Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:46, курсовая работа
С момента провозглашения в нашем государстве рыночных отношений актуальным становится вопрос рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и капиталов в денежной форме. Особенно остро это ощущается в условиях экономического упадка в стране, инфляции национальной валюты, падения производства и других негативных факторов. Ресурсы и капиталы в денежной форме в таких обстоятельствах при простаивании и нерациональном использовании постоянно теряют свою стоимость и, следовательно, ими нужно умело управлять.
ВВЕДЕНИЕ
1 сущность, виды и формы лизинга
2 Показатели эффективности лизинга
3 Анализ эффективности лизинга на примере СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ"
3 Анализ эффективности лизинга на примере СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ"
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.2 Технико-экономическое обоснование эффективности лизинговых операций на предприятии
4 Пути повышения эффективности лизинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рисунок 3.4 Экономия на налогах при лизинге и покупке в кредит
Примечание: источник - собственная разработка
Итак, из анализа потоков денежных средств участников лизинговой сделки и покупателя оборудования очевидно, что финансовая аренда в Беларуси обладает значительными преимуществами, по сравнению с приобретением основных средств с использованием банковского займа. Поскольку финансовая аренда является эффективным механизмом приобретения основных средств, а, следовательно, и обновления материально-технической базы СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ", крайне важно сохранить данные преимущества в будущем. В первую очередь, это касается сохранения возможности применения ускоренной амортизации. Если государство будет заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, обновлении основных фондов производственных предприятий, то представляется необходимым рассмотреть вопрос о сохранении механизма ускоренной амортизации для лизингового имущества.
В приведенном выше варианте расчета относительной эффективности лизинга по сравнению с долгосрочным кредитом не была учтена возможность расширения диапазона исследования до периода полной амортизации, а также принятия во внимание возможности СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ" по использованию появляющегося «налогового щита» (по НДС и налогам из прибыли) и учета фактора стоимости денег во времени. При учете всех данных факторов результат сравнения лизинга и кредита может значительно измениться. В таблице 3.2 представлен результат такого уточненного анализа. В качестве дополнительных исходных посылок приняты следующие данные по субъекту хозяйствования и приобретаемому объекту. Нормативный срок службы объекта – 10 лет, учетной политикой СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ" предусмотрен линейный способ начисления амортизации активов. Амортизационный фонд, сформированный на момент принятия решения, составляет 50 млн. рублей (50% от контрактной стоимости оборудования). Ставка НДС по деятельности субъекта хозяйствования составляет 18%, рентабельность деятельности (отношение прибыли к затратам) – 10%. В структуре себестоимости доля амортизационных отчислений составляет 0,2, а доля приобретаемых материалов и агрегатов, а также работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, - 0,5. Средняя ставка НДС в цене покупных материалов и агрегатов составляет 18%. Ставка дисконтирования оценивается в размере 15% годовых.
Таблица 3.6 - Сравнение финансового лизинга и долгосрочного кредита
№ | Показатель | Значение, руб. | |
Лизинг | Кредит | ||
1 | Расходы по уплате | 157 545 531 | 145 041 673 |
в том числе | |||
1.1 | В части стоимости | 95 000 000 | 118 000 008 |
1.2 | В части дохода | 33 428 418 | 27 041 665 |
1.3 | Выкупной платеж | 5 000 000 | - |
1.4 | НДС | 24 117 113 |
|
2. | Влияние на уплату налогов в течение срока полезного использования объекта | -59 326 714 | -41 300 786 |
в том числе |
Продолжение Таблицы 3.6
2.1 | НДС | -24 117 113 | -18 000 000 |
2.2 | Налоги и сборы из прибыли | -36 401 269 | -28 425 785 |
2.3 | Налог на имущество | 1 191 668 | 5 124 999 |
3. | Использованный субъектом хозяйствования «налоговый щит» | -53 781 824 | -41 300 786 |
4. | Конечная стоимость варианта финансирования инвестиций (п.1-п.3) | 103 763 707 | 103 740 887 |
5. | Конечная стоимость варианта финансирования инвестиций с учетом временного фактора | 90 061 706 | 97 334 783 |
6. | Сравнительная эффективность лизинга: |
|
|
6.1 | В абсолютном объеме (из п.3) | 7 273 077 |
|
6.2 | В относительном размере (в % к стоимости объекта) | 6,2% |
|
Примечание: Источник - собственная разработка
Таким образом, следует отметить, что хотя лизинг и остается для СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ" по-прежнему более эффективным по сравнению с кредитом, однако разрыв между результатами сократился до 6,2% от стоимости приобретаемого объекта. Тем самым, необходимо сделать вывод о том, что существуют сферы как эффективного использования лизинга, когда он обеспечивает рост активов более высокими темпами, чем другие формы финансирования инвестиций, так и неэффективного, когда он уступает в этом другим формам. На эффективность лизинга положительно влияет рентабельность деятельности (с ростом рентабельности эффективность растет) и отрицательно – стоимость самого оборудования (с ростом его стоимости эффективность лизинга снижается).
