Социальная ответственность. Влияние на эффективность деятельности компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:28, курсовая работа

Описание

Понятие «социальный отчет» стало достаточно мощной имиджевой составляющей любой информационно открытой компании. Сегодня, компании уже с момента создания должны осуществлять свою деятельность с учетом необходимости социальной отчетности в будущем. Более того, компаниям, которые работают с зарубежными инвесторами, важно учитывать наличие практики социальной отчетности за рубежом.
В своей работе я рассматриваю социальную отчетность как таковую и социальный отчет как инструмент социальной отчетности. Целью работы является выявление зависимости между социальной отчетностью компании и ее экономическими показателями. И как данная зависимость влияет на эффективность деятельности компании.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------------------4
1. Социальная ответственность бизнеса------------------------------------------------------5
1.1.1. Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер--------6
1.1.2. К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести------------6
1.1.3. К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести----------------7
1.2. Мотивы социальной ответственности------------------------------------------------------7
1.3. Направление деятельности и виды социальных программ----------------------------7
1.3.1. Благотворительность-----------------------------------------------------------------------7
1.3.2. Благотворительные фонды----------------------------------------------------------------8
1.3.3. . Грантовые программы--------------------------------------------------------------------8
1.3.4. Попечительский совет---------------------------------------------------------------------8
1.3.5. Социально ответственный маркетинг--------------------------------------------------9
1.3.6. Социальный консалтинг-------------------------------------------------------------------9
1.3.7. Стипендиальная программа-------------------------------------------------------------10
1.3.8. Частные пожертвования------------------------------------------------------------------10
1.4. Причины применения социальных программ на практике---------------------------10
1.4.1. Укрепление и пополнение штата-------------------------------------------------------10
1.4.2. Эффективное продвижение--------------------------------------------------------------11
1.4.3. Расширение рынков сбыта---------------------------------------------------------------11
1.4.4. Развитие профильной отрасли науки или промышленности---------------------11
1.4.5. Стабильная ситуация в окружающем сообществе----------------------------------12
1.5. Итоги главы-------------------------------------------------------------------------------------12
2. Социальная отчетность------------------------------------------------------------------------13
2.1. Базовые подходы к составлению отчетности--------------------------------------------14
2.1.1. Отчет в свободной форме----------------------------------------------------------------14
2.1.2. Применение стандартов------------------------------------------------------------------14
2.1.2.1. GRI----------------------------------------------------------------------------------------15
2.1.2.2. АА1000-----------------------------------------------------------------------------------15
2.1.2.3. ISO 14000--------------------------------------------------------------------------------16
2.1.2.4. SA 8000----------------------------------------------------------------------------------16
2.1.2.5. Стандарт ISO 14001. ISO 14001-----------------------------------------------------16
2.1.2.6. Социальная Ответственность 8000 (SA8000)------------------------------------16
2.1.2.7. Стандарты Sunshine-------------------------------------------------------------------16
2.1.2.8. Глобальный Договор------------------------------------------------------------------17
2.1.2.10. Нормы ООН---------------------------------------------------------------------------17
2.1.2.11. Соглашения МОТ--------------------------------------------------------------------18
2.1.2.12. Рекомендации OECD----------------------------------------------------------------18
2.2. Управление внешней средой со стороны корпорации---------------------------------18
2.2.1. Целевое назначение социальной отчетности----------------------------------------19
2.2.2. Раскрытие потенциала развития--------------------------------------------------------21
2.3 Итоги главы.-------------------------------------------------------------------------------------23
3. Влияние социальной отчетности компаний на эффективность её деятельности-----------------------------------------------------------------------------------------23
3.1. Улучшение финансовых показателей-----------------------------------------------------24
3.2. Сокращение операционных расходов-----------------------------------------------------25
3.3. Улучшение имиджа и репутации----------------------------------------------------------25
3.4. Повышение продаж и лояльности потребителей---------------------------------------26
3.5. Снижение текучести кадров, повышение лояльности персонала, повышение мотивации сотрудников----------------------------------------------------------------------------27
3.6. Сокращение давления со стороны проверяющих органов----------------------------27
3.7. Доступ к капиталу-----------------------------------------------------------------------------28
3.8. Вывод--------------------------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы---------------------------------------------------------30

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 242.00 Кб (Скачать документ)

 2. узнать  об ожиданиях представителей  общественности, а также об основных  волнующих их проблемах;

   3. предоставить - как в словесной  форме, так и в виде практических  действий - ответы на поднятые  в ходе обсуждений вопросы 

   2.1.Базовые  подходы к составлению  отчетности.

