Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 10:58, контрольная работа
Изучение взаимосвязи морали и состояния общества свидетельствует, что ее падение наблюдалось в периоды упадка и духовных кризисов самого общества. Особенно это характерно для периодов перехода от одного общественного строя к другому. История также свидетельствует, что у человечества никогда не было «золотого века», но был медленный прогресс в развитии морального самосознания личности, появлении новых моральных достоинств, расширении свободы выбора и борьбы мотивов, возрастании роли личного общения и др. Но этот прогресс сопровождался и появлением новых нравственных пороков по сравнению с предыдущими (в настоящее время, например, коррупция, массовая депрессия, наркомания, распространение мафиозных структур и др.).
Введение
1Роль морали в развитии общества.
2Состояние нравственности и тенденции ее развития в современном Российском обществе.
3Совершенствование деятельности сотрудников УИС в условиях гуманизации общества.
Заключение.
3. Причины
«испарения моральности» в
1. Общее ослабление
контроля над поведением
2. Нравственные
качества реформаторов, многие из
которых были рекрутированы в
демократы из партийных и
3. Специфический
характер «трех источников и
трех составных частей»
4. Распространение
в начале 1990-х гг. таких иделогем,
как «Можно все, что не
5. Распространившееся
в начале реформ
6. Криминализация
не только в общепринятом (рост
преступности и др.), но и в
расширенном смысле слова, т.е.
7. Привлекательность
закрепляемых «амнистией
8. Аномия
– разрушение системы
9. Упразднение
социальных институтов
10. Господство «экономического детерминизма» в подходах к решению основных проблем нашего общества.
11. То обстоятельство,
что хотя единство обучения
и воспитания со времен А.С.
4. Последствия
процесса «испарения
Последнее с
особой отчетливостью проявляется
в проблеме рождаемости, которая
в последние годы обозначается, в
том числе и органами власти, в
качестве одной из ключевых проблем
современной России. Как показывают
исследования, чисто экономические
меры повышения рождаемости могут
дать ее прирост в пределах 15-20%, поскольку
основное влияние на нежелание иметь
детей оказывают
А.Ю.Шевяков
приводит данные о том, что «изменения
тенденций рождаемости и
Различные проявления
психологического состояния общества,
например, социальное самочувствие населения,
существенно влияют и на среднюю
продолжительность жизни. «Демографические
исследования показывают, что более
двух третей причин депопуляции России
связано с такими возникшими в
постсоветский период социально-психологическими
феноменами, как социальная депрессия,
апатия и агрессия», одни из которых
(например, массовая агрессивность) являются
непосредственными проявлениями разрушения
нравственности, другие – апатия, депрессия
и др. – массовой психологической
реакцией на ее разрушение. В частности,
перманентное ощущение безнравственности,
враждебности и агрессивности окружающей
среды вызывает у человека стресс,
апатию, депрессию и т.п., в свою
очередь порождающие
Постоянное
чувство неблагополучия окружающей
среды играет важную роль среди мотивов
самоубийств, а также имеет прямое
отношение к удручающей статистике
наркомании, алкоголизма, несчастных случаев
и др., являющихся основными проявлениями
физического саморазрушения нашего
общества. А.Ю.Мягков и С.В.Ерофеев
отмечают, что «в теориях социальной
интеграции рост самоубийств традиционно
считается важным признаком усиления
напряженности и
Все это служит
демонстрациями «материальности» нравственного
состояния социума и
Несмотря
на позитивные сдвиги последних лет,
российское общество по-прежнему «травмировано
хаосом», а одной из его главных
проблем является не дефицит свободы,
в котором нас постоянно
5. Направления
возрождения нравственности. Разумеется,
попытаться дать простой ответ
на традиционный российский
Тем не менее, ключевые направления возрождения нравственности можно наметить.
Во-первых, пересмотр понимания свободы, оставшегося нам в наследство от первых лет реформ и носящего в современной России крайне искаженный характер. Свобода предполагает ее разумные ограничения, интериоризуемые гражданами. Подобное понимание свободы, прописанное в трудах И. Канта, И.А.Ильина и других выдающихся мыслителей, следует вживлять в умы наших сограждан с помощью системы образования, которая сейчас уделяет этим трудам и соответствующим проблемам явно недостаточное внимание.
Во-вторых, возрождение
институтов морального контроля, которые
в современном российском обществе
практически отсутствуют. Едва ли следует
стремиться к созданию институтов,
напоминающих советские партийные
и комсомольские организации (в
демократическом обществе это и
невозможно), однако и школы, и вузы,
и общественные организации могли
бы выполнять функции морального
контроля, для чего им необходим
мандат общества на их выполнение. Например,
поступление в вузы и пребывание
в них резонно поставить в
зависимость от поведения учащихся
в учебных заведениях и за их пределами.
А общественным организациям, в том
числе и нашей ведущей
В-третьих, в условиях характерного для современного российского общества дефицита внутренних – нравственных – регулятивов, следовало бы прибегнуть к их «экстернализации» путем придания моральным нормам статуса законов. Ярким примером может служить принятый Госдумой закон, запрещающий распитие пива и других слабоалкогольных напитков в общественных местах. В данном очень поучительном случае внутренний – нравственный – запрет был переведен во внешнюю форму. И это «сработало», хотя и в соответствии с российским отношением к законам: пить пиво в общественных местах наши сограждане, конечно, не перестали, но стали делать это значительно реже, нежели в отсутствие юридически оформленного запрета. То же самое следовало бы сделать в отношении мата в общественных местах, демонстративных оскорблений старших по возрасту и других форм грубого нарушения морали.
В-четвертых,
декриминализация нашего общества, в
т.ч. и его бытовой культуры. Неверно
думать, что эта проблема имеет
отношение только к правоохранительным
органам. В частности, декриминализация
массового сознания предполагает не
только очищение нашей лексики от
блатного жаргона и т.п., но и радикальное
изменение системы отношений
между населением и правоохранительными
органами, в том числе и отношения
к их информированию о нарушениях
закона, которое в нашей культуре
под очевидным влиянием криминального
мира квалифицируются как «доносы».
Мы же до сих пор не научились
различать доносы, в т.ч. и идеологические,
и сообщения о нарушениях закона,
к тому же считая его «мелкие» нарушения
не существенными и не заслуживающими
внимания правоохранительных структур.
Отмечается, в частности, что «то,
что одни называют законопослушанием,
другие – доносом», «доносительство
у нас не приветствуется… стучать
нельзя, потому что закон – «чужой».
Отсутствует и такое понятие,
как «профессиональный
В-пятых, широкое привлечение ученых – социологов, психологов и др. – к разработке законов, которая у нас считается сферой компетентности лишь профессиональных юристов и вездесущих политиков. Законы – это не просто юридические нормы, а наиболее общие правила социального взаимодействия, которые должны разрабатываться и вводиться с учетом его социальных, психологических, экономических и прочих закономерностей, раскрываемых соответствующими науками.
Естественно,
возможны и другие средства возрождения
нравственности, например, религия, на
которую в этом плане возлагаются
большие надежды. Можно согласиться,
например, с С.Д.Лебедевым в том,
что «переоткрытие религии