Менеджмент в Корее и Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:05, реферат

Описание

Итогом анализа стала изданная в 1980 году знаменитая книга «Влияние культуры: международные различия в отношении к труду», в которой были обоснованы четыре параметра для измерения и сопоставления национальных культур- дистанция власти, избежание неопределенности, соотношение мужественности и женственности, соотношение индивидуализма и коллективизма. Позднее был добавлен пятый параметр- кратко- и долгосрочная ориентация, или конфуцианский динамизм. .
Целью работы является изучение корейской и китайской моделей менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

китай корея.docx

— 187.89 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Кросс культурная коммуникация»

На тему: «Менеджмент в Корее и Китае»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент очного отделения

1-го курса

группы 111213

Елпашов Роман Александрович

 

Преподаватель: Усманов Д.И.

 

 

 

Белгород

2013г.

 

Введение

   Важнейшим фактором, определяющим развитие мировой  экономики в наши дни, является  глобализация мирового хозяйства.  Ее основу составляет рост  взаимозависимости национальных  экономик и все более тесная  их интеграция. Возникают глобальные  системы инфраструктуры (транспортная  сеть, Интернет и др.). Возрастает  значение глобальных проблем  современности, решение которых  требует сотрудничества всех  стран мира.    Существенное  влияние на протекающие процессы  оказывает научно-технический прогресс, в первую очередь, в области  информационных технологий и  телекоммуникаций. Процесс глобализации  затрагивает не только уровень  межгосударственных отношений, но  и все уровни экономики. Значительное  влияние он оказывает и на  развитие компаний различных  стран.   

С одной стороны  происходит определенное сближение  стран, усиливается сходство и стратегии  развития организации, технологии производства, развитии инновационных процессов. В этом аспекте национальная принадлежность менеджеров не имеет решающего значения, поскольку он работает открыто и  создает материальные ценности именно в той стране , где работает. Менеджеры должны уметь работать в различных условиях.

   С другой  стороны, устойчиво сохраняются  культурные ценности различных  стран, а  следовательно, и присущие им отличия в системе управления. Менеджеры призваны учитывать в своей деятельности особенности национальной культуры той страны, в которой они работают..

  Общей теории  менеджмента, пригодной для всех  времен и народов, не существует-есть  только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы  менеджмента со своими неповторимыми  особенностями, поскольку учитывают  определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитете и т.д. 

    Возникновение международных корпораций, потребность в изучении успешное ведение бизнеса на разных континентах заставляет расширять границы менеджмента. Международный менеджмент является особым видом менеджмента, главными целями которого выступают формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможностей ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, культурных и иных особенностей этих стран и межстранового воздействия. Международный менеджмент изучает управленческие отношения в международных компаниях.

   Исследования национальных  моделей менеджмента позволяют  избежать повторения чужих ошибок. Потребность в таких исследованиях  испытывают как российские предприятия  и организации, внедряющие мировой  управленческий опыт, так и зарубежные  компании, открывающие свои филиалы в других странах, с другим менталитетом, культурой,   национальными традициями.

Исследования, в  которых влияние национальной культуры на управление бизнесом было предложено рассматривать на основе анализа  измеряемых культурных переменных с  применением математических и статистических методов, были проведены Г.Хофстеде.

В 1970-е годы Г.Хофстеде, в то время создатель и руководитель департамента исследований по вопросам персонала в IBM Europe выполнил грандиозный межкультурный проект. По составленной им анкете было протестировано более ста тысяч работников из различных подразделений IBM, размещенных в 72 странах мира. В результате в руках ученых оказался огромный массив данных, который Г.Хофстеде смог обработать и глубоко проанализировать после того, как ушел из IBM Europe и стал вести научно-педагогическую деятельность в школе бизнеса IMD ( Лозанна, Швейцария). Итогом анализа стала изданная в 1980 году знаменитая книга «Влияние культуры: международные различия в отношении к труду», в которой были обоснованы четыре параметра для измерения и сопоставления  национальных культур- дистанция власти, избежание неопределенности, соотношение мужественности и женственности, соотношение индивидуализма и коллективизма. Позднее был добавлен пятый параметр- кратко- и долгосрочная ориентация, или конфуцианский динамизм. . 
   Целью работы является изучение корейской и китайской моделей менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корейский менеджмент

Корейский менеджмент нередко  представляют как «уникальный» пример заимствования и копирования японской модели управления, причем не отдельных ее элементов, а практически всей системы управления. Это, в свою очередь, порождает вопрос об оригинальности, самостоятельности (самодостаточности) и вообще о существовании корейской модели менеджмента.