   Существует  два базовых подхода к составлению  отчетности, которые используются сегодня  компаниями по всему миру. 

   2.2.1. Нестандартизированный  отчет - это первый, самый распространенный на сегодняшний день подход. Данный подход подразумевает, что отражение тех или иных показателей деятельности в отчете остается полностью на усмотрение предприятия. Такой подход дает возможность самостоятельно определить объем и набор отражаемых данных. Отчет в свободной форме может быть целесообразен для компаний, которые только начинают реализовывать программы устойчивого развития.  

   2.1.2. Применение стандартов - это второй подход, рекомендованный сторонними организациями, для составления и оценки отчетности. Сегодня существуют несколько базовых взаимодополняющих направления стандартизации социальной отчетности, ее оценки и подтверждения, которые используются ведущими компаниями мира:  

   2.1.2.1. GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании)

   GRI - это независимый институт, в деятельность которого вовлечены различные заинтересованные стороны, задачей которого является разработка и распространение применимого в международном масштабе Руководства по составлению отчетности в области устойчивого развития бизнеса (руководство GRI). GRI предусматривает участие международных представителей бизнеса, аудита, инвестиционного сообщества, экологических, правозащитных, исследовательских и профсоюзных организаций. GRI, основанная в 1997 г. Коалицией экологически ответственных стран, в 2002 г. приобрела независимый статус и является официальным центром сотрудничества Экологической программы ООН (UNEP), который работает совместно с организацией Глобального договора ООН (UN Global Compact). В январе 2004 г. в Москве был официально представлен вариант руководства GRI на русском языке

   Понятия «корпоративная социальная ответственность», «социальные инвестиции» становятся все более актуальными для отечественных организаций. Некоторые серьезные участники рынков, крупные компании, такие как ВАТ Russia, «УРАЛСИБ», ЛУКОЙЛ, могут похвастаться действительно последовательными действиями в развитии бизнеса, предусмотренными общей стратегией развития той или иной компании.  

   2.1.2.2. АА1000

   Система АА1000 (АА1000 Framework) (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной), представляет собой набор принципов, методических рекомендаций и стандартов верификации, направленных на повышение эффективности деятельности в области социальной ответственности, а также улучшение качества оценки, аудита и отчетности в данной области. Главной особенностью стандартов АА1000 является их ориентированность на процессы в области социальной ответственности (в отличие от GRI, которые предоставляет требования к набору показателей и качеству самой отчетности).

   Основополагающим  стандартом Системы АА1000 является AccountAbility 1000, определяющий процессы, через которые должна пройти организация, для того чтобы появилась возможность оценивать уровень ее социальной ответственности. Стандарт представляет собой динамическую модель процесса постоянного улучшения показателей устойчивости. Основное предназначение стандарта - определение шагов для каждой стадии процесса с целью достижения общей эффективности. 

   2.1.2.3. ISO 14000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве) 

   2.1.2.4. SA 8000, разработанный Social Accountability International`s (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков). 

   2.1.2.5. Стандарт ISO 14001. ISO 14001 является одним из наиболее широко применяемых стандартов в области охраны окружающей среды. Он касается системы менеджмента организации и не зависит от отраслевой специфики, что позволяет быстро внедрять его практически на любом предприятии.  

   2.1.2.6. Социальная Ответственность 8000 (SA8000).

   Разработанный в 1996 г., стандарт SA8000 – это стандарт сертификации компаний в условии труда – опирается на соглашения МОТ и другие документы ООН в области прав человека, а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. 

