Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач, таких как:
- определение целей и этапов экспортной стратегии;
- влияние факторов на формирование экспортной стратегии промышленных предприятий;
- анализ выручки от экспортных операций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа экспортной стратегии
промышленного предприятия 6
1.1. Сущность и цели экспортной стратегии предприятия 6
1.2. Моделирование экспортной стратегии предприятия 12
1.3. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 18
1.4. Анализ динамики экспортной выручки 26
Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере ОАО «Газпром» 27
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром» 27
2.2. Сущность и цели экспортной стратегии ОАО «Газпром» 33
2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром» 35
2.4. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 37
2.5. Анализ динамики экспортной выручки 56
Заключение 57
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

    Компания  сумела достойно пройти через сложный  период в жизни страны. Была начата активная деятельность по решению накопившихся проблем внутреннего рынка. В частности, создана компания «Межрегионгаз» для повышения дисциплины платежей за газ российскими потребителями. Одновременно началась работа по расширению географии экспорта. В декабре 1997 года было заключено межправительственное соглашение о поставках российского газа в Турцию по дну Черного моря, что положило начало одному из крупнейших международных газотранспортных проектов — газопроводу «Голубой поток». В 1998 году «Газпром» договорился с немецкой компанией «Рургаз» о гарантированном сбыте в Германии до 2020 г. 160 млрд куб. м «голубого топлива». В декабре 1999 года впервые был подписан контракт на поставку российского газа в Нидерланды.

    В начале этого века «Газпром» приступил к решению новых задач по интенсивному и многостороннему развитию компании. Актуальным вопросом стало масштабное развитие добычных и газотранспортных мощностей, диверсификация маршрутов и географии поставок газа, установление цивилизованных рыночных отношений на внутреннем газовом рынке и с потребителями стран бывшего СССР, а также начало структурной реформы компании.

    С 2001 по 2004 годы «Газпром» создал достаточный задел добычных мощностей на среднесрочную перспективу развития, запустив в эксплуатацию ряд крупных месторождений, в том числе — гигантское Заполярное месторождение. Мощный импульс получило развитие транспортной составляющей.

    В начале 2001 года было сформировано технико-экономическое обоснование проекта строительства газопровода из России в Европу по дну Балтийского моря. В дальнейшем этот проект получил название «Северный поток». В октябре того же года по газопроводной системе «Ямал-Европа» в Европу поступил первый российский газ, в декабре — сдан в эксплуатацию пусковой комплекс «Голубого потока».

    Газпром успешно решил задачи первого  этапа внутренней реформы — совершенствование  структуры управления, регламентных процедур и системы бюджетирования на уровне головной компании. В результате были созданы предпосылки для дальнейшего повышения эффективности и качества управления в Газпроме.

    К началу 2005 года «Газпром» превратился в одну из крупнейших и самых динамично развивающихся топливно-энергетических корпораций мира. Основной стратегической целью «Газпрома» стало превращение в глобальную энергетическую компанию, формирующую правила игры на мировом рынке. Эта цель была продиктована вызовами современного энергетического рынка, международным опытом становления транснациональных энергетических корпораций, логикой развития компании.

    Одним из важных факторов, определяющих деятельность глобальных компаний, является свободное обращение их акций. Это позволяет создать предпосылки для установления справедливой цены компании и привлечь первоклассных инвесторов.

    В июне 2005 года произошло знаковое событие — государство стало владельцем более 50% акций Газпрома, что позволило начать процесс либерализации рынка акций компании. Отмена в декабре 2005 года всех законодательных ограничений на обращение акций «Газпрома» была положительно оценена мировым рынком: «Газпром» занял лидирующие позиции по капитализации среди крупнейших глобальных энергетических гигантов.

    Газпром, как и другие транснациональные энергетические мировые компании, активно развивает перспективные направления бизнеса, которые востребованы мировым энергетическим рынком.

    Компания  провела значительную работу по диверсификации профильных направлений деятельности. «Газпром» приобрел более 75% акций ОАО «Сибнефть», увеличив свои запасы нефти в два раза, а добычные возможности — втрое, а также стал эффективным инвестором в электроэнергетике, приобретя 53,5% ОАО «Мосэнерго» и войдя в капитал РАО «ЕЭС России».

    Результатом диверсификации видов продукции  и географии продаж стало вхождение «Газпрома» в проект «Сахалин-2» и использование разменных операций при поставках сжиженного природного газа зарубежным потребителям. В течение 2006–2007 годов под флагом «Газпрома» СПГ был поставлен в США, Великобританию, Японию, Корею, Индию, Мексику.

