Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач, таких как:
- определение целей и этапов экспортной стратегии;
- влияние факторов на формирование экспортной стратегии промышленных предприятий;
- анализ выручки от экспортных операций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа экспортной стратегии
промышленного предприятия 6
1.1. Сущность и цели экспортной стратегии предприятия 6
1.2. Моделирование экспортной стратегии предприятия 12
1.3. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 18
1.4. Анализ динамики экспортной выручки 26
Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере ОАО «Газпром» 27
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром» 27
2.2. Сущность и цели экспортной стратегии ОАО «Газпром» 33
2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром» 35
2.4. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 37
2.5. Анализ динамики экспортной выручки 56
Заключение 57
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

    Рассматривая  влияние различных факторов на разработку и выбор экспортной стратегии  предприятия, необходимо отметить, что практически все специалисты в области стратегического менеджмента дают свой набор факторов внешней среды. Все изученные нами подходы к классификации внешних факторов, оказывающих влияние на предприятие и его деятельность можно условно разделить на два типа. Ряд авторов, к их числу относится М.Мескон и К.Боумэн, выделяют факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на микро- и макроуровне, различая, таким образом, микросреду и макросреду воздействия. М.Мескон выделяет во внешнем окружении компании среду прямого и косвенного воздействия (рис. 1).

    Согласно  Элбингу, среда прямого воздействия  включает факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации и  испытывают на себе прямое их воздействие. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но тем не менее сказываются на них.

    

    Рис. 1. Внешнее окружение компании

    Необходимо  отметить, что факторы внешней  среды, выделенные М.Месконом, в среде  прямого воздействия, отражают положение организации в странах Америки и Западной Европы: именно в этих странах значительное влияние оказывают профсоюзные комитеты и местные органы власти и управления.

    Модель  факторов внешней среды, предложенная К. Боумэном (рис. 2)2, по нашему мнению, представляет собой развитие концепции пяти конкурентных сил Портера. В этой связи, три фактора внешней среды из пяти на микроуровне отражают влияние на предприятие со стороны сил конкуренции.

    

    Рис. 2. Микросреда и макросреда организации

    Такие специалисты в области стратегического  управления, как Д.Дэниелс, Л.Радеба, А.Стрикленд, А.Томпсон, Р.А.Фатхутдинов, считают, что влияние факторов внешней  среды на предприятие и отдельные виды его деятельности носит одноуровневый характер. Дж. Д. Дэниелс и Ли Х. Радеба выделяют географические, исторические, политические, правовые, экономические и культурные факторы внешней среды.

    На  рис. 3. представлены ключевые факторы, влияющие на выбор стратегии компании, которые выделяют А. Томпсон и А. Стрикленд. Приведенная схема позволяет не только выявить внешние и внутренние факторы, воздействующие на стратегию, но и определить базовые процедуры ее разработки. Выделенные А. Томпсоном и А. Стриклендом факторы внешней и внутренней среды являются достаточно емкими и информативными. Однако при использовании экономико-математических методов формирования стратегии оценка ряда факторов, например, личных устремлений и корпоративной культуры может быть весьма затруднительной.

    Мы  разделяем точку зрения, согласно которой выделяют два уровня внешних  факторов: факторы прямого воздействия (микросреды) и факторы косвенного воздействия (макросреды).

    

    Рис. 3. Факторы, влияющие на выбор стратегии компании

    Необходимо  обратить внимание, что два уровня внешних факторов выделяют преимущественно  при работе на внутреннем рынке. С  нашей точки зрения, на экспортную стратегию оказывают влияние  факторы микросреды и макросреды как в стране экспортера, так и импортера.

    Таким образом, при формировании экспортной стратегии предприятия мы предлагаем использовать 4-х уровневую модель влияния внешних факторов (рис. 4). Данная модель может быть использована для выявления ключевых факторов при разработке экспортной стратегии.

    Как уже упоминалось, экспортная стратегия  промышленного предприятия представляет собой совокупность его частных  экспортных стратегий. Таким образом, влияние факторов внешней среды  на общую экспортную стратегию может  быть определено через его частные экспортные стратегии. При реализации частной экспортной стратегии в стране экспортера на нее оказывают непосредственное влияние поставщики различных ресурсов (сырье, вспомогательные материалы и т. д.), которые необходимы для изготовления экспортного товарного ассортимента.

    

    Рис. 4. 4-х уровневая модель влияния  внешних факторов на экспортную стратегию  предприятия

    Отметим, что среди факторов микросреды в  стране экспортера не выделяются профсоюзы  и местные законодательные органы, поскольку воздействие данных факторов в России, в отличие от стран Западной Европы и Америки, незначительно.

    Среди факторов макросреды в стране экспортера мы выделяем экономические, политические и правовые факторы. В стране импортера  на частную экспортную стратегию  оказывают влияние на микроуровне - конкуренты и потребители, а на макроуровне - политические, экономические, правовые и социо-культурные факторы.

    Предполагаем, что воздействие каждого из выделенных факторов на частные экспортные стратегии  предприятия неодинаково. Для определения наиболее значимых факторов необходима количественная оценка степени их влияния. Каждый фактор, а также частные экспортные стратегии предприятия могут быть охарактеризованы рядом количественных показателей. Количественным показателем частной экспортной стратегии может служить объем экспортных продаж рассматриваемого товара на конкретном экспортном рынке.

