Эстетика поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:49, реферат

Описание

Эстетика поведения — один из самых слабых участков эстетического воспитания, в том числе и семейного. Подчас вопросы организации быта заслоняют проблемы поведения, а иногда родители и воспитатели просто недооценивают их значение, считают или мелочью, или частным делом, или предрассудком. А между тем поведение человека не мелочь, и в поведении нет мелочей. А. П. Чехов в свое время писал: «.какую страшную воспитательную роль играют в жизни человека обстановка и мелочи» Грубым деспотизмом называл он «.постоянные ругательства самого низменного сорта, возвышение голоса, попреки, капризы за завтраком и обедом, вечные жалобы на жизнь.» .

Работа состоит из  1 файл

контрольная эстетика.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эстетика поведения — один из самых слабых участков эстетического  воспитания, в том числе и семейного. Подчас вопросы организации быта заслоняют проблемы поведения, а  иногда родители и воспитатели просто недооценивают их значение, считают или мелочью, или частным делом, или предрассудком. А между тем поведение человека не мелочь, и в поведении нет мелочей. А. П. Чехов в свое время писал: «.какую страшную воспитательную роль играют в жизни человека обстановка и мелочи» Грубым деспотизмом называл он «.постоянные ругательства самого низменного сорта, возвышение голоса, попреки, капризы за завтраком и обедом, вечные жалобы на жизнь.» .

 

Культуре поведения учат с раннего  детства, не все смогут потом перевоспитать и довоспитать себя. Не всегда, к сожалению, родители обращают внимание на то, как дети сидят за столом, когда работают и когда едят, как они ходят. И мы часто видим, как подростки и юноши ходят вразвалочку, расхлябанно, волочат ноги, сутулятся, натягивают кепку или шапку на глаза, в метро сидят, развались, громко разговаривают. Это все, конечно, результат элементарной невоспитанности, в чем, прежде всего, повинны семья и школа.

 

Детей нужно учить не только тому, как себя вести, но и как разговаривать. Часто в речи подростков мы сталкиваемся с косноязычием, грубыми поговорками, с вульгаризмами, с коверканьем слов, с тенденцией давать друг другу клички, с жаргонами, со словами-сорняками и даже с нецензурными словами.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Эстетика — наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-практического освоения. Универсальность эстетического отношения и сферы эстетического опыта: природа, культура, общество, человек. Триединство предмета эстетики: субъект — объект — ценность.

 

Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Если основываться на чертах (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология будет выглядеть так: Проторенессанс (конец XIII – XIV вв.), Раннее Возрождение (XV в), Высокое Возрождение (конец XV – первые три десятилетия XVI в), Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в).

 

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке. Еще Джордано Вазари – живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Если наиболее показательной страной для изучения западноевропейского средневековья является Франция, то в эпоху Возрождения такой страной может служить Италия. Причем, в Италии термин "Возрождение" имел первоначальный смысл – возрождение традиций античной культуры, а в остальных странах Возрождение развивалось как прямое продолжение готической культуры в сторону усиления мирского начала, отмеченного становлением гуманизма и ростом самосознания личности.

 

Эстетика Возрождения связана  с тем грандиозным переворотом, который совершается в эту  эпоху во всех областях общественной жизни: в экономике, идеологии, культуре, науке и философии. К этому  времени относятся расцвет городской культуры, великие географические открытия, безмерно расширившие кругозор человека, переход от ремесла к мануфактуре.

 

В эпоху Возрождения происходит процесс коренной ломки средневековой  системы взглядов на мир и формирование новой, гуманистической идеологии.

 

Гуманистическая мысль ставит человека в центр вселенной, говорит о  неограниченных возможностях развития человеческой личности. Идея достоинства  человеческой личности, глубоко разработанная  крупными мыслителями Возрождения, прочно вошла в философское и эстетическое сознание Ренессанса. Выдающиеся художники того времени черпали из нее свой оптимизм и энтузиазм.

 

Отсюда полнота развития личности, поражающая нас всесторонность и  универсальность характеров деятелей Возрождения.

 

В этот период происходит сложный процесс формирования реалистического мировоззрения, вырабатывается новое отношение к природе, религии, художественному наследию античного мира. Конечно, было бы неверным считать, что культура Возрождения окончательно преодолевает религиозное мировоззрение и порывает с религией: негативное отношение к религии часто сочетается с возрождением интереса к религии и различным мистическим идеям. Но вместе с тем, очевидно, что в эпоху Ренессанса происходит усиление светского начала в культуре и искусстве, секуляризация и даже эстетизация религии, которая признавалась лишь в той мере, в какой становилась предметом искусства.

 

Не следует думать, что идеи эстетики Ренессанса развивались только в  Италии. Можно проследить, как схожие эстетические концепции распространялись и в других странах Европы, в особенности во Франции, Испании, Германии, Англии. Все это свидетельствует, что эстетика Ренессанса была общеевропейским явлением, хотя, конечно, специфические условия развития культуры в каждой из этих стран накладывали характерный отпечаток на развитие эстетической теории.

 

Чайная церемония возникла под  влиянием эстетики и философии дзен-буддизма и стремилась противопоставить настроению безысходности поклонение Красоте.

 

В те времена властители из военного сословия и богатые торговцы, собираясь для политических и торговых дискуссий, часто пользовались случаем для того, чтобы подать чай. Считалось утонченным удовольствием сидеть на досуге в тихой чайной комнате, отстранившись от жизненных забот и волнений, и внимать звукам воды, кипящей на жаровне. Великий учитель Сэн-но-Рикю возвел чаепитие в искусство. Он смог развить искусство чайной церемонии в том виде, в котором он это сделал, отчасти из-за существовавшего вышеупомянутого социального фона.