    Газпром вышел на качественно новый уровень взаимоотношений с зарубежными партнерами. Они строятся с использованием разнообразных взаимовыгодных схем сотрудничества и финансирования проектов. Подтверждение этому факту — подписание документов с итальянским концерном ENI по реализации проекта «Южный поток», заключение соглашений по сотрудничеству в разработке Штокмановского месторождения с Total и StatoilHydro и завершение сделки по обмену активами с BASF AG, в рамках которого немецкий партнер вошел в проект по добыче газа на Южно-Русском месторождении.

    Важным  аспектом деятельности «Газпрома» на традиционных зарубежных рынках стал выход на конечного потребителя. Компания уже работает с конечными потребителями во Франции, Италии, Германии, Великобритании.

    На мировом рынке энергоресурсов — жесткая конкуренция. «Газпром» как эффективная рыночная компания не может поставлять газ себе в убыток. Твердая позиция в этом вопросе позволила «Газпрому» перейти на рыночные принципы сотрудничества в газовой сфере со всеми республиками бывшего СССР. При этом на внутреннем рынке, где цены на газ по-прежнему определяются государством, уже успешно внедрена практика использования биржевых технологий торговли газом и заключения долгосрочных договоров с потребителями. Это важный этап на пути к равной доходности национального рынка с экспортными продажами, которая по решению правительства должна быть обеспечена к 2011 году. Все это позволит создать в России настоящий рынок природного газа и получить дополнительные средства для крупных инвестиционных программ Газпрома.

    Достигая  успехов в производственной и сбытовой деятельности, «Газпром» не забывает и о сохранении статуса социально ответственной компании. Для «Газпрома» всегда одним из основных приоритетов была газификация российских регионов. В 2005 году этой работе был придан мощный импульс. Благодаря своему масштабу и значению для миллионов наших сограждан, эта программа сразу же получила неформальный статус национального проекта. С 2005 по 2008 год в газификацию регионов «Газпром» инвестировал 43 млрд рублей. В результате выполнения программы к концу 2007 года газ пришел в дома еще 13 млн россиян в 58 регионах России, а уровень газификации страны вырос с 54% до 62%.

    В 2008 году на газификацию 64 регионов «Газпром» выделяет более 23 млрд рублей.

    Не менее важной по социальной значимости стала всероссийская программа «Газпром — детям», в рамках которой компания инвестировала 5,3 млрд рублей в строительство спортивных комплексов и площадок, создание секций и кружков для детей и подростков практически во всех регионах страны.

    Рынок позитивно отреагировал на динамичное развитие «Газпрома» в последние несколько лет. Сегодня его капитализация составляет около 300 млрд долларов.

    В ближайшее десятилетие перед «Газпромом» стоит целый ряд масштабных задач. Это освоение новых месторождений на Ямале и шельфе северных морей; модернизация и расширение Единой системы газоснабжения, ее развитие на Восток России; строительство новых трансконтинентальных маршрутов, таких как «Южный поток» по дну Черного моря, транспортировки энергоресурсов и диверсификация рынков сбыта и конечных продуктов; наращивание объемов глубокой переработки газа и нефти.

    Выполнение  этих задач, позволит «Газпрому» многократно  приумножить свой авторитет и влияние на мировой энергетической арене, стать абсолютным лидером по уровню капитализации среди крупнейших энергетических компаний мира, укрепить свои позиции флагмана российской экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2. Сущность и цели  экспортной стратегии  предприятия

    Стратегическая  цель ОАО «Газпром» – выход  на лидирующие позиции среди глобальных энергетических компаний посредством  реализации тщательно выстроенной  маркетинговой стратегии.

    К задачам «Газпрома» на европейском рынке относится повышение эффективности реализации природного газа за счет участия в сегментах распределения газа, производства электроэнергии и выхода на конечного потребителя.

    Другим  важным направлением маркетинговой стратегии компании является географическая диверсификация рынков сбыта, направленная на активную экспансию и наращивание объемов поставок в первую очередь в такие регионы, как Северная Америка и АТР. В качестве ключевого фактора развития географической диверсификации рассматривается участие в СПГ-бизнесе с целью выхода на новые для «Газпрома» рынки и повышения гибкости и надежности поставок на традиционные рынки.

