Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:25, лекция
Эстетика – это система знаний о наиболее общих свойствах и законах развития прекрасных и безобразных, возвышенных и низменных, трагических и комических явлений действительности и особенностях их отражения в сознании человека. Эстетика есть философская наука, которая связана с решением основного вопроса философии. В эстетике он предстает как вопрос об отношении эстетического сознания к действительности.
Художественный образ произведения скульптуры – это не механическое, буквальное воспроизведение формы человеческого облика наподобие слепка, а прежде всего выразительное изображение.
Выражение духовного мира, пронизывая собой весь человеческий облик, прежде всего концентрируется в чертах лица. Но выражение духовного мира человека, его характера, переживаний достигается не только изображением черт лица, мимики, но и посредством позы и жеста.
Особенно выразительными оказываются такие позы и жесты, которые связаны с движением человеческого тела. Конечно, скульптура не в состоянии непосредственно воспроизвести движение человеческого тела, а тем самым его действия, поступки. Однако посредством показа определенного ракурса скульптор может выразить движение тела, его динамику, переход от одного состояния к другому.
В круглой скульптуре передаче душевного состоянии способствует изображение человека с разных сторон, каждая из которых имеет свой силуэт, а следовательно, и свое собственное выражение. Обходя статую вокруг, зритель получает возможность представить ряд следующих друг за другом выразительных фаз движения, а на этой основе понять переход от одного настроения к другому.
В истории скульптуры наблюдается определенная эволюция в выражении духовного мира, которая проявляется в переходе от изображений неподвижных, застывших фигур со статичными позами к изображению более сложных и динамичных положений.
4. Музыка. Музыка есть звуковое, временное, процессуальное искусство. Звуковая природа музыки определяет ее особенности в отражении действительности. Непосредственно: музыка может воссоздать лишь звучание предметного мира, окружающего нас.
Строительный материал музыки — звуки. По своей природе они обладают возможностью выражать чувства, быть средством общения, нести определенную информацию. Но между звуками природными и звуками, которые становятся материалом музыки, есть различие. Звуки природные неопределенны по высоте, из них трудно, а подчас и невозможно сложить согласованный ряд звуков. В силу своей разрозненности и неопределенности высотной характеристики они еще не образуют материала музыки. Материал музыки и принципы его формирования создаются в целенаправленной художественной деятельности человека. В историческом развитии музыкального творчества из реальных звучаний были отобраны только те звуки, которые обладали определенной высотой, длительностью и могли быть организованы в упорядоченную систему лада. Такие звуки обладают эстетическими свойствами и выступают средством художественно-образного отражения.
Важным является вопрос об интонационной природе музыки. Происхождение музыки связано с особенностями и возможностями человеческого голоса. Основа музыки не только акустические характеристики человеческого голоса — сила, тембр, диапазон. Важнейшее свойство голоса — интонирование. Голос обладает способностью выражать эмоциональное состояние человека не только через значение произносимых слов, но и через само звучание, звуковую окраску, тон слова. Интонация необходима в речевом общении, она подкрепляет смысл фразы, эмоционально комментирует ее. Интонирование речи и' интонационный слух являются социальными навыками, сформировавшимися, сложившимися в общественной жизни человека.
Совершенствование и дифференциация интонационной модуляции голоса стали предпосылкой выражения в пении чувств и переживаний человека, а затем становления и всего музыкального творчества. Способность голоса человека передать эмоциональное содержание по- средством интонации и явилась объективной предпосылкой выразительности музыки. Музыка не могла бы воз- никнуть и существовать, если бы человеческий голос не обладал таким свойством. Следует раскрыть и существенную разницу между музыкальной и речевой интонацией. Речевая интонация только способствует смысловому значению слова и подчинена всей речевой организации — грамматике, фонетике, лексике. Музыкальная же интонация есть самостоятельное средство выразительности, гибкость и совершенство ее недоступны речи. Это объясняется и тем, что технические возможности, диапазон и сила звучания музыкальных инструментов иные, чем у голоса человека, и тем, что в музыкальной практике выработалась сложная, подчиняющаяся определенным правилам и законам система организации музыкальных звуков. При этом для каждого исторического периода в развитии музыки характерны определенные интонации.
Музыка обладает особым языком, который сложился в долгой, многовековой практике музыкального творчества, — языком, который в принципе не строится на изобразительных элементах, характерных для таких видов искусства, как живопись, скульптура. В силу этого обстоятельства язык музыки не является языком описаний и не пригоден для сообщения какой-либо точной документальной информации, что является обычным, напри; мер, для литературы.