 

В XV—XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

 

Сегодня чайная церемония — это  наиболее самобытное, уникальное искусство. Она играет важную роль в духовной и общественной жизни японцев уже на протяжении нескольких веков. Со временем ритуал проведения чайной церемонии канонизировался, заданными стали последовательность действий и поведения. Уже войдя в простые деревянные ворота, гости погружались в особый мир, оставляя за спиной все мирское и в молчаливой сосредоточенности подчиняясь лишь законам действа.

 

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала  распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

 

На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию  северных племен варваров, которые  приносили свои представления о  браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

 

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской  власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в  том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

 

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой - мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

 

Представления о серенадах требуют  уточнения в том плане, что  их, как правило, распевали под  окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

 

Ренессанс, по существу своему революционная  эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «Высшими добродетелями считались вулканические страсти у обоих полов. Иметь много детей, приносило славу, и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».[1]

 

Танец — один из самых древних  видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8—6 тысячелетиям до н. э., изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Тогда танцы носили анимистический характер, то есть их сюжеты складывались на основе наблюдений за животными: образно и выразительно передавались повадки зверей и птиц. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев — павлина, у якутов — медведя и т. п. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения до смерти. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Например, перед началом охоты наши предки исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы и навыки, но и укреплял уверенность в успехе. Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются во многих документах доисторической эпохи. Вероятно, придворные танцы существовали столько же, сколько короли и королевы. Многообразие танцевальных форм включало в себя народные, социальные, бальные, религиозные и экспериментальные и другие формы. Крупной ветвью этого искусства был Театральный Танец, возникший в Западном Мире. Корни современного балета, танца, который все мы знаем, уходят во Францию шестнадцатого века — Эпохи Возрождения.

 

 

I.                

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетика Возрождения уделяет  большое внимание внешнему правдоподобию  при отражении действительности, поскольку реальный мир, реабилитированный гуманистами с большим пафосом, достоин адекватного и точного воспроизведения. В этом плане совершенно понятен их интерес к техническим проблемам искусства и, прежде всего, в живописи. Линейная и воздушная перспектива, светотень, локальный и тональный колорит, пропорция – все эти вопросы обсуждаются самым живым образом. И нужно воздать должное гуманистам: здесь они достигли таких успехов, которые трудно переоценить. Большое значение гуманисты придают занятиям анатомией, математикой и вообще изучению натуры. Требуя точности в воспроизведении реального мира, они, однако, очень далеки от стремлений натуралистически копировать предметы и явления действительности. Верность природе для них не означает слепое подражание ей. Красота разлита в отдельных предметах, и произведение искусства должно собрать ее в одно целое, не нарушая при этом верности природе.

 

Эстетика соединима с нравственностью  или духовностью, и именно по этой причине знатоки искусства чайной церемонии заявляют, что чай –  это сама жизнь, а не просто вещь, доставляющая удовольствие, какой бы утонченной она не была. Многие ли из нас на самом деле настолько здоровы, что не нуждаются в лекарстве или тонизирующем средстве того или иного рода в определенные моменты своей жизни? Кроме того, каждый из нас неизбежно умрет. Современная психология приводит много случаев, когда энергичные бизнесмены, сильные физически и умственно, неожиданно тяжело заболевают, когда уходят в отставку. Почему? Потому что они не научились беречь свою энергию, то есть им никогда не приходила в голову мысль об уходе от суеты, пока они работали. В Японии воин в те далекие времена борьбы и беспокойства, в самые суровые дни войны понимал, что он не может постоянно испытывать предельного нервного напряжения, что он должен иногда каким-то образом уходить от этого. Чайная церемония, вероятно, предоставила ему именно такую возможность. Он удалялся на некоторое время в тихий уголок своего бессознательного, символом которого служила чайная комната, едва превышающая девять квадратных метров. И когда он выходил из нее, он не только чувствовал себя освеженным физически и умственно, но вполне возможно, надолго сохранял в памяти вещи более важные и глубокие, чем просто сражение.

 

В чайной церемонии заключено нечто  большее. Приобщая людей к точно  установленному ритуалу, она приучает их к строгому порядку и безусловному исполнению социальных правил. Чайная церемония является одной из важнейших основ культивирования национальных чувств. По мнению японцев, чайная церемония воспитывает простоту, естественность, опрятность. Чайная церемония - самое полное и совершенное выражение японской эстетики.

 

Большинство ритуалов распадается  на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала  взлета самолетов — ожидание команды  «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

 

История многих ритуалов уходит в  глубокую древность, например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I веке до н. э.). Ходить по горящим углям и даже плясать могут на всех континентах. Так поступают, в частности, североамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болгары. На Руси по раскаленным углям не ходили, зато во время празднования прихода Весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

 

Характеризуя эпоху Возрождения, Энгельс писал: "Это был, величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах  и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".[3]

 

Эстетика Возрождения не представляет собою абсолютно однородного  явления. Здесь были различные течения, которые часто сталкивались друг с другом. Сама культура Ренессанса пережила ряд этапов. Соответственно менялись и эстетические представления, понятия и теории. Это требует специального исследования. Но при всей сложности и противоречивости эстетики Возрождения это все же была реалистическая эстетика, тесно связанная с художественной практикой, направленная на действительность.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.                                    Кривцун О.А. Эстетика: Учебник.  – 2-е изд., доп. – М., 2001.

 

2.                                    Васюра Т. Японская чайная церемония  «Здесь и сейчас» № 3,4, - М.,1999.

 

3.                 История эстетической мысли. В  6-ти т.Т.2. Средневековый Восток. Европа 15-16 веков. – М., 1985.

 

4.                 Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник –  М., 2002.

Информация о работе Эстетика поведения