Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:28, курсовая работа
Понятие «социальный отчет» стало достаточно мощной имиджевой составляющей любой информационно открытой компании. Сегодня, компании уже с момента создания должны осуществлять свою деятельность с учетом необходимости социальной отчетности в будущем. Более того, компаниям, которые работают с зарубежными инвесторами, важно учитывать наличие практики социальной отчетности за рубежом.
В своей работе я рассматриваю социальную отчетность как таковую и социальный отчет как инструмент социальной отчетности. Целью работы является выявление зависимости между социальной отчетностью компании и ее экономическими показателями. И как данная зависимость влияет на эффективность деятельности компании.
Введение------------------------------------------------------------------------------------------------4
1. Социальная ответственность бизнеса------------------------------------------------------5
1.1.1. Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер--------6
1.1.2. К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести------------6
1.1.3. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести----------------7
1.2. Мотивы социальной ответственности------------------------------------------------------7
1.3. Направление деятельности и виды социальных программ----------------------------7
1.3.1. Благотворительность-----------------------------------------------------------------------7
1.3.2. Благотворительные фонды----------------------------------------------------------------8
1.3.3. . Грантовые программы--------------------------------------------------------------------8
1.3.4. Попечительский совет---------------------------------------------------------------------8
1.3.5. Социально ответственный маркетинг--------------------------------------------------9
1.3.6. Социальный консалтинг-------------------------------------------------------------------9
1.3.7. Стипендиальная программа-------------------------------------------------------------10
1.3.8. Частные пожертвования------------------------------------------------------------------10
1.4. Причины применения социальных программ на практике---------------------------10
1.4.1. Укрепление и пополнение штата-------------------------------------------------------10
1.4.2. Эффективное продвижение--------------------------------------------------------------11
1.4.3. Расширение рынков сбыта---------------------------------------------------------------11
1.4.4. Развитие профильной отрасли науки или промышленности---------------------11
1.4.5. Стабильная ситуация в окружающем сообществе----------------------------------12
1.5. Итоги главы-------------------------------------------------------------------------------------12
2. Социальная отчетность------------------------------------------------------------------------13
2.1. Базовые подходы к составлению отчетности--------------------------------------------14
2.1.1. Отчет в свободной форме----------------------------------------------------------------14
2.1.2. Применение стандартов------------------------------------------------------------------14
2.1.2.1. GRI----------------------------------------------------------------------------------------15
2.1.2.2. АА1000-----------------------------------------------------------------------------------15
2.1.2.3. ISO 14000--------------------------------------------------------------------------------16
2.1.2.4. SA 8000----------------------------------------------------------------------------------16
2.1.2.5. Стандарт ISO 14001. ISO 14001-----------------------------------------------------16
2.1.2.6. Социальная Ответственность 8000 (SA8000)------------------------------------16
2.1.2.7. Стандарты Sunshine-------------------------------------------------------------------16
2.1.2.8. Глобальный Договор------------------------------------------------------------------17
2.1.2.10. Нормы ООН---------------------------------------------------------------------------17
2.1.2.11. Соглашения МОТ--------------------------------------------------------------------18
2.1.2.12. Рекомендации OECD----------------------------------------------------------------18
2.2. Управление внешней средой со стороны корпорации---------------------------------18
2.2.1. Целевое назначение социальной отчетности----------------------------------------19
2.2.2. Раскрытие потенциала развития--------------------------------------------------------21
2.3 Итоги главы.-------------------------------------------------------------------------------------23
3. Влияние социальной отчетности компаний на эффективность её деятельности-----------------------------------------------------------------------------------------23
3.1. Улучшение финансовых показателей-----------------------------------------------------24
3.2. Сокращение операционных расходов-----------------------------------------------------25
3.3. Улучшение имиджа и репутации----------------------------------------------------------25
3.4. Повышение продаж и лояльности потребителей---------------------------------------26
3.5. Снижение текучести кадров, повышение лояльности персонала, повышение мотивации сотрудников----------------------------------------------------------------------------27
3.6. Сокращение давления со стороны проверяющих органов----------------------------27
3.7. Доступ к капиталу-----------------------------------------------------------------------------28
3.8. Вывод--------------------------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы---------------------------------------------------------30
2. содействие охране окружающей среды
3.
взаимодействие с местным
4.
готовность участвовать в
5.
ответственность перед
1.2. Мотивы социальной ответственности:
1.
Развитие собственного
2. Рост производительности труда в компании.
3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.
4. Реклама товара или услуги.
5.
Освещение деятельности
6.
Стабильность и устойчивость
развития компании в
7.
Возможность привлечения
8.
Сохранение социальной
9.
Налоговые льготы.
1.3. Направление деятельности и виды социальных программ:
1.3.1. Благотворительность. Сегодня компании оказывают финансовую поддержку детским домам, спортивным школам, музеям, театрам, библиотекам и т.д.
