Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО АКБ Росбанк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является исследование функциональной деятельности коммерческих банков, содержания его операций как основы устойчивого, прибыльного функционирования банка, рассмотрение с этой точки зрения оптимальной структуры ресурсов на основе определения экономического содержания пассивных операций.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть роль и функции коммерческих банков как посредников в распределении финансовых ресурсов;
Рассмотреть структуру основных операций коммерческого банка;
Рассмотреть ликвидность коммерческих банков;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 95.91 Кб (Скачать документ)

Показателю  ПУ1 присваивается 1 балл на основе результатов  аудиторского заключения.

Б) Показатель ПУ2.

При оценке показателя ПУ2:

1 балл присваивается в случае, если информация о лицах (группах  лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное  влияние на решения, принимаемые  органами управления банка, доступна  неопределенному кругу лиц;

2 балла присваиваются в случае, если информация о лицах (группах  лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное  влияние на решения, принимаемые  органами управления банка, доступна  по меньшей мере Банку России;

3 балла присваиваются в случае, если информация о лицах (группах  лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьих лиц) существенное  влияние на решения, принимаемые  органами управления банка, не  доступна Банку России.

Показателю ПУ2 также присваивается 1 балл.

Структура собственности  банка признается:

  • - прозрачной - если показателям прозрачности структуры собственности присвоен 1 балл;
  • - достаточно прозрачной - если показателям прозрачности структуры собственности присвоен балл не хуже 2 баллов;
  • - непрозрачной - если хотя бы одному из показателей прозрачности структуры собственности присвоено 3 балла.

Таким образом, структура банка признается прозрачной.

Следовательно, экономическое положение банка  относится ко 2 квалификационной группе.

Т.к. группе 2 относятся банки, не имеющие  текущих трудностей, но в деятельности которых выявлены недостатки, которые  в случае их неустранения могут привести к возникновению трудностей в  ближайшие 12 месяцев, а именно банки, по которым имеется, в том числе, хотя бы одно из следующих оснований:

  • - капитал, активы, доходность, ликвидность или качество управления оцениваются как "удовлетворительные", а структура собственности признается прозрачной или достаточно прозрачной;
  • - не соблюдается хотя бы один из обязательных нормативов (за исключением норматива достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1)) по совокупности за 6 и более операционных дней в течение хотя бы одного из месяцев отчетного квартала.

В нашем случае показатель доходности оценен как «удовлетворительный».

Все остальные показатели оценены  как «хорошие».

Просмотрев  полученные результаты можно с уверенностью сказать, что преодолевая трудности  жестких экономических условий, ОАО АКБ «Росбанк» с хорошими результатами подтвердил репутацию  крупного и надежного финансового  учреждения. Из года в год, продолжается наращивание размера собственных  средств, растут фонды банка, увеличивается  прибыль. Увеличение капитала значительно  повысило устойчивость финансового  положения данного банка, расширило  возможности по предоставлению клиентам услуг как внутри страны, так и  за ее пределами. Обзор финансовых результатов деятельности основан главным образом на информации, содержащейся в Финансовой отчетности Группы ОАО АКБ «Росбанк» за 2010 год, которая составлена в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В 2010 сбалансировалась валютная структура активов и пассивов: теперь большая часть из них номинирована в национальной валюте, что положительно отразилось на операционной деятельности Банка вследствие снижения конверсионных затрат.

В течение 2010 года активы Банка увеличились на 38% –  до 26,7 млрд. рублей, при этом наибольший прирост произошел благодаря увеличению объемов кредитования. Общий рост кредитного портфеля, на который приходилось 54,9% активов, составил 42,3%. Подобное увеличение объема кредитов было обеспечено в основном розничными операциями Банка, что полностью соответствует утвержденной стратегии по ускоренному развитию розничного бизнеса. Так, в 2010 году объем розничных кредитов увеличивался быстрее кредитов корпоративным заемщикам: 47,5% против 37,9%, а общая доля кредитов физическим лицам в суммарном кредитном портфеле (за вычетом резервов под обесценение) выросла с 45,9 до 47,5%, в то время как доля кредитов корпоративным заемщикам снизилась с 54,1 до 52,5%. В дальнейшем в планы Банка входит планомерное увеличение объема кредитов в абсолютном выражении и смещение акцентов структуры кредитного портфеля на розничный бизнес: его долю в общем объеме кредитов предполагается довести до 60%. Также, с целью обеспечения устойчивой платежеспособности и сбалансированности активов и обязательств по срокам, Росбанк поддерживал достаточно высокий уровень ликвидных активов, в том числе в виде краткосрочных межбанковских кредитов и торгуемых ценных бумаг.

