Анализ эффективности лизинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание

С момента провозглашения в нашем государстве рыночных отношений актуальным становится вопрос рационального и эффективного использования имеющихся ресурсов и капиталов в денежной форме. Особенно остро это ощущается в условиях экономического упадка в стране, инфляции национальной валюты, падения производства и других негативных факторов. Ресурсы и капиталы в денежной форме в таких обстоятельствах при простаивании и нерациональном использовании постоянно теряют свою стоимость и, следовательно, ими нужно умело управлять.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 сущность, виды и формы лизинга
2 Показатели эффективности лизинга
3 Анализ эффективности лизинга на примере СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ"
3 Анализ эффективности лизинга на примере СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ"
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
3.2 Технико-экономическое обоснование эффективности лизинговых операций на предприятии
4 Пути повышения эффективности лизинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по лизингу.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

Рисунок 3.4 Экономия на налогах при лизинге и покупке в кредит

Примечание: источник - собственная разработка

 

Итак, из анализа потоков денежных средств участников лизинговой сделки и покупателя оборудования очевидно, что финансовая аренда в Беларуси обладает значительными преимуществами, по сравнению с приобретением основных средств с использованием банковского займа. Поскольку финансовая аренда является эффективным механизмом приобретения основных средств, а, следовательно, и обновления материально-технической базы СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ", крайне важно сохранить данные преимущества в будущем. В первую очередь, это касается сохранения возможности применения ускоренной амортизации. Если государство будет заинтересовано в развитии малого и среднего предпринимательства, обновлении основных фондов производственных предприятий, то представляется необходимым рассмотреть вопрос о сохранении механизма ускоренной амортизации для лизингового имущества.

В приведенном выше варианте расчета относительной эффективности лизинга по сравнению с долгосрочным кредитом не была учтена возможность расширения диапазона исследования до периода полной амортизации, а также принятия во внимание возможности СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ" по использованию появляющегося «налогового щита» (по НДС и налогам из прибыли) и учета фактора стоимости денег во времени. При учете всех данных факторов результат сравнения лизинга и кредита может значительно измениться. В таблице 3.2 представлен результат такого уточненного анализа. В качестве дополнительных исходных посылок приняты следующие данные по субъекту хозяйствования и приобретаемому объекту. Нормативный срок службы объекта – 10 лет, учетной политикой СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ" предусмотрен линейный способ начисления амортизации активов. Амортизационный фонд, сформированный на момент принятия решения, составляет 50 млн. рублей (50% от контрактной стоимости оборудования). Ставка НДС по деятельности субъекта хозяйствования составляет 18%, рентабельность деятельности (отношение прибыли к затратам) – 10%. В структуре себестоимости доля амортизационных отчислений составляет 0,2, а доля приобретаемых материалов и агрегатов, а также работ и услуг, выполняемых сторонними организациями, - 0,5. Средняя ставка НДС в цене покупных материалов и агрегатов составляет 18%. Ставка дисконтирования оценивается в размере 15% годовых.

 

Таблица 3.6 - Сравнение финансового лизинга и долгосрочного кредита

Показатель

Значение, руб.

Лизинг

Кредит

1

Расходы по уплате

157 545 531

145 041 673

в том числе

1.1

В части стоимости

95 000 000

118 000 008

1.2

В части дохода

33 428 418

27 041 665

1.3

Выкупной платеж

5 000 000

-

1.4

НДС

24 117 113

 

2.

Влияние на уплату налогов в течение срока полезного использования объекта

-59 326 714

-41 300 786

в том числе

 

 

Продолжение Таблицы 3.6

2.1

НДС

-24 117 113

-18 000 000

2.2

Налоги и сборы из прибыли

-36 401 269

-28 425 785

2.3

Налог на имущество

1 191 668

5 124 999

3.

Использованный субъектом хозяйствования «налоговый щит»

-53 781 824

-41 300 786

4.

Конечная стоимость варианта финансирования инвестиций (п.1-п.3)

103 763 707

103 740 887

5.

Конечная стоимость варианта финансирования инвестиций с учетом временного фактора

90 061 706

97 334 783

6.

Сравнительная эффективность лизинга:

 

 

6.1

В абсолютном объеме (из п.3)

7 273 077

 

6.2

В относительном размере (в % к стоимости объекта)

6,2%

 

 

Примечание: Источник - собственная разработка

 

Таким образом, следует отметить, что хотя лизинг и остается для СЗАО "ЕВРОСОТ-СТРОЙ" по-прежнему более эффективным по сравнению с кредитом, однако разрыв между результатами сократился до 6,2% от стоимости приобретаемого объекта. Тем самым, необходимо сделать вывод о том, что существуют сферы как эффективного использования лизинга, когда он обеспечивает рост активов более высокими темпами, чем другие формы финансирования инвестиций, так и неэффективного, когда он уступает в этом другим формам. На эффективность лизинга положительно влияет рентабельность деятельности (с ростом рентабельности эффективность растет) и отрицательно – стоимость самого оборудования (с ростом его стоимости эффективность лизинга снижается).