Вне зависимости от ответа на данный вопрос изучение ключевых аспектов менеджмента в Южной Корее (далее — Корея) представляет значительный интерес по ряду причин. Во-первых, Корея наглядно продемонстрировала пример чрезвычайно быстрого перехода от преимущественно аграрного общества к индустриальной экономике. Причем она стала мировым лидером в ряде важных секторов, включая как традиционные (выплавка стали, судостроение), так и новые отрасли (электроника). «Когда в середине 1950-х гг. Южную Корею посетили североамериканские экономические советники, — пишут А. С. и Н. А. Селищевы, — дела здесь обстояли хуже — некуда. Кругом нищета. Темпы ВВП не поспевали за рождаемостью человека. "И эти ленивые корейцы не желали работать, спали средь белого дня вдоль обочин дорог, и жирные мухи ползали по их лицам"! Американские советники вынесли вердикт: Южная Корея — безнадежный клиент. Но проходит всего несколько десятилетий — и что можно сказать про Южную Корею сегодня? Куда подевались все эти лодыри и лежебоки?»

 

Во-вторых, впечатляющий рост экономики так называемого азиатского дракона (тигра) был обусловлен рядом факторов, в том числе государственным вмешательством в экономику, регулированием и взаимодействием (поддержкой) с крупнейшими корейскими корпорациями, чоболами (табл.1). Эти могущественные диверсифицированные корпорации стали известны во всем мире благодаря своим потребительским товарам и зарубежным предприятиям. Успехи корейской экономики основываются на ее управленческой культуре, отдельные формы которой имеют свои корни в культурных и институциональных традициях страны. Корейский менеджмент в настоящее время претерпевает определенные изменения в результате попыток реструктуризации корпораций. Несмотря на «вестернизацию» и «японизацию», имеются определенные ограничения для быстрых и глубоких изменений, корейский менеджмент остается достаточно уникальным явлением в международных сопоставлениях.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.Общие факторы  корейской модели экономического развития[1]

 

 

Факторы

Аспекты

ВВнешние

ЭЭкономическая помощь США

РРоль иностранных компаний (например, японских)

ВВыгоды экспортной ориентации на зарубежные рынки

ГГосударство

ТТвердая «видимая рука» авторитарных политических режимов Тесные связи с бизнесом и банками Роль наставника, помощника

ББизнес

ММодель чоболей

Ссочетание патернализма и предпринимательства в отношениях между собственниками и менеджментом

РРесурсы

ДДешевая рабочая сила

Ввысокая квалификация работников

РРегулируемость трудовых отношений

 Культура

ККонфуцианские традиции Групповая гармония

ННацеленность на рост и культивирование духа «ты можешь сделать это»


 

Корейская модель менеджмента: влияние японской управленческой практики

      В исследованиях  по сравнительному менеджменту  корейская модель в основном  сопоставляется с японской моделью,  реже — с американской и  еще реже — с европейской или китайской моделями менеджмента. Знание корейского стиля менеджмента, его особенностей и отличий важно для зарубежных, в том числе российских, компаний, ищущих деловых партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе для организации совместных предприятий и стратегических альянсов.

Несколько десятилетий в  первой половине XX в., до конца Второй мировой войны, Корея была японской колонией, что оказало огромное влияние  на развитие современной корейской управленческой системы. Это влияние остается особенностью организационных структур в корейских фирмах вплоть до прямого копирования японских оргструктур.

В своем экономическом  развитии в 1970-1980-х гг. Корея рассматривала Японию как доминантную модель. Как и японское, корейское правительство проводило активную политику регулирования частного сектора, оказывая влияние на процентные ставки и валютные курсы, и поддержку инвестиционных проектов предприятий. Рост экспорта был национальной экономической стратегией Кореи до конца 1980-х гг. Правительство в целях стимулирования экспорта гарантировало значительные поощрения в виде низких процентных ставок по долгосрочным кредитам, экспортных субсидий и прямой поддержки при вступлении в некоторые привлекательные отрасли. Благодаря такой поддержке избранные компании стали развиваться гораздо быстрее других и осуществлять масштабную диверсификацию. Образовавшиеся в результате чоболы были похожи на довоенные японские дзайбацу. Прямое и косвенное влияние Японии, а также традиции конфуцианства и буддизма дают основание говорить о сходстве японского и корейского менеджмента.