Способ художественного отражения в музыке определяется ее звуковой и временной природой. Музыкальным звуком невозможно изобразить зрительно воспринимаемый предмет, но можно воспроизвести звуки действительности и вызвать зрительные ассоциации. В истории музыки известны многочисленные попытки живописать в звуках. Но обращается ли музыка к изобрази- тельным приемам или нет — это несущественно для выяснения ее особенностей как вида искусства. Художественно воспроизводя интонации голоса и речи людей, музыка выражает отношение человека к действительности, разнообразные чувства, настроения, переживания, волевые качества, характеры людей, столкновение человеческих стремлений и т. д., порожденных жизнью, событиями в обществе.
5. Театральное искусство. К театральному искусству относятся спектакли различных видов (драма, трагедия, комедия), жанров и исторических направлений, в которых посредством игры актеров художественно отражена жизнь общества, людей, их духовный мир. В зависимости от исполнителей и использования художественных средств театральные спектакли могут быть кукольными, музыкальными, мимическим и т. д.
Театральный спектакль является продуктом коллективного творчества — драматурга, сценариста, режиссера, актеров, декораторов, музыкантов. Создание спектакля предполагает подготовительную работу, а осуществляется в процессе публичного исполнения актерами ролей пьесы, в процессе их игры на сцене, где актеры, перевоплощаясь, предстают перед зрителями в образах других людей — персонажей пьесы. Жизнь персонажей, которую мы видим как протекающую в некотором месте, обстановке и в некотором времени, оказывается отражением реальной жизни людей, общества.
Такое отражение жизни общества посредством показа актерами жизни персонажей есть художественный образ спектакля. Спектакль как произведение искусства есть особый процесс, в котором продукт творчества— художественный образ — неотделим от процесса его создания, от игры актеров на сцене. При этом главное в театре не игра актеров, хотя без нее нет спектакля, а возникающее в процессе этой игры художественное отражение жизни.
В основе театрального спектакля лежит произведение художественной литературы — пьеса. Поэтому для понимания специфического действия необходимо рассмотреть особенности его литературной основы.
Пьеса, или произведение драматургии, представляет собой художественное отражение жизни, событий посредством речи персонажей (в виде диалогов, монологов и реплик). Кроме того, она содержит ремарки, поясняющие внешний облик персонажей, их действия, обстановку и т. п.
В центре драмы находится действие, событие, которое оказывает решающее влияние на судьбы персонажей драмы и порождает конфликт. Изображение такого со- бытия выступает средством выражения внутреннего мира персонажей, тех духовных коллизий и связанных с ними чувств, переживаний, которые приводят к этому конфликту.
Театральный спектакль представляет собой нечто иное по сравнению с пьесой. В театральном спектакле могут быть представлены такие детали облика персонажей, их поведения, которые зачастую вообще не определены в пьесе.
В зависимости от содержания пьесы, ее принадлежности к определенному жанру драматургии персонажами спектакля могут быть люди, животные, сказочные, мифологические существа. Различным направлениям театра присуща своя условность в изображении действующих лиц и выражении их духовного мира. Так, средством изображения внешнего облика персонажа могут служить различные маски, которые символизируют или олицетворяют преобладающие черты характера персонажа (например, коварство, добродушие и т. п.), состояние его духовного мира, например какое-либо чувство (гнев, злоба, ужас).
Условной является речь персонажей. В отличие от обычной речи людей в жизни она воспроизводит художественно организованную драматургом речь действующих лиц пьесы. А эта речь включает не только диалог — беседу одного персонажа с другим, но и монолог, реплики. Монолог — специфически условная форма речи персонажей. Поскольку она обращена не к другим персонажам, а к зрителям. Кроме того, в самой жизни люди обычно не- думают вслух. Условными являются и так называемые реплики в сторону, также обращенные не к собеседнику, а к зрительному залу. Условные формы речи в театре позволяют глубже выразить духовный мир персонажей, понять обстоятельства их действий, причины событий, отношений их друг к другу и т. п. Речь персонажей отличается от речи людей в жизни и по своему звучанию, ритму, интонации. При этом сценическая речь может быть стихотворной, отличаться особой патетичностью.
6. Киноискусство. Кино — это наиболее массовый, а также и наиболее убедительный вид искусства, показывающий жизнь наглядно, в движении и звуках.
Киноискусство включает большое количество художественных фильмов различных стран и направлений, постоянно пополняется новыми фильмами.
