Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:05, реферат
Итогом анализа стала изданная в 1980 году знаменитая книга «Влияние культуры: международные различия в отношении к труду», в которой были обоснованы четыре параметра для измерения и сопоставления национальных культур- дистанция власти, избежание неопределенности, соотношение мужественности и женственности, соотношение индивидуализма и коллективизма. Позднее был добавлен пятый параметр- кратко- и долгосрочная ориентация, или конфуцианский динамизм. .
Целью работы является изучение корейской и китайской моделей менеджмента.
Если в целом по китайским вузам соотношение преподавателей и студентов выглядит как 1 : 14, то по специальностям экономики и управления оно гораздо хуже — 1 : 26.
Еще одной проблемой бизнес-
В подготовке менеджеров, внедрении
современных управленческих технологий
и стиля менеджмента
В 1978 г. за счет государства на учебу за границу были направлено 1750 китайских граждан. В дальнейшем это число менялось, достигнув максимума в 1985 г. (около 5 тыс.). Однако в целом доля китайских студентов, проходящих учебу в западных вузах за счет государства (по линии Министерства образования), а также различных организаций (некоммерческие организации, министерства, местные органы власти), незначительна. Гораздо большее число студентов обучается за рубежом за собственный счет (родителей, спонсоров): в 2002 г. их выехало 117 тыс., что составило 94% общего числа китайских граждан, поступивших в зарубежные вузы.
2.9 Роль зарубежной китайской диаспоры
В решении проблем современного менеджмента у Китая имеется своеобразная козырная карта — зарубежная китайская диаспора (хуацяо). Около 60 млн этнических китайцев проживают за пределами страны, в основном в Юго-Восточной Азии (в Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Индонезии и Филиппинах), а также других регионах и странах мира, особенно в США. Зарубежные китайцы и предприятия, которыми они владеют и на которых они работают, обладают огромным экономическим потенциалом. Этот потенциал, согласно одной из оценок, в конце 1990-х гг. оценивался примерно в две трети ВНП Японии.
Наиболее крупные компании,
возглавляемые зарубежными
Отношения между зарубежными китайцами и жителями КНР (работниками, менеджерами, чиновниками) не всегда гладки: несмотря на общее культурное наследие, определенные различия дают о себе знать и есть случаи, когда китайцы отказываются работать с высокооплачиваемыми земляками — «иностранцами» из Сингапура или Малайзии и тем более работать на них. Тем не менее с самого начала зарубежные китайцы играли очень важную роль в движении по пути экономических реформ в КНР. Теперь же они, обладая высокими технологиями, сильными управленческими навыками, налаженными связями в мировой торговле и финансах, могут сыграть такую же важную роль в помощи китайским компаниям в их зарубежной экспансии.
2.10 Тенденции в
развитии китайской модели
Основные факторы, которые будут оказывать влияние на формирование современной модели китайского менеджмента, М. Уорнер показывает в виде «бриллианта» (рис. 2). [1]
Рис. 2. Взаимосвязи внешней и внутренней экономической моделей
Изменения во внешней экономической среде. Будущее китайского менеджмента зависит от изменений во внешней экономической среде, определяемых прежде всего повышением роли Китая в мировой экономике и процессами глобализации. Вступление в ВТО постепенно приведет к снижению (снятию) барьеров на пути импорта и будет усиливать связи между внешней и внутренней экономической средой.
Изменения во внутренней экономической среде. На развитие китайского менеджмента будет оказывать влияние все большее обретение экономикой Китая реального статуса рыночной экономики, расширение структурных реформ и в целом углубление рыночных преобразований.
Изменения в организационной стратегии и структуре. Основной эффект от изменений во внешней и внутренней экономической среде для менеджмента будет проявляться в управленческой стратегии, организационной культуре. По мере того как экономическая среда будет становиться более конкурентной, это найдет отражение в стратегических решениях на уровне менеджмента организации в отличие от прежней модели государственных предприятий.
