Эстетика поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:49, реферат

Описание

Эстетика поведения — один из самых слабых участков эстетического воспитания, в том числе и семейного. Подчас вопросы организации быта заслоняют проблемы поведения, а иногда родители и воспитатели просто недооценивают их значение, считают или мелочью, или частным делом, или предрассудком. А между тем поведение человека не мелочь, и в поведении нет мелочей. А. П. Чехов в свое время писал: «.какую страшную воспитательную роль играют в жизни человека обстановка и мелочи» Грубым деспотизмом называл он «.постоянные ругательства самого низменного сорта, возвышение голоса, попреки, капризы за завтраком и обедом, вечные жалобы на жизнь.» .

Работа состоит из  1 файл

контрольная эстетика.doc

— 231.50 Кб (Скачать документ)

 

5.                 Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический  анализ. – СПб., 1998.

 

6.                 Всемирная история: Возрождение  и Реформация. под ред. Алябьева  и др. Т.9-10. - М., 1996..

 

7.                 Лосев А.Ф. Этика Возрождения. - М., 1978.

 

8.                 Овсянников М.Ф. История эстетической  мысли: Учеб. пособие. - 2-е изд. - М., 1984.

 

9.                 Яковлев Е.Г. Эстетика. - М., 2002.

 

10.            Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой  танец М., 1987.

 

11.            Куренкова Р.А. Эстетика. - М., 2003.

 

12.            Манн Ю. Русская литература ХIХв. Эпоха возрождения. – М., 2001.

 

13.            Бычков В.В. Эстетика. Учебник. - М., 2002.

 

    1. Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. - Ростов Н/Д., 1998.

 

 

 

 

Само понятие "этикет" настолько  давнее, что очень трудно найти  и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение:"Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".

 

Древнейшим сведениям об этикете  насчитывается примерно пять тысяч  лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

 

Древний Рим, хотя и принял греческую  культуру за основу, в силу своих  общественно-социальных условий был  вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

 

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

 

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы  же до сих пор с трудом постигают  японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикетобязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

 

А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон  прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом  книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина.

 В наше время в Америке  существует Институт этикета  имени Эмилии Пост. Она - самый  популярный автор книг по культуре  поведения, пожалуй, не только  в США.

 

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.

 Активным проводником европейских  манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков  царь велел трижды переиздать  популярную в европе книгу  "Юности честное зерцало, или  показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.

 

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов  от седой древности и до наших  дней. Народы каждой страны вносят в  этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.

 Не следует забывать, что  нормы этикета, в отличие от  норм морали, являются условными,  они носят как бы характер  неписанного соглашения о том,  что в поведении людей считается  общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

 

 

аглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости  и вежливости, принятые в том или  ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.

 

В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям  без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

 

Ученые выделяют следующую классификацию  подсистемы этикета:

 

1. Речевой, или вербальный этикет.

2. Речевой этикет определяет, какими  словесными формулами лучше воспользоваться,  если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации — искусство вести беседу.

 

Мимика и жесты.

 

Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

 

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).

 

Очень большое значение в этикете  имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о  личном пространстве, что оно зависит  от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.

 

Этикетная атрибутика (или мир вещей  в этикете).

 

К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и  головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки. Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным — это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.

 

Современный мир требует от современного человека специфических навыков  поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в  отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур

 

Этикет больше напоминает не строгий  черный костюм и галстук-бабочку  Джеймса Бонда, а правила дорожного  движения. К примеру, если Вы в комнате одни, то можете как угодно и что угодно говорить о том, «какие же они все…» Можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками. Главное, этим Вы никого не удивите и не обидите, никто не выскажет Вам своего мнения в ответ. Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Но как только рядом с вами появляется другой человек, необходимо считаться с его мнением, предпринимая то или иное действие.

 Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

 

Часто встречаются люди, у которых  стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения — довольно низкое, но, увы, часто

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

встречаемое явление). В присутствии  коллег (на работе или корпоративной  вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу). Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании.

 

 

Что такое этикет

 

Этикет – это составная часть  внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества. «Словарь по этике» определяет это понятие так: «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» [Словарь по этике 1981: 412]. Исходя из этого определения, этикет можно рассматривать как социальное понятие, т.е. говорить об этикете как исторически сложившейся системе правил социального поведения, принятых в традиционных для данного этнос ситуациях общения. Соблюдать определённый порядок поведения, придерживаться существующей системы разрешений и запретов – это значит принимать сложившуюся систему ценностей и тем самым признавать себя членом этого общества.

 

Этикет как условный ритуал представляет собой общепринятую систему определённых правил учтивости, которые регламентируют особенности взаимоотношений между  представителями различных слоёв  населения и социальных групп  в соответствии с их общественным статусом. Различают несколько видов этикета. Назовём некоторые из них:

 

– дипломатический этикет – правила  поведения дипломатов и других официальных  лиц при контактах друг с другом на различных приёмах, во время визитов  и переговоров;

 

 – придворный этикет – строго регламентируемый порядок общения и поведения, установленный при дворах монархов;

 

 – воинский этикет – свод  общепринятых в армии правил  и норм поведения военнослужащих  во всех сферах их деятельности.

 

Различают также деловой этикет, представляющий собой свод правил, соблюдение которых необходимо для успешной работы, и этикет повседневного общения, регламентирующий поведение человека в бытовых ситуациях, в общественных местах, на улице, в гостях и т.д.

 

Понимание этикета не ограничивается лишь описанием установившихся в обществе правил, регулирующих наше поведение в соответствии с социальными требованиями. Важную роль в этикете играет и наша речь. Под речевым этикетом понимается система устойчивых формул общения, используемых для установления контакта собеседников, поддержания общения соответственно их социальным ролям в официальной и неофициальной обстановке. О речевом этикете говорят в широком и узком смысле [Лингвистический энциклопедический словарь 1990: 413].

 

Речевой этикет в широком смысле связан с социальным понятием этикета. Он определяет выбор формы общения в зависимости от социального статуса коммуникантов, места общения (например, обращение на «ты» или на «вы», по имени-отчеству или просто по имени, или по имени в уменьшительной форме). Какое средство наиболее уместно именно в данной ситуации зависит от того, кто говорит и с кем говорит, в какой обстановке происходит общение. Дома в неформальной обстановке мама может сказать сыну: Вить, а Вить, дай-ка мне этот журнал.На работе же более уместным будет обращение на «вы» и по имени-отчеству: «Виктор Петрович, вы не дадите мне этот журнал?» Этикет регулирует выбор наиболее подходящего средства.

 

Речевой этикет в узком смысле составляет микросистему стереотипных вербальных единиц, используемых для проявления доброжелательного отношения к собеседнику в различных ситуациях общения. Эти ситуации типичны, так как они повторяются практически ежедневно. Мы знакомимся с людьми, стараемся привлечь их внимание, здороваемся, прощаемся, извиняемся, благодарим, поздравляем, обращаемся с просьбой и т.д. И всякий раз мы употребляем уже готовые, отложившиеся в нашем языковом сознании устойчивые выражения, определённые формулы общения. Здороваясь, мы говорим: «Здравствуй», «Здравствуйте», «Добрый день», «Доброе утро», «Добрый вечер», «Привет», «Здорoво», «Приветствую вас». Прощаясь, говорим: «До свидания», «Всего доброго», «Всего хорошего», «До завтра», «Пока», «Позвольте откланяться» и т.д. Выбор конкретной формы зависит от того, в какой обстановке (официальной или неофициальной) происходит общение, а также от социального статуса, возраста собеседников и т.п.

Информация о работе Эстетика поведения