Осуществляя свою деятельность по привлечению и  вложению средств, Банк применяет политику обеспечения сбалансированности структуры  активов и обязательств по срокам, валютам и источникам. В качестве примера такой политики можно  привести портфель потребительских  кредитов, который в целом соответствует  депозитному портфелю частных лиц  по размеру, среднему сроку и валюте.

 

2.3 Пути улучшения  деятельности ОАО АКБ «Росбанк»

Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает  прямое влияние на устойчивость коммерческого  банка. Сами масштабы деятельности коммерческого  банка, а, следовательно, и размеры  доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке  ссудных и депозитных ресурсов. Отсюда возникает конкурентная борьба между  банками за привлечение ресурсов.

Формирование  ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры  источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого  банка. Эффективное управление пассивами  предполагает осуществление грамотной  депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что  в части пассивных операций выбор  банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой  он привязан намного сильнее, чем  к заемщикам.

При выдаче ссуды банк, а не клиент, решает вопрос о передаче денег заемщику, то есть имеет значительную возможность  маневра денежными ресурсами.


9. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. - М.: Финансы и  статистика, 2006

 При привлечении  денежных средств, право выбора  остается за клиентом, а банк  вынужден вести нередко жесткую  конкуренцию за вкладчика, потерять  которого довольно легко. Безусловно, хорошие заемщики тоже представляют  собой большую ценность и формирование  их широкого круга - одна из  важнейших задач банка. Но первичным, все же является привлечение, а не размещение ресурсов.

Ограниченность  ресурсов, связанная с развитием  банковской конкуренции, ведет к  тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость  от них банка очень высока. Поэтому  банкам нужна грамотная депозитная политика, в основу которой ставится поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения  денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и  процентным ставкам.

Не секрет, что кредитование, как одно из основных направлений использования кредитных  ресурсов - самое рисковое в России направление деятельности банков. Основные причины этого следующие: это  тяжелая ситуация в промышленности, когда глубокий спад сменяется депрессией и новым спадом; и финансовый голод  предприятий, проявляющийся в кризисе  неплатежей; объективная необходимость  в долгосрочных кредитах, которая  автоматически повышает рискованность  инвестиций в производство; общая  неуверенность хозяйствующих субъектов  в перспективах экономической ситуации; проблемы некачественного финансового  менеджмента; и, наконец, отсутствие заверенной и обоснованной политики в отношении  реального сектора.

Специфика ситуации состоит в том, что кредитованием  реального сектора занимаются в  основном региональные банки, а они  в условиях концентрации и централизации  капиталов, жесточайшей политики ЦБ в области банковского регулирования - первые кандидаты на ликвидацию, слияние  и поглощение. А крупные банки, имеющие, как правило, свои головные офисы в Москве, размещают свои ресурсы чаще всего в крупные  экспортоориентированные предприятия, кредитование которых осуществляется в условиях владения банками значительной частью их акций с наименьшим риском.

Некоторые банки  рискуют, разоряются и ликвидируются. Но те элементы российской банковской системы, которые имеют развитую клиентскую сеть связаны с предприятиями реального сектора, целесообразно оставлять и поддерживать, даже если они испытывают определенные трудности.

Региональные  банки могут и должны увеличивать  как размер своих кредитных ресурсов, так и долю вложенных кредитных  ресурсов. Ситуация, в которой некого кредитовать, вызвана именно низкой активностью в производственном секторе, а она, в свою очередь, вызвана  дефицитом денег у производителей. В США ссуды составляют примерно 2/3 активов коммерческих банков, учитывая присутствие кредитующих небанковских финансовых институтов. В России же статистика показывает, что кредиты  в среднем составляют 41% активов, варьируясь от 5.5% (банк “Альба-Альянс”) до 90% (Русский банк имущественной  опеки). Значит, резервы роста есть и они объективны.

Меры, которые, на наш взгляд, необходимо принимать  являются следствием проблем описанных  выше:

1. Меры макроэкономического  характера:

  • - небольшое снижение ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг, с принятием правила изменения ставки не чаще чем один раз в определенный период (например - квартал) на законодательном уровне;
  • - более мягкая денежно-кредитная политика (осторожное увеличение денежной массы при подконтрольной инфляции);
  • - принятие Земельного кодекса и Закона “Об ипотеке”, которые сделали бы оборот земли реальностью;
  • - изменение величины норматива Н11, что позволит банкам, по крайней мере устойчивым, принимать вклады граждан в сумме, превышающей величину собственного капитала;
  • - изменение величины норматива Н8 для специализированных банков, что поможет им нормально работать, имея прочную ресурсную базу в одной отрасли, не превышая указанного норматива в несколько раз;
  • - снижение количества обязательных экономических нормативов до уровня при котором банки смогли бы эффективно оперировать ими. За последние семь лет инструкция №1 изменялась восемь раз. И можно с уверенностью утверждать, что процесс будет продолжаться как из-за введения нового плана счетов, так и из-за меняющейся экономической ситуации.
  • - далее, следует минимизировать налогообложение сумм резервов, формируемых под не возврат ссуд, а именно: исключить, по крайней мере частично, из облагаемой прибыли и те резервы, которые создаются под ссуды по первой группе риска.