Лидеры
бизнеса отдают предпочтение долгосрочным
социальным и благотворительным программам,
которые позволяют комплексно решать
ту или иную проблему. Благотворительность
не всегда имеет денежное выражение. Помощь
может быть оказана в виде предоставления
услуг и передачи имущества.
1.3.2. Благотворительные фонды. Фонд - одна из правовых форм существования некоммерческой или общественной организации, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд может быть учрежден физическими и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
Существует
две модели финансирования корпоративного
фонда: ежегодные отчисления от прибыли
компании, которые аккумулируются в
фонде, или же сочетание отчислений
с созданием постоянного капитала.
В первом случае корпоративный фонд мало
отличается от ежегодных корпоративных
социальных программ компании - он является
управляющей структурой для благотворительной
деятельности компании и расходует все
средства в течение года.
1.3.3. Грантовые программы
Участие в международных конкурсах на получение гранта позволило не только освоить принципы и получить навыки проектного подхода, что является основой написания заявок, но и адаптировать конкурсный механизм (грантовый подход) к российским условиям. В России существует достаточное разнообразие различных конкурсов, финансирование которых осуществляется как государственными, так и коммерческими структурами для решения социальных проблем. Развиваются и фонды местных сообществ, аккумулирующие средства из местных источников и распределяющие их на конкурсной основе.
1.3.4. Попечительский совет. Согласно действующему российскому законодательству создавать попечительский совет должны только некоммерческие организации, зарегистрированные в форме фонда (Гражданский кодекс РФ – п.4 ст.118 и Закон «О некоммерческих организациях» - п.3 ст.7). Другие НКО свободны в выборе: иметь или не иметь свой попечительский совет.
Существует еще Закон «Об образовании» - ст.35 и Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 года №1379 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», где попечительский совет рассматривается как форма самоуправления образовательной организации. Основной задачей попечительского совета является принятие мер по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения, определение приоритетных направлений их расходования, контроль за рациональным и целевым использованием.
Функции попечительских советов:
1.
привлечение финансовых
2.
создание положительного
3.
лоббирование интересов
4.
контроль за финансовой
5. контроль за выполнением миссии организации;
6. привнесение новых идей;
7.
развитие партнерских
1.3.5. Социально ответственный маркетинг.
В
мировой практике уже давно используются
более эффективные инструменты,
позволяющие обеспечить вовлеченность
конечных потребителей. Одним их первопроходцев
стала компания American Express, которая по собственной
инициативе объявила о том, что каждые
10 центов с любой клиентской операции
по картам будут направляться в специальный
фонд на реставрацию статуи Свободы. Всего
за четыре месяца было набрано 1,7 млн долларов,
при этом количество использованных карточек
выросло почти на треть, а количество обращений
за новыми картами - почти в два раза.
1.3.6. Социальный консалтинг.
Социальный консалтинг является неотъемлемой частью филантропического рынка, и услуги его необходимы в той или иной мере для всех участников благотворительной деятельности:
-бизнесу (компаниям) - при подготовке, реализации и оценке своих программ;
-руководителю бизнеса - при решении отделить свою благотворительность от общекорпоративной;
-консалтинговым организациям - для выстраивания своей работы с клиентами с учетом возможностей, предоставляемых благотворительностью, а также для разработки и реализации своих филантропических программ;
-некоммерческому
сектору - в каждодневной деятельности
(в области управления
-государству
и его отдельным представителям
- для выработки и реализации государственной
социальной политики.
1.3.7. Стипендиальная программа.
Одной
из разновидностей такой политики являются
программы финансовой поддержки
народного образования и науки,
в частности, наиболее распространенные
программы помощи творческой и научной
молодежи, или стипендиальные программы.
1.3.8. Частные пожертвования.
Программа частных
Главная
цель таких программ - привлечь дополнительные
финансовые средства в организации
некоммерческого сектора для
эффективного решения социальных проблем
1.4. Причины применения социальных программ на практике.
1.4.1.
Укрепление и пополнение
штата. Частная компания желает привлечь
молодых специалистов в ряды своих сотрудников.
Для этого она проводит мониторинг среди
учащихся профильных вузов в поисках студентов,
которые занимаются научными изысканиями
в той же сфере, в которой работает компания,
или получают отличные оценки по определенным
предметам.
1.4.2. Эффективное продвижение.
Частная
компания учреждает стипендиальную
программу, чтобы получить не только
специалистов, но и другие "бонусы",
например, создать себе имидж "предприятия-благотворителя",
социальный брэнд или просто использовать
дополнительный канал для продвижения
своей рекламы и привлечения клиентов.
При этом снова в выигрыше оказываются
обе стороны. На первый взгляд, такой канал
кажется довольно узким, для рекламной
кампании больше бы подошла какая-нибудь
громкая благотворительная акция или
поддержка широко известного публике
культурного проекта. Однако при грамотно
выстроенной схеме выплата стипендий
даже небольшой группе студентов тоже
может "работать" на положительный
имидж компании.