Изменения в управленческой культуре связаны с последовательным прохождением трех стадий: дореформенной, переходной и после вступления в ВТО. Важное значение имеет изменение организационной культуры и управленческих ценностей в разных регионах страны. В северо-восточных провинциях, где доминируют государственные предприятия, естественно предположить большую значимость производственной бюрократии, в то время как в юго-восточных провинциях и приморских городах высокую эффективность демонстрирует культура предпринимательского типа. В таких городах, как Шанхай и тем более Гуанжоу, управленческая культура, вероятно, будет становиться более индивидуалистичной по сравнению с городами во внутренних районах и провинциях, например Ченду или Ланжоу, за исключением Шеньяна в северном «ржавом поясе».
Китай вступил в ВТО и уверенно движется по пути превращения в экономическую супердержаву. Китайские фирмы Haier, Huawei, Lenovo, SinoChem и др. расширяют свою международную экспансию, стремясь встать в один ряд с ведущими МНК мира. Китай является самым большим рынком в мире и, вероятно, наиболее привлекательным рынком в Азии, что находит отражение в гигантском объеме прямых зарубежных инвестиций. Уже сейчас большое количество примеров деловых стратегий и структур в лице фирм Тайваня, Сингапура и других стран, основанных и возглавляемых этническими китайцами, вполне могут служить неким образцом успешного китайского менеджмента в «экспортном» варианте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская эмиграция в Юго-Восточную Азию предельно обнажила многие черты традиционного жизненного уклада китайцев и прежде всего – первостепенную роль родственных и земляческих общностей. Повсеместно китайские предприятия имели семейную основу, а сети деловых связей выстраивались по земляческому принципу, охватывая, как правило, представителей одной этнической группы (эти группы в Южном Китае обычно различаются, помимо общности территории проживания на их исторической родине, по их диалектам).
Интересно, что неблагоприятные общественные и политические условия жизни китайских общин в ЮВА лишь способствовали их консолидации и в конечном счете – росту их влияния. Так было, например, в Индонезии или Малайзии, где враждебное или, по крайней мере, настороженное отношение местных властей к китайским мигрантам в итоге способствовали и росту этнического самосознания китайцев, и усилению их влияния на политическую жизнь через посредничество различных общественных ассоциаций или благодаря личным связям. Напротив, в Таиланде, где общество отличается терпимостью к переселенцам из Китая, последние в значительной мере ассимилировались с местным населением и даже охотно принимают тайские имена. Тем не менее из 30 крупнейших компаний и банков Таиланда только два предприятия не контролируются местными китайцами.
Общая тенденция развития
китайского бизнеса в ЮВА выражена
в постепенном расширении питающих
его торговых сетей и диверсификации
деловой деятельности, а также
сращивании или, по крайней мере, тесном
взаимодействии китайского капитала с
политической элитой, что тоже является
традиционной чертой предпринимательства
в китайском социуме. Правда, инфраструктура
китайского делового сообщества имеет
почти исключительно
Надо признать, что страны
Восточной Азии сумели создать свой
особый тип капиталистического уклада,
в котором экономическая
«В западных либеральных
демократиях социальное регулирование
осуществляется опосредованно, через
набор стратегий, программ и техник,
которые формируют
В противоположность
Важный урок, который преподают страны
Восточной Азии, состоит в том, что капитал
привлекает не только и не столько дешевая
и дисциплинированная рабочая сила, сколько
общая стабильность в государстве и наличие
консенсуса в обществе. В последние же
десятилетия инфраструктура китайского
бизнеса имела особенное значение для
роста иностранных инвестиций в странах
этого региона, а также развернувшейся
с 80-х годов ХХ века приватизации государственной
собственности. Именно китайская бизнес-паутина
давала в рамках целого региона наибольшие
преимущества, когда требовалось определить
наиболее выгодные точки и формы инвестирования
капитала. Тем самым она стала одним из
главных факторов экономического бума
в ЮВА и роста экономического сотрудничества
региона с Южным Китаем: именно китайские
эмигранты сыграли решающую роль в соединении
дешевой рабочей силы на южнокитайском
побережье с технологиями и финансами
Японии и Запада. Одновременно Сингапур,
Гонконг и в меньшей степени Бангкок стали
главными региональными форпостами свободного
рынка и глобальной экономики. То, что
в последнюю четверть ХХ века ЮВА наряду
с Дальним Востоком оказалась наиболее
динамично развивающимся регионом, является
заслугой, во-первых, японских инвесторов
и, во-вторых, китайского делового сообщества.