2. Меры микроэкономического  характера:

  • - региональные банки, имея небольшой ресурсный потенциал должны проводить политику увеличения своей ресурсной базы;
  • - банкам необходимо усилить работу по привлечению мелких вкладчиков;
  • - нужно начать осуществление трастовых операций с денежными средствами, что регламентируется инструкцией ЦБ №63 от 2.07.97. и уже используется в западных и центральных регионах;
  • - особое внимание стоит обратить на лизинг: сегодня многие предприятия, не имеют средств, для закупки оборудования по полной стоимости, особенно импортного, но у них вполне хватит средств, для выплаты лизинговых платежей поэтому лизинг особенно необходим российским предприятиям, поскольку за последние 7 лет наблюдалось постоянное снижения уровня капиталовложений в основной капитал, тем более что ряд мер в качестве поощрения лизинга уже принят: разрешение относить лизинговые платежи на себестоимость; льготы банкам, кредитующим лизинговые операции.
  • - банкам, для эффективного использования кредитных ресурсов, нужно продолжать вводить в использование новые технологии, в частности пластиковые карточки и торговлю через диллинговые системы; проведение торгов в сети Интернет явилось серьезным технологическим прорывом и дало возможность создания частного диллинга; портативный компьютер со встроенным модемом, обученный трейдер и доступ к свежим котировкам дают банку возможность размещать на краткосрочной основе часть кредитных ресурсов, которая оказалась не использованной на конец дня.

Коммерческие  банки, столкнувшись с огромными  трудностями и реальной перспективой прекращения своего существования, принимают широкий комплекс конкретных практических мер по стабилизации своей  деятельности. Проводят всестороннюю реструктуризацию своих активов  и пассивов, освобождаются от неэффективных и убыточных операций, ограничивают внеоперационные расходы, совершенствуют управление всеми видами рисков и ликвидностью, усиливают внимание к повышению профессионального уровня руководителей и всех специалистов с тем, чтобы они могли активно и результативно осуществлять все банковские функции на финансовых рынках, в непрерывно ужесточающихся общих финансовых условиях. Эти меры дают определенные результаты. Однако они не могут изменить общий тенденции непрерывного осложнения и резкого ухудшения условий функционирования всей системы коммерческих банков страны, чреватой для нее. Поэтому для решительного оздоровления ситуации в банковской сфере, наряду с усилиями самих коммерческих банков, неотложно необходимы и крупномасштабные общегосударственные меры. Такие меры (с соответствующими и всесторонними обоснованиями) уже неоднократно предлагались не только отдельными коммерческими банками, но и содержатся в резолюциях, обращениях и других документах целого ряда банковских объединений и прежде всего Ассоциации российских банков. Данные меры в основном сводятся к следующему:

  • - разработать и осуществить развернутую программу стабилизации денежно-кредитной сферы, в том числе системы коммерческих банков, сделав упор не на банкротство коммерческих банков, а на их всестороннюю финансовую и другую поддержку в различных формах, реорганизацию и структурную перестройку банков, в том числе путем их слияния;
  • - создать современную систему рефинансирования коммерческих банков, посредством организации и осуществления учета векселей, поскольку применяемые в настоящее время ломбардные и расчетные кредиты, не в полной мере решают проблемы;
  • - разработать и ввести в действие механизмы перераспределения ресурсов коммерческих банков через Банк России, так как представляется весьма сложным решить эту задачу в сложившейся ситуации через систему МБК;
  • - сформировать фонд санирования коммерческих банков, в которой можно было и целесообразно направить часть средств коммерческих банков, хранящихся на счетах обязательных резервов в Центральном Банке Российской Федерации;
  • - рассмотреть и решить вопрос об уменьшении размеров обязательных резервов по рублевым и валютным привлеченным средствам.

Все это дает основание полагать, что осуществление  кардинальных как общих, так и  специальных мер позволит в кратчайшие сроки повысить устойчивость банковской системы, что, в свою очередь, будет  активно способствовать реальной стабилизации всей социально-экономической ситуации в стране, в том числе и финансовой.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО АКБ Росбанк