В последние годы Республика Беларусь столкнулась с проблемой резкого ухудшения состояния основных производственных фондов реального сектора экономики и замедления темпов обновления их активной части. Большие масштабы недоинвестирования производства привели к тому, что в практически новых производственных помещениях (износ на начало 2008г. около 34%) значительная часть машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправданных сроков службы (физический износ по активной части основных производственных фондов на начало 2008г. превысил 76%). В соответствии с п.2 Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010г. расчетная потребность в инвестициях на 2001-2010гг. составит 39 млрд. USD, т.е. около 4,3 млрд. USD в год. Однако объем инвестиций в основной капитал за 2003-2005гг. составил в эквиваленте 7,39 млрд. USD, т.е. около 57% от запланированных показателей.
Вкладываемых на сегодняшний день в модернизацию производства средств порой не хватает даже для простого воспроизводства основных фондов. Таким образом, переоснащение основных фондов предприятий республики является сегодня первоочередной задачей развития отечественной экономики, а лизинг может стать катализатором переоснащения технологической базы, т.к. позволяет сократить до минимума риск морального старения и повысить показатели обновляемости технического парка предприятий.
Лизинговый бизнес привлекателен и распространен во всем мире. Для средних и малых компаний в ведущих западных странах он является одним из основных источников привлечения финансовых ресурсов в инновации. В США определенные схемы лизинговых сделок позволяют аккумулировать средства частных инвесторов. В этом случае для реализации крупного лизингового проекта создается акционерная лизинговая компания, и объявляется свободная подписка на акции.
Ярким примером успешного переоснащения технологической базы посредством лизинга являются страны бывшего социалистического лагеря, где лизинг быстрыми темпами набирает обороты и становится ведущей формой финансирования инвестиций.
В целом место лизинга на финансовом рынке и его динамика имеют положительную корреляционную зависимость от уровня развития экономики страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможное повышение производительности труда (т.е. увеличение ВВП на душу населения) ведет к активизации процессов на рынке лизинговых услуг или, наоборот, возможная активизация процессов на рынке лизинговых услуг приведет к росту ВВП на душу населения.
На развитие лизинга влияет также благоприятная или неблагоприятная внутренняя нормативно-правовая база, что подтверждается некоторыми различиями в динамике показателей лизинговых отношений в странах, относящихся к одной группе по ВВП или ВВП на душу населения.
В нашей стране лизинг рассматривается органами государственного управления как одна из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, имеющая широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения. За время почти пятнадцатилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее благоприятных нормативных баз по этому вопросу в странах СНГ. Так, существующие нормы свободной амортизации объекта лизинга (возможность его полной амортизации за год) являются практически беспрецедентными в мировой истории развития лизинговых отношений.
Однако до недавнего времени лизинг не получал должного распространения в отечественной экономике. В большинстве случаев он использовался скорее не как инструмент осуществления инноваций (которые являются основной сферой применения лизинга в странах со стабильной экономикой), а как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения издержек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов.
В последнее время произошел ряд изменений в нормативно-правовой базе, регламентирующей осуществление сделок финансовой аренды (лизинга) в Республике Беларусь. Они оказались весьма неоднозначными: одни нормативные акты улучшили правовую среду лизинга, другие отменили ряд ранее существовавших льгот, делавших лизинг привлекательным инструментом финансирования реального сектора экономики. Необходимо провести анализ изменений в нормативно-правовом регулировании лизинга, показав разную степень соответствия нормативных актов экономической природе лизинга, и на этой основе определить направления совершенствования законодательной базы лизинговой деятельности в нашей стране.
Однако назрела необходимость в координации нормотворческой деятельности в этой сфере Министерства экономики. Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка, других институтов. Ассоциация белорусских банков, ОО «Белорусский союз лизингодателей» могли бы выступить инициаторами и координаторами процесса разработки проектов изменений нормативных документов и доведения их до уровня структур, обладающих полномочиями законодательной инициативы. Предлагаемые изменения и дополнения в нормативные документы представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1. Перечень предлагаемых мер в части изменения нормативно-правовой базы лизинговой деятельности в Республике Беларусь
№ п/п | Изменения | Исполнители | Форма исполнения |
---|---|---|---|
1. | Установить вторую группу очередности при совершении платежей с текущих (расчетных) счетов юридических лиц. индивидуальных предпринимателей при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) | Министерство экономики. Министерш но по налогам и сборам. Министерство финансов. Национальный банк | Внесение изменений в п. 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06 2000 №359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями) |
2. | Установить порядок, при котором доходы по лизинговым сделкам отражались бы по счетам прочих доходов (в настоящее врем» - по счетам процентных доходов) | Национальный банк | Внесение изменений в Правила бухгалтерского учета лизинговых операций в банках Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Национального банка от 27.11.2001 №309 |
Информация о работе Анализ эффективности лизинга на предприятии