   2.1.2.7. Стандарты Sunshine по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных природоохранных и религиозных организаций, а также организаций по защите прав потребителей. В Стандартах Sunshine приводятся руководящие принципы относительно того, какую информацию корпорации должны регулярно представлять в ежегодном «Корпоративном отчете для заинтересованных сторон». Это информация, предоставляемая клиентам (о продукции и услугах), информация, предназначенная для сотрудников (гарантия занятости, безопасности и здравоохранения, равные возможности при найме), информация для местного сообщества (структура собственности, финансовые показатели, воздействие на внешнюю среду, объем налоговых выплат, количество созданных рабочих мест, инвестиции и благотворительная деятельность), информация для широкой общественности (торговля с враждебными странами, выполняемые государственные заказы, штрафы, которые были взысканы с компании). 

   2.1.2.8. Глобальный Договор. Идея Глобального договора, направленного на участие корпораций в решении глобальных проблем цивилизации. Глобальный договор не предполагает какого-либо «надзора» или оценки деятельности компаний. Он представляет собой добровольную инициативу бизнеса в отношении поддержки принципов устойчивого развития, прозрачности операций, публичной отчетности, внедрения принципов Глобального договора в деловую стратегию, корпоративную культуру и повседневную деловую практику. Это – универсальный документ, который применим к условиям любой страны и любой отрасли. Более чем 1200 компаний, среди которых около 200 крупных транснациональных компаний, подписали Глобальный Договор. 

   2.1.2.10. Нормы ООН, касающиеся обязанностей компаний в области прав человека. Целью данной инициативы ООН является создание единого документа, который объединял бы все существующие международные нормы в области прав человека применительно к вопросам развития бизнеса и корпоративной ответственности и предлагал пути их внедрения. Он в частности, содержит свод обязанностей руководителей предприятий по соблюдению прав человека и трудового права. 

   2.1.2.11. Соглашения МОТ (Международная Организация Труда).

   Стандарты МОТ, как старейшего агентства ООН, описывают самые базовые принципы в области трудовых отношений, такие как запрет всех форм дискриминации, свобода собраний, независимость профсоюзов, право на коллективное отстаивание своих интересов, ограничения детского труда, а также ряд дополнительных соглашений в области безопасности труда, занятости инвалидов, использования детского труда и надомной работы. 

   2.1.2.12. Рекомендации OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) для транснациональных корпораций. Рекомендации создавались как всеобъемлющий кодекс ответственного поведения компаний. Не являющийся обязательным для компаний. Этот документ обязывает правительства подписавших его стран создавать условия для того, чтобы он нашел широкое распространение, и стимулировал компании следовать своду включенных в него норм. 

   2.2. Управление внешней средой со стороны корпорации

   Внешняя среда и корпорация тесно связаны  и взаимодействуют друг с другом. Основные элементы внешней среды корпорации включают в себя (см. рис. 1):

     

   
  •   общество  в целом (в котором формируется  общественное мнение о корпорации);
  •   партнеров (потребители, поставщики, инвесторы, работники и т. д., с которыми корпорация сотрудничает);
  • государство (органы государственной власти, регулирующие деятельность корпорации на основе законов, фискальные и силовые органы и т. п.).

   2.2.1. Целевое назначение социальной отчетности. Спектр современной корпоративной отчетности весьма разнообразен. Генерируемая отчетность различается как по структуре и содержанию, так и по своему целевому назначению. Наиболее наглядным и удобным способом классификации и позиционирования корпоративной отчетности для целей управления внешней средой представляет следующая взаимосвязь развития и отчетности (см. табл. 2).    На рис. 2 графически представлена взаимосвязь корпоративного развития и внешней среды через отчетность. Можно предположить, что следующие элементы корпоративного управления носят характер плана:

     

