Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:49, реферат
Эстетика поведения — один из самых слабых участков эстетического воспитания, в том числе и семейного. Подчас вопросы организации быта заслоняют проблемы поведения, а иногда родители и воспитатели просто недооценивают их значение, считают или мелочью, или частным делом, или предрассудком. А между тем поведение человека не мелочь, и в поведении нет мелочей. А. П. Чехов в свое время писал: «.какую страшную воспитательную роль играют в жизни человека обстановка и мелочи» Грубым деспотизмом называл он «.постоянные ругательства самого низменного сорта, возвышение голоса, попреки, капризы за завтраком и обедом, вечные жалобы на жизнь.» .
И за пределами его влияния осталась, по сути, целая жизнь – жизнь простого народа, крестьян и ремесленников, становящегося “цеха” интеллигенции, а также жизнь воинов, чиновников, людей искусства (не допущенных ко двору), маргиналов различного толка и многих, многих других.
Но так ли это на самом
деле? Стоит ли считать, что
кроме придворной публики
Можно ли говорить о том, что церемонии – в самом широком смысле этого слова – были изобретены лишь в 16 веке и лишь в среде придворных? Или все же стоит говорить о том, что подобное узкое понимание слова “этикет” сложилось исторически и пора взглянуть на проблему шире? И тогда надо будет признать тот очевидный факт, что в 16 веке появился не институт этикета как таковой, а лишь некий кодекс поведения и чести, сложившийся и укрепившийся при королевских дворах Европы. Он и получил название “этикет”. И именно с 16 века это слово, вместе с правилами придворной жизни, зародившимися в среде обитателей Версаля, стало распространяться но миру, проникая во все языки без перевода и особых комментариев.
Попробуем рассмотреть этикет
как специфический институт
Поэт сказал: “Моя свобода
размахивать руками
Строгая регламентация
Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в традиционном обществе он, как правило, становится ритуалом, имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правила поведения в различных кругах (придворный этикет, дипломатический этикет, этикет “высшего общества” к т. д.)
В то же время за строгим
соблюдением этикета может
Этикет в современном
Учтивое обращение с женщиной,
почтительное отношение к
В целом этикет совпадает
с общими требованиями
Любой поступок человека
обладает одновременно
Именно внутреннее родство,
сущностное единство этической
и эстетической сфер
Но взаимоотношения
В сфере поведения личности и отношений между людьми это выражается, в частности, в недооценке “формы” поступка или общения, которая может быть вежливой или грубой, изящной или вульгарной, либо, напротив, в пренебрежении “содержательной” стороной поведения и общения, что наиболее наглядно проявляется в “чистых” формах этического и эстетического – в этикете и в моде. Этическое и эстетическое вступают в конфликт в тех случаях, когда человеку нравится, доставляет наслаждение то, что в нравственном смысле ущербно или аморально. В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируются внешней красивостью формы, манер, слов. Поэтому отличие подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру, то есть через установление ее собственно человеческого содержания. Нравственная оценка поступка или акта общения органически, изначально присуща человеческому восприятию.
Слова “этика” и “этикет”
воспринимаются как близкие по
значению. И это естественно. К
такому восприятию
Вообще говоря, дистанция между
этикой и этикетом столь
во-первых, генетически (ибо
всякий этикет уходит корнями
своими в нравственную
и, во-вторых, функционально (так как этикет приобщает человека к определенной социальной группе, дисциплинирует его, укрепляет чувство ответственности и т. д.).
Однако в каждом конкретном случае такая связь отнюдь не обязательна. Наоборот, эстетическое поведение, которое соответствует всем нормам данного этикета, может заключать в себе безнравственный поступок (например, можно элегантно, в соответствии с правилами хорошего тона, оскорбить и унизить человека). Поэтому этикет есть выражение, воплощение противоречивой связи между этической и эстетической сторонами поведения.
Существование человека в
среде себе подобных, взаимодействие
людей друг с другом – одна
из важнейших составляющих
Подлинно человеческое
Жанр, способ и средства общения имеют нравственный, гуманистический смысл, ибо показывают, насколько развита в человеке способность поставить себя на место других людей. В этом смысле значение и роль этикета трудно переоценить. Если распространить понятие “этикет” на нравы, обычаи, манеры, принятые у разных народов, в различных социальных группах и слоях, на различных этапах человеческой истории, то станет понятно, что вне этикета, по большому счету, человеческого общения не существует. И если некто говорит, что этикета не знает и правилам его не подчиняется, то это может означать лишь, что этот некто не отдает себе отчета, откуда взялись в его поведении те или иные устоявшиеся привычки, манеры, особенности взаимоотношений с другими людьми. Иными словами, некоторые этикетные формы стали настолько органичными, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. А некоторые особенности этикета таковы, что приходится констатировать: что “плохой” этикет – не есть отсутствие этикета, и лишь отсутствие этикета адекватного, соответствующего данному месту, времени, данной конкретной ситуации общения.
Коль скоро мы договорились называть этикетом всю систему устоявшихся отношений между людьми (в рамках конкретного народа, социальной группы, исторической сообщности), то стоит поговорить о том, что означают термины, которыми мы столь легко пользуемся в повседневной жизни – редко задумываясь над их реальным содержанием и смыслом. Что есть “обычай”? чем он отличается от “традиции”? от “манеры поведения”?
“Обычай” – это определенный порядок поведения людей в обществе. Он складывается исторически. Социальная жизнь при всем ее многообразии и сложности характеризуется частой повторяемостью сходных ситуаций, которые требуют от людей однотипных поступков. К “обычаям” (в самом широком смысле слова) относятся приемы и способы труда, повторяющиеся в рамках определенного общества, формы общественно-политической деятельности, брачно-семейной жизни, взаимоотношения людей в быту, религиозные ритуалы и т. п. Через обычаи происходит передача форм массовой деятельности от коллектива к личности, от поколения к поколению. К обычаям в более узком смысле слова относят те действия, которые передаются стихийно. Поэтому, например, к обычаям нельзя относить нормы, предусмотренные какой-либо инструкцией, или правила, исполнение которых поддерживается государством. Обычай – это элемент принятого в обществе образа жизни. I1ри развитии общества происходит преобразование и ломка обычаев, борьба старых и новых обычаев.
“Традиция” – это
“Манеры” – это способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, совокупность свойств речи (употребляемые выражения, тон, интонация) и характерные для человека походка, жестикуляция, мимика, и, наконец, то, что принято называть “манерой одеваться”. Манеры регулируются этикетом. Отношение к ним различно у различных социальных групп. Аристократический взгляд на манеры рассматривает их как выражение прирожденного благородства представителя “высшего” сословия или как внешний лоск, характеризующий принадлежность человека к “светскому” обществу. Демократическое понимание манер исходит из того, что внешняя красота и изящество должны быть выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. В наше время хорошие манеры рассматриваются как форма повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки (самоконтроль), внимательного и тактичного обращения с людьми (чуткость, уважение). Недостаток манер вносит в межчеловеческие отношения мелочное напряжение, неловкость. Избыток, именуемый обычно манерностью, также не способствует гармоничному общению. Найти точную меру во внешних формах поведения особенно сложно в современных условиях динамизма жизни и быстрой смены моды. Поэтому приличные манеры все больше зависят от внутренней культуры, моральной глубины и такта личности.