Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач, таких как:
- определение целей и этапов экспортной стратегии;
- влияние факторов на формирование экспортной стратегии промышленных предприятий;
- анализ выручки от экспортных операций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа экспортной стратегии
промышленного предприятия 6
1.