким образом, как подчеркивает Рейковский, следует различать общепринятую, конвенциональную, мимику как признанный способ выражения эмоций и спонтанное проявление эмоций. Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно, если оно относится к конвенциональным мимическим реакциям, к тому своеобразному языку мимики, которым пользуются люди для преднамеренного сообщения о своих установках, замыслах, чувствах. Возможно, что это представление верно и в отношении спонтанной мимики, но при условии, что имеются в виду хорошо знакомые люди. Когда нам приходится долго общаться с человеком, мы узнаем, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое восторг Помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека, но обычно мы постигаем язык эмоций только близких нам людей.
Такая индивидуальная специфика может быть как более, так и менее выраженной. Так, например, в группе из 12 испытуемых выделили только двух, у которых мимика была выразительной и обнаруживалась устойчивая связь между эмоциями и их выражением. Что касается движений всего тела — пантомимики, то здесь удалось выявить одну отчетливую комплексную реакцию, возникающую в ответ на сильный внезапный раздражитель (прежде всего звуковой) - это так называемая реакция вздрагивания (startle pattern).
С.Л. Рубинштейн, давая определение
аффекту, как одному из видов эмоций,
прямо говорит о его
Аналитики выявляют также половые различия в проявлении эмоциональной сферы. Например, с помощью анализа поведения девочек и мальчиков Е. Маккоби и К. Джеклин (Е. Maccoby, С. Jacklin, 1974), на основе ряда экспериментальных исследований, пришли к выводу, что в первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков и девочек, но с возрастом их частота и интенсивность у мальчиков возрастают, а у девочек — убывают. Это они объясняют тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.
К. Хорни (1993) пишет, что в соответствии с разделением социальных ролей сформировался определенный взгляд на женщин как на инфантильные создания, живущие эмоциями. По этому поводу еще К.Батюшков писал: «Любить или ненавидеть! — им (женщинам) надобна беспрестанная пища для чувств». Это находит подтверждение и в некоторых исследованиях. Так, В. А. Чикер и др. (1998) выявили, что для девочек старших классов социальная среда оказывается более насыщенной эмоциональными событиями, имеющими стрессогенное значение, чем для мальчиков. Л. В. Куликов (1997) отмечает, что у женщин эмоциональная сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мужчин.
Действительно, во многих исследованиях
выявлены отчетливые различия в эмоциональной
сфере лиц мужского и женского
пола. Правда, до сих пор не ясно,
являются ли хотя бы некоторые из них
врожденными или все эти
Информация о работе Эмоциональная сфера человека и ее проявление в поведении