    Для количественной оценки действия поставщиков  можно предложить использовать средний  интегральный показатель обеспеченности экспортной программы производства товара G всеми видами необходимых ресурсов, который рассчитывается по формуле:

     ,

    где Аi - наличие i-го вида ресурса для обеспечения экспортной программы производства товара G;

    Сi - потребность в i-ом виде ресурса для обеспечения экспортной программы производства товара G;

    n - общее количество необходимых  ресурсов.

    При расчете предложенного показателя делается допущение, что заказ ресурсов у поставщиков и финансовые обязательства  были выполнены предприятием своевременно.

    Экономические и политические факторы как в стране экспортера, так и импортера тесно связаны между собой. Поэтому в качестве их количественных показателей могут быть использованы курсы национальных валют по отношению к доллару США или евро, а также инфляционные ожидания. Правовые факторы макросреды в стране экспортера и импортера оказывают влияние на экспортную стратегию предприятия, главным образом, через таможенные пошлины на вывоз или ввоз определенного вида товаров. В этой связи количественным показателем для данного вида факторов может служить уровень экспортных и импортных пошлин.

    Наиболее  сложно выбрать показатели для оценки влияния на частные экспортные стратегии  потребителей продукции и конкурентов. Тем не менее, мы считаем, что показателем  воздействия потребителей на частную экспортную стратегию может служить жизненный уровень населения в случае потребительских товаров и объемы производства отраслей-потребителей для товаров промышленного назначения.

    Влияние конкурентов может быть определено посредством корреляционного анализа цен конкурентов и объема экспортных продаж экспортных товаров предприятия. Социально-культурные факторы крайне сложно поддаются количественной формализации. В этой связи, данные факторы необходимо оценивать качественно, в виде ограничений на использование данного товара на конкретном экспортном рынке. Количественным показателем частной экспортной стратегии предприятия может служить объем экспортных продаж товара на экспортном рынке.

    Таким образом, можно предложить систему  количественных показателей, характеризующих выделенные факторы внешней среды, оказывающие влияние на частные экспортные стратегии предприятия.

    Выделенные  показатели факторов внешней среды  и динамика экспортных продаж могут  быть представлены в виде статистических временных рядов. Полагаем, что зависимость между частной экспортной стратегией предприятия (динамикой экспортных продаж) и факторами внешней среды носит преимущественно линейный характер. В этой связи, количественная оценка степени этой взаимосвязи может быть реализована посредством расчета корреляционных функций.

    Чем выше значение корреляционной функции, тем выше степень влияния анализируемого фактора на частную экспортную стратегию. Аналогично, необходимо рассчитать корреляционные функции для всех факторов внешней среды и объемов экспортных продаж. Полученные значения корреляционных функций позволят выявить ряд ключевых факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на частные экспортные стратегии. Для формирования эффективной экспортной стратегии предприятия необходимо определить степень влияния каждого из десяти выделенных факторов на все частные стратегии предприятия.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  динамики экспортной выручки. Оценка факторов влияющих на экспортную выручку.

    Общая формула для расчета прибыли  имеет традиционный вид:

    П=Nэ-SПР

    где  П – прибыль предприятия от экспортных операций, руб.;

           Nэ – выручка, полученная по экспортным операциям, руб.;

           SПР – себестоимость реализованной продукции, руб.;

           И – издержки, связанные с выполнением  экспортных контрактов.

    В процессе анализа проводится сравнительная  оценка динамики прибыли и всех перечисленных  составляющих, а также определяет ся влияние каждого из перечисленных  компонентов на общий итоговый показатель, т.е. экспортную выручку.

    На  величину экспортной выручки влияют три фактора:

    1 – фактический объем экспорта

    2 – цена поставок 

    3 – изменение курса ЦБ РФ  к иностранной валюте 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере  ОАО «Газпром».

    2.1. Краткая характеристика  ОАО «Газпром».

    ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

    Достижения  компании «Газпром»  за 1993–2007 годы

  • — Приращено запасов газа — почти 4,3 трлн куб. м нефти и газового конденсата — 355 млн т.
  • — Добыто газа — более 8,2 трлн куб. м нефти и газового конденсата — 228 млн т.
  • — Построено 22 тыс. км магистральных газопроводов, 134 компрессорные станции
  • — Инвестировано около 100 млрд долларов США
  • — Реализовано: на внутреннем рынке — 4,5 трлн куб. м газа на внешнем рынке — 2,9 трлн куб. м газа
  • — Средний уровень газификации регионов повышен с 41% до 62%
  • — Капитализация: выросла более чем в 200 раз

    17 февраля 1993 года Постановлением Правительства РФ во исполнение Указа Президента РФ Государственный газовый концерн «Газпром» был преобразован в открытое акционерное общество.

    С первого дня «Газпром» был не просто акционерным обществом, для которого главная задача — получение максимальной прибыли для своих акционеров, а одним из важнейших факторов сохранения стабильности в нашей стране. В непростых условиях переходного периода российской экономики   90-х годов, в ситуации разрыва устоявшихся связей и распада крупных производств «Газпром» сумел остаться мощной, единой, вертикально-интегрированной компанией. Возможность управления всеми звеньями бизнеса — от добычи до сбыта — позволила «Газпрому» в ситуации хронических неплатежей за газ на внутреннем рынке обеспечивать поставки в полном объеме по фиксированным правительством ценам, и фактически субсидировать российскую экономику. Без преувеличения можно сказать, что сохранение целостности «Газпрома» во многом способствовало сохранению и дальнейшему развитию экономики России.

Информация о работе Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»