Те же китайские мигранты сделали возможным
инвестиционный бум в Китае, первыми начав
делать крупные вложения в китайскую экономику.
Еще в начале 1990-х на Гонконг приходилось
до трех четвертей всех иностранных инвестиций
в Китай.
Наконец, китайцы успешно
проникают на рынки других регионов
мира. Достаточно сказать, что с 1982 по
1987 год число зарегистрированных
китайцами предприятий в США
выросло с примерно 49 тысяч до
90 тысяч, а их совокупный капитал
увеличился с 4,3 до 9,6 млрд. долларов США[6]
. В числе наиболее динамично развивающихся
американских компаний немало тех, которые
были созданы обучавшимися в США китайскими
студентами. Быстрый рост региональной
экономической интеграции в ЮВА на основе
инфраструктуры китайского предпринимательства,
экономические успехи Китая и, наконец,
огромный объем китайских инвестиций
в Северной Америке и Западной Европе
привели к непредвиденному результату:
этнические китайцы увидели в деловой
деятельности вдохновляющую основу для
своего сплочения не только на региональном,
но даже и глобальном уровне. Забрезжила
милая сердцу каждого китайца перспектива
возникновения всемирного Китая – одного
из лидеров глобальной экономики и мировой
державы. Вот что говорит по этому поводу
президент гонконгского Восточноазиатского
банка Дэвид Ли:«По мере того, как Китай
будет идти вперед, развивая все от ракет
до биотехнологий, лазеров и оптики, он
станет научной сверхдержавой XXI века.
Поистине, Китай – это единственная страна,
которая способна бросить вызов США, Японии
или Европе в области технологии. Соединение
китайского научного потенциала, тайваньского
опыта в промышленной инженерии и гонконгской
компетентности в финансах и продажах
откроет путь для динамического развития
Большого Китая. Китайские бренды распространятся
по всему миру, и китайская культура, подобно
культуре США, станет важной экспортной
и глобальной силой» [6]
Рост экономической мощи китайского
бизнеса и перемены в его положении на
международной арене подготавливают и
качественные сдвиги в организации китайских
предприятий. Многие признаки указывают
на то, что традиционная семейная форма
делового уклада в китайском обществе
уже не вполне соответствует вызовам современной
глобальной экономики и постепенно замещается
или, скорее, сращивается с элементами
западного менеджмента. Наступает «момент
истины» и для такого испытанного фактора
деловой активности китайцев, как личные
«связи».
Нельзя не замечать стремительных перемен
лица китайского бизнеса в последние годы
(при всем разнообразии его региональных
форм). В странах ЮВА, на Тайване и в Гонконге
традиционные формы «связей» все больше
уступают место общению в рамках благотворительных
ассоциаций или спортивных клубов. Критерий
экономической эффективности одерживает
решительную победу над личными идиосинкразиями,
внушаемыми культурной традицией. В самом
Китае уже появился целый класс управляющих,
получивших западное образование и впитавших
западные ценности. Особенно впечатляющих
успехов в этой области добился Тайвань,
чьи менеджеры, по оценкам американских
экспертов, могут претендовать на звание
лучших в мире. Пример Тайваня особенно
интересен тем, что здесь, пожалуй, наиболее
очевидны успехи китайского бизнеса в
освоении новых для него передовых технологий
и форм менеджмента. Действенная поддержка
государством малого и среднего бизнеса
в сочетании с жаждой к знаниям и вкусом
к предпринимательству создали очень
благоприятные условия для развития электроники
и смежных с ней наукоемких отраслей.