Я. Ли ( Yangho Lee) и соавторы рассмотрели две гипотезы:

  1. по мере роста размеров фирм корейская система менеджмента будет сближаться с японской системой и постепенно стили менеджмента крупных корейских компаний будут становиться все больше такими же, как в японских фирмах;
  2. то же самое будет происходить по мере роста интернационализации (масштабов международной деятельности, измеряемых долей экспорта в общем объеме продаж) корейских компаний. Обе гипотезы были подтверждены в исследовании, т. е. и рост и интернационализация компаний являются движущими силами конвергенции стилей менеджмента между корейскими и японскими фирмами, причем скорее на региональном, нежели на глобальном уровне.

Вместе с тем одну модель от другой отличают ряд особенностей, среди которых наиболее заметными  являются следующие:

  • практика пожизненного найма является более гибкой в корейских фирмах, в которых увольнения работников более привычны, а работники могут менять место работы более свободно по сравнению с японскими фирмами;
  • топ-менеджмент в корейских фирмах склонен к авторитаризму и единоличному принятию важных решений;
  • большинство крупных корейских фирм, входящих в состав чоболов, управляется членами семей их основателей.

В ряде исследований обнаружено, что по сравнению с японцами корейцы  более индивидуалистичны, ибо «Я» у них сосуществует с «Мы». Кроме того, кровное родство является серьезным основанием для занятия должностей. Такие различия могут свидетельствовать о том, что из-за индивидуалистической и иерархической особенностей культуры в корейском менеджменте не может быть достигнута та степень «группизма», которая свойственна японской модели. Этот вывод, однако, расходится с оценками соотношения индивидуализма и коллективизма, полученными в исследованиях Хофстеде: 18 (Корея) и 46 (Япония). В соответствии с Хофстеде получается, что для корейской культуры характерен больше как раз коллективизм, ассоциирующийся с семейственностью и клановостью.

К другим особенностям корейской  деловой культуры относятся:

  • высокая дистанция власти и авторитаризм (значение индекса Хофстеде — 60);
  • высокий уровень избегания неопределенности (85).

Кроме того, исследователи  отмечают относительно высокую контекстуальность культуры, так как считается, что корейцы предпочитают получать информацию, полагаясь больше на личные или семейные связи либо на доступные неформальные источники.

Конфуцианские традиции в корейской деловой культуре

     Конфуцианство  было официальной религией в  Корее на протяжении более  500 лет, начиная с 1392 г., времен  правления династии Йи (Кг), и заканчивая 1910 г., когда страна была аннексирована Японией.

В XX в. весьма заметным становится влияние христианства. В настоящее  время Корея является единственной страной в Юго-Восточной Азии (за исключением Филиппин), где доля населения, исповедующего христианские религии, является весьма значительной (свыше 20%). Распространение христианства в Корее началось в конце XVIII в. Значительную роль в процессах модернизации и вестернизации, которые развертывались в Корее на рубеже XIX-XX вв., сыграли именно корейские христиане, прежде всего протестанты. В 1920-1930-е гг. христианство в Корее окончательно стало восприниматься как национальная религия. Причем его дальнейшему распространению фактически способствовали японцы, для которых в период оккупации оно было менее опасной формой протеста со стороны корейцев. После корейской войны, когда основным союзником Южной Кореи становятся США, позиции и роль христианства становятся еще более заметными. О его влиянии в послевоенный период можно было судить не только по созданным по западному образцу учреждениям образования и здравоохранения, демократическим процессам в сфере политики, но и по распространению приемов и методов западной деловой практики. Тем не менее корейцы, которые исповедуют христианство, в душе остаются конфуцианцами. Многие характерные черты конфуцианского мировосприятия сохранились в корейском обществе и проявляются в национальной деловой культуре и управленческой практике.

Информация о работе Менеджмент в Корее и Китае