 


4 Пути повышения эффективности лизинга

 

В последние годы Республика Беларусь столкнулась с проблемой резкого ухудшения состояния основных производственных фондов реального сектора экономики и замедления темпов об­новления их активной части. Большие масштабы недоинвестирования производства привели к то­му, что в практически новых производственных помещениях (износ на начало 2008г. около 34%) значительная часть машин и оборудования функционирует за пределами экономически оправдан­ных сроков службы (физический износ по активной части основных производственных фондов на начало 2008г. превысил 76%). В соответствии с п.2 Национальной программы привлечения инвес­тиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010г. расчетная потребность в инвестициях на 2001-2010гг. составит 39 млрд. USD, т.е. около 4,3 млрд. USD в год. Однако объем инвестиций в основной капитал за 2003-2005гг. составил в эквиваленте 7,39 млрд. USD, т.е. около 57% от запла­нированных показателей.

Вкладываемых на сегодняшний день в модернизацию производства средств порой не хватает даже для простого воспроизводства основных фондов. Таким образом, переоснащение основных фондов предприятий республики является сегодня первоочередной задачей развития отечественной экономики, а лизинг может стать катализатором переоснащения технологической базы, т.к. позволяет сок­ратить до минимума риск морального старения и повысить показатели обновляемости техническо­го парка предприятий.

Лизинговый бизнес привлекателен и распространен во всем мире. Для средних и малых компа­ний в ведущих западных странах он является одним из основных источников привлечения финан­совых ресурсов в инновации. В США определенные схемы лизинговых сделок позволяют аккуму­лировать средства частных инвесторов. В этом случае для реализации крупного лизингового про­екта создается акционерная лизинговая компания, и объявляется свободная подписка на акции.

Ярким примером успешного переоснащения технологической базы посредством лизинга явля­ются страны бывшего социалистического лагеря, где лизинг быстрыми темпами набирает обороты и становится ведущей формой финансирования инвестиций.

В целом место лизинга на финансовом рынке и его динамика имеют положительную корреляцион­ную зависимость от уровня развития экономики страны. Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможное повышение производительности труда (т.е. увеличение ВВП на душу населения) ведет к активизации процессов на рынке лизинговых услуг или, наоборот, возможная активизация процессов на рынке лизинговых услуг приведет к росту ВВП на душу населения.

На развитие лизинга влияет также благоприятная или неблагоприятная внутренняя норматив­но-правовая база, что подтверждается некоторыми различиями в динамике показателей лизинговых от­ношений в странах, относящихся к одной группе по ВВП или ВВП на душу населения.

В нашей стране лизинг рассматривается органами государственного управления как одна из форм инвестирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов, имеющая широкую перспективу в решении проблем технического перевооружения. За время почти пятнадцатилетней истории развития лизинговых отношений в Республике Беларусь создана одна из наиболее благоприятных нормативных баз по этому вопросу в странах СНГ. Так, существующие нормы свободной амортизации объекта ли­зинга (возможность его полной амортизации за год) являются практически беспрецедентными в миро­вой истории развития лизинговых отношений.

Однако до недавнего времени лизинг не получал должного распространения в отечественной эко­номике. В большинстве случаев он использовался скорее не как инструмент осуществления инноваций (которые являются основной сферой применения лизинга в странах со стабильной экономикой), а как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения из­держек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов.

В последнее время произошел ряд изменений в нормативно-правовой базе, регламентирую­щей осуществление сделок финансовой аренды (лизинга) в Республике Беларусь. Они оказались весьма не­однозначными: одни нормативные акты улучшили правовую среду лизинга, другие отменили ряд ранее существовавших льгот, делавших лизинг привлекательным инструментом финансирования реального сектора экономики. Необходимо провести анализ изменений в нормативно-правовом регулировании лизинга, показав разную степень соответствия нормативных актов эко­номической природе лизинга, и на этой основе определить направления совершенствования зако­нодательной базы лизинговой деятельности в нашей стране.

Однако назрела не­обходимость в координации нормотворческой деятельности в этой сфере Министерства экономи­ки. Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка, других ин­ститутов. Ассоциация белорусских банков, ОО «Белорусский союз лизингодателей» могли бы выс­тупить инициаторами и координаторами процесса разработки проектов изменений нормативных документов и доведения их до уровня структур, обладающих полномочиями законодательной ини­циативы. Предлагаемые изменения и дополнения в нормативные документы представлены в таблице 4.1.

 

Таблица 4.1. Перечень предлагаемых мер в части изменения нормативно-правовой базы лизинговой деятельности в Республике Беларусь

№ п/п

Изменения

Исполнители

Форма исполнения

1.

Установить вторую группу очередности при совер­шении платежей с текущих (расчетных) счетов юри­дических лиц. индивидуальных предпринимателей при уплате лизингополучателем лизинговых плате­жей по договорам финансовой аренды (лизинга)

Министерство экономики. Министерш но по налогам и сборам. Министерство финансов. Нацио­нальный банк

Внесение изменений в п. 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 29.06 2000 №359 «Об утверждении порядка расчетов между юридичес­кими лицами, индивидуальными предпринимате­лями в Республике Беларусь» (с изменениями и дополнениями)

2.

Установить порядок, при котором доходы по лизин­говым сделкам отражались бы по счетам прочих до­ходов (в настоящее врем» - по счетам процентных доходов)

Национальный банк

Внесение изменений в Правила бухгалтерского учета лизинговых операций в банках Республики Беларусь, утв. постановлением Правления Нацио­нального банка от 27.11.2001 №309

Информация о работе Анализ эффективности лизинга на предприятии