    Новым направлением маркетинговой стратегии  «Газпрома» является торговля квотами  на выброс СО2. Участие в углеродном бизнесе позволит расширить продуктовый портфель компании и обеспечить синергетический эффект от операций, проводимых в различных сегментах энергетической отрасли.

    Особое  внимание уделяется либерализации  европейского газового рынка, что создает для ОАО «Газпром» дополнительные возможности по повышению эффективности продаж газа за счет участия в распределении и маркетировании газа, снижения числа посредников, оптимизации газового портфеля и хеджирования рыночных рисков. 

    Приоритетами  стратегии развития внутреннего рынка газа являются:

    - переход от регулирования оптовых  цен на газ к регулированию  тарифов на услуги по его  транспортировке при сохранении  государственного регулирования  цен в секторе поставок газа  населению;

    - формирование сектора торговли газом по договорным ценам, определяемым с использованием формулы цены. Данный сектор c 2011 г. должен стать основным по объемам реализации газа. В соответствии с решением Правительства России планируется поэтапно довести внутренние цены на газ до уровня, обеспечивающего равную доходность от поставок газа на внешний и внутренний рынки (с учетом стоимости транспортировки и таможенных пошлин);

    - расширение электронной и организация  биржевой торговли газом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром»

    На  основании данных по выручке от продаж газа за 2 квартал 2009 года определим показатель валютной эффективности экспорта:

Выручка от продаж газа (млн. руб)
Европа  и другие страны
Валовая выручка от продаж 833 594 873 585
Акциз (290) -
Таможенные  пошлины (135 098) (212 031)
Чистая  выручка от продаж 698 206 661 554
Объемы  в млрд. куб. м  76,2 99,7
Средняя цена, долл. США/ тыс. куб. м (включая акциз и таможенные пошлины) 331,0 366,0
Средняя цена, руб./тыс. куб. м (включая акциз и таможенные пошлины)

Себестоимость:

Расходы на оплату труда

Амортизация

Материалы

Расходы на электроэнергию и теплоэнергию

Расходы по аренде

Расходы на ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание

Расходы на страхование 

Прочие расходы      

Транзит газа, нефти  и продуктов нефтегазопереработки

                                                                                                                                                               

10 946,7  
 
 

122170

106342

31813

20014 

8868

56062 
 

7349

52844

111265 

8 762,4

    Kвал=B ⁄ Cэкс+ tэкс

    Kвал = 833594 млн. руб. / 405462 млн. руб. = 3,056

    Чистая  выручка от продажи газа в Европу и другие страны увеличилась на 36 652 млн. руб., или на 6%, за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составила 698 206 млн. руб. Общий рост чистой выручки от продажи газа в Европу и другие страны был обусловлен ростом цен, выраженных в рублях. Средняя цена в рублях (включая акциз и таможенные платежи) выросла на 25% за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время объем продаж газа за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2009 г., снизился на 24% по сравнению с шестью месяцами, закончившимися 30 июня 2008 г. При этом прирост выручки от продажи газа в данном географическом сегменте обеспечен, в основном, ростом цен на газ в течение I квартала 2009 г.

    Кабс = В/Зэкс = 833594 млн. руб. / 516727 млн. руб. = 1,61

    Так как Кабс > 1, то экспорт товара экономически целесообразен.

    Квн = 76,2 млрд. куб. м./405462 млн. руб. = 0,000187

    Таким образом Кабс > Квн, соответственно экспорт товара является для предприятия  экономически выгодным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Влияние факторов  на формирование экспортной стратегии промышленного предприятия

    Рассмотрим  влияние факторов на экспортную стратегии  ОАО «Газпром»

    Позиции ОАО «Газпром» на европейском  газовом рынке являются устойчивыми. Компания занимает первое место в  Европе и в мире по экспорту природного газа. Гарантией сохранения имеющихся позиций являются солидный портфель долгосрочных экспортных контрактов на условиях «бери-или-плати», значительная сырьевая база, а также постоянно развивающиеся мощности по добыче, транспортировке и хранению газа.

    Рост  экспорта газа в Европу будет обеспечен  за счет вывода на проектную мощность газопровода «Голубой поток». Особая роль в дальнейшем увеличении экспорта газа отводится проектируемым газопроводам «Северный поток» и «Южный поток».

    В основе экспортной стратегии ОАО «Газпром» лежит система долгосрочных контрактов с одновременным использованием дополнительных возможностей экспортных поставок на краткосрочной и «спотовой» основе.

Информация о работе Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»