Процесс создания кинофильма очень сложен. Необходимы разнообразная кинотехника и кинооборудование, в целом киноиндустрия. Каждый фильм — продукт коллективного творчества. К творческим работникам кино относятся прежде всего кинорежиссер, оператор, актеры и т. д. В результате большой работы всего коллектива создается кинолента (примерно 2200 метров на 1,5 — 2 часа). Но эта кинолента, которая в обычном кинофильме включает в себя свыше 150 тыс. кадров (фотоснимков), еще не готовый фильм, а лишь его материальный носитель. Чтобы кинолента стала фильмом, необходимо привести ее в движение и спроецировать зафиксированное на ней изображение на киноэкран. Проекция каждого отдельного кадра киноленты на экран есть неподвижное изображение, но их смена со скоростью 24 кадра в секунду в современных фильмах (16 — в «немых») приводит к тому, что зритель не замечает неподвижности кадров, а видит «живое», движущееся изображение людей, их действия, поступки и т. д.
Поэтому фильм как произведение искусства существует лишь на киноэкране и представляет собой движущееся изображение, посредством которого выражается духовный мир людей и эстетическое отношение создателей кинокартины к действительности. Создаются также мультипликационные фильмы и кукольные.
Действительность в художественном фильме не копируется, а отражается посредством движущегося на экране изображения игры актеров. (в игровом фильме), перевоплощенных в персонажей. Это движущееся на экране выразительное изображение жизни персонажей в определенной обстановке и есть художественный образ фильма. Являясь особым отражением действительности, выразительное изображение жизни персонажей фильма пере- дает чувства, настроения, характеры, взгляды людей. В кинофильме, как и в произведениях других видов искусства, художественный образ предстает перед зрителя- ми как объективная видимость изображения реальной жизни общества.
Киноискусство отличается от других, видов, искусства как по материалу (проекция киноленты на экран), по средствам отражения жизни общества (изображение на экране игры актеров, кукол или рисунков), так и по специфике художественного образа (выразительное изображение на экране жизни персонажей).
Художественный образ фильма сначала предстает перед нами как изображение жизни персонажей (а этими персонажами могут быть не только образы людей, но и животных, сказочных и фантастических существ). По- средством показа жизни персонажей кинофильм способен отразить самые разнообразные общественные отношения людей: политические, экономические, а также нравственные, правовые, религиозные, семейные, национальные и т. д.
В соответствии с тем, какие стороны действительности, жизни общества художественно изображены в фильме — по изобразительному содержанию или теме — все кинофильмы разделяются на жанры. В историческом жанре показаны события прошлого и жизнь выдающихся личностей.
Как и произведения других видов искусства, кинофильмы отражают жизнь общества с определенной «точки зрения». «Точка зрения» в киноискусстве проявляется в пространственном положении наблюдателя по отношению к происходящему в фильме (например, близко или далеко, выше или ниже и т. п.), в его перемещении в художественном пространстве и времени (он способен «видеть» происходящее в различном месте и времени), в его мыслях по отношению к происходящему (они выражаются в речи диктора, в «закадровом голосе» и т. д.). В соответствии с «точкой зрения» фильма киноискусство разделяется на различные роды (большие жанры): киноэпопею, кинодраму и кинолирику. Как и в литературе, киноэпос (кинороман, киноповесть, кинобаллада, киноновелла) наглядно показывает жизнь, судьбу одного или нескольких персонажей в их действиях, поступках, отношениях с другими людьми и т. п. В кинодраме основным является событие, в котором раскрывается духовный мир персонажей.
Киноэпос и кинодрама предполагают сюжет. Сюжет кинофильма — это показ этапов жизненного пути персонажа. В отличие от реальности в сюжете реалистического фильма ясно раскрыты причины возникновения тех или иных событий, показан процесс их развития. Кинофильм способен переносить действие из одного места и времени в другое, а поэтому как бы «сжимает» время. Изображаемое событие предстает в развитии, как возникающее, нарастающее в различных местах, но завершающееся в одном месте.
ПУТИ ЭСТЕТИКИ И ИСКУССТВА КОНЦА ХХ ВЕКА (Тема 16)
Наиболее употребляемым сегодня термином для характеристики эстетики, искусства, культуры в целом конца двадцатого века является «постмодернизм».
Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности. Настроения "конца истории", когда все уже высказано до конца, исчезла почва для новых, оригинальных идей, кристаллизовались в эстетической сфере в самооправдание компилятивной "эстетики арьергарда". Вместе с тем подобное сравнение должно было бы скорее навести на мысли о тех новых эстетических парадигмах, которые подспудно возникают в недрах устоявшихся художественных моделей. В этом плане заслуживает внимания принадлежащая Д.Барту концепция постмодернизма как культуры нового художественного наполнения, а отнюдь не истощения.
Специфика постмодернистской эстетики во многом связана с неклассической трактовкой классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, постмодернизм не вступает с ней в конфликт, но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетикой постмодернизма выдвинут ряд принципиальных положений, позволяющих сделать вывод о ее существенном отличии от классической антично-винкельмановской западноевропейской эстетики. Это относится, прежде всего, к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики, растворению ориентиров уверенности.