1.4.3.
Расширение рынков
сбыта. Частная компания заинтересована
в развитии отрасли, в которой она работает,
расширении рынков сбыта своей продукции,
а, следовательно, в привлечении широкого
круга потенциальных покупателей. Такая
компания нуждается не только в собственных
специалистах, но также и в профессионалах
из других областей, обладающих знаниями
по необходимой специфике. В этом случае
стратегия компании включает в себя не
только разработку грантовых и стипендиальных
программ, но и иные формы обучения, например,
организацию курсов или факультативных
занятий для старшекурсников по данному
направлению или оплату стажировки.
1.4.4. Развитие профильной отрасли науки или промышленности. Частная компания оказывает поддержку высшему образованию, не извлекая никакой выгоды для себя и руководствуясь исключительно альтруизмом и филантропическими настроениями топ-менеджеров. Однако круг людей, пользующихся этой поддержкой, зависит от личных и общественных интересов руководителей фирмы. Как правило, эти руководители обладают большим опытом в определенной отрасли науки или производства и желают целенаправленно инвестировать средства в решение проблем этой отрасли. К примеру, компьютерный супермаркет "НИКС" начал свою стипендиальную программу с поощрения не просто лучших студентов технических вузов, но исключительно студентов физтеха - "альма-матер" руководителей "НИКСа". В последнее время он перешел уже к более широкой благотворительной деятельности. Программы такого рода не накладывают никаких обязательств на студентов, от них лишь требуется хорошая учеба или научная деятельность в выбранной области.
1.4.5.
Стабильная ситуация
в окружающем сообществе. Стратегические
цели крупной компании, инвестирующей
средства в высшее образование, - стабилизировать
экономическую ситуацию в стране, решить
стоящие перед ней социально-экономические
проблемы, прекратить "утечку" на
Запад перспективных молодых специалистов,
помочь им найти свое место в жизни и расширить
их возможности в выборе профессиональной
карьеры. В данном случае инвесторам неважно,
какой профиль имеет вуз, где учатся студенты
и будут ли эти специалисты работать в
данной компании или нет. В отборе кандидатов
на стипендии они руководствуются исключительно
успехами студентов в учебе или качеством
подготовки специалистов в данном вузе.
Как правило, вкладывать средства в такие
широкомасштабные долгосрочные проекты
могут лишь крупнейшие корпорации или
фонды, имеющие большой уставной капитал.
Яркий пример - Федеральная стипендиальная
программа Благотворительного фонда В.
Потанина.
1.5. Итоги главы.
Итак,
в этой главе я рассмотрела такое
важное понятие как социальная ответственность
бизнеса. Под этим понятием подразумевается
ответственность тех, кто принимает бизнес-решения,
перед теми, на кого прямо или косвенно
эти решения влияют. Социальная ответственность
имеет многоуровневую структуру и множество
программ реализации. Стоит подчеркнуть,
что социальная ответственность дает
неоспоримые преимущества компании, реализующей
социальные программы. Путем реализации
этих программ можно добиться укрепления
и пополнения штата, эффективного продвижения
своего продукта, расширения рынков сбыта,
развития профильной отрасли науки или
промышленности, стабильности ситуации
в окружающем сообществе. Таким образом,
можно сделать вывод о том, что социальная
ответственность сегодня стала реальным
инструментом для укрепления и продвижения
бизнеса.
2.Социальная отчетность.
Потенциал корпоративного роста в условиях возрастающей конкуренции и глобальных процессов капитализации экономики все более определяется нематериальными факторами. Доверие становится ключевой составляющей, нормально функционирующей рыночной экономики, а уровень получаемой прибыли все больше обусловливает не производственная технология, а правильное позиционирование компаний в социальной среде, основанное на корпоративной нравственности и репутации. Для обеспечения устойчивого развития большое значение приобретают надежные социальные структуры и учет долгосрочных последствий корпоративных решений и деятельности, в том числе для окружающей (внешней, социально-экономической) среды. Одним из эффективных инструментов управления социальной ответственностью в новых условиях корпоративного развития является корпоративная социальная отчетность.
Социальная отчетность в широком понимании - это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах экономической деятельности, но социальные и экологические показатели. Все социальные отчеты, которые готовят западные компании, верифицируются независимой "третьей стороной", чтобы стейкхолдеры доверяли публикуемой информации. Оценка и верификация отчетов состоит из двух компонентов. Проверяются факты и цифры, представленные в отчете.
Задачи социальной отчетности
1. привлечь все заинтересованные стороны к участию в дискуссии и создать условия для открытого обмена мнениями;
Информация о работе Социальная ответственность. Влияние на эффективность деятельности компании