   
  •   годовой  бюджет деятельности (отражает план  активности корпорации на предстоящий  год);
  •   корпоративная стратегия (отражает планируемую финансовую модель корпорации на среднесрочную или долгосрочную перспективу);
  •   корпоративная миссия (социальный план жизни корпорации в среде).   В этом случае корпоративная отчетность является фактическим отражением реализации корпорацией свои планов. Каждый отчет составляется целевым образом и рассчитан на удовлетворение интересов различного круга потребителей (см. рис. 3):
  •   бухгалтерский отчет составляется для налоговых и других органов государственной власти в целях соблюдения корпорацией их фискальных требований, поэтому регламент его написания определяется законодательно;
  •   финансовый отчет (в соответствии с МСФО) рассчитан на широкий круг партнеров и инвесторов, потенциально и реально заинтересованных в сотрудничестве с корпорацией. Во внешней среде такой отчет ограничивается рамками корпоративной стратегии (финансовой модели) как одного из способов корпоративного поведения и активности в условиях принятой на себя миссии;
  •   социальный отчет ориентирован на всех заинтересованных лиц в конкретной среде и поэтому охватывает все аспекты управления внешней средой, всесторонне раскрывая в едином документе главное - предназначение и осуществление миссии компании. Информирование корпорацией широкой общественности о своей производственно-хозяйственной и социальной деятельности посредством социального отчета является одним из инструментов управления социальной ответственностью и развитием корпорации. Социальная ответственность корпорации в данном случае - это информирование общественности о степени достижения заявленных обществу миссий, ценностей и стратегических целей.
 

   2.2.2. Раскрытие потенциала развития.

     Эффективная корпоративная социальная деятельность и отчетность положительно влияют на финансовые результаты компании, позволяя ей развиваться и закреплять достигнутый успех. Однако вопросы о том, как добиться таких улучшений и правильно использовать преимущества, скрытые в корпоративной социальной отчетности, остаются открытыми. 

   Цели:

  • повышение стоимости компании;
  •   достижение ее стратегических целей;
  •   реализация корпоративной миссии;
  •   составление корпоративного социального отчета.    Ключевыми функциями корпорации при этом являются:
  •   формулирование миссии на основе всестороннего анализа внешней и корпоративной среды в целях эффективного позиционирования компании;
  •   формирование корпоративной культуры и ее доведение до работников (управление внутренними связями) и общественности в соответствии с принятой корпоративной миссией;
  •   управление внешними связями с органами государственной и местной власти, фискальными органами и т. д. в соответствии с принятой корпоративной миссией;
  • формирование социального отчета корпорации на основе проделанной работы. На рис. 4 показана роль социального отчета как основного инструмента влияния корпорации на внешнюю среду для обеспечения своего развития. Связующим "веществом" при этом является корпоративная культура, отраженная в миссии.

   

   Сущность  корпоративной миссии в рассматриваемом  аспекте - это формальный договор  владельца корпорации со средой (обществом, государством и партнерами), дающий корпорации право на существование. Это социальный план, через который компания транслирует вовне свою культуру. Для преуспевающей корпорации важно осуществлять свою миссионерскую деятельность, а не просто производить товары.  

   2.3 Итоги главы.

   Сегодня компании уже с момента создания должны осуществлять свою деятельность с учетом необходимости социальной отчетности в будущем. Более того, компании, которые работают с зарубежными инвесторами важно учитывать наличие практики социальной отчетности за рубежом. Компания должна подчиняться законодательству тех административных единиц, на территории которых она действует, и поддерживать конструктивные отношения с основными не финансово заинтересованными сторонами, включая своих сотрудников, клиентов, поставщиков, местное сообщество, власти и органы контроля. По основным вопросам должно вестись активное взаимодействие с различными группами инвесторов и заинтересованных сторон. Компания должна вести отчетность и эффективно контролировать свою деятельность по отношению к сотрудникам, сообществу и окружающей среде с тем, чтобы соответствовать основным ожиданиям не финансово заинтересованных сторон. Компания также должна сообщать о том, как ее социальная и экологическая отчетность связана со стратегией деятельности, внутренним менеджментом и процессами управления. 

Информация о работе Социальная ответственность. Влияние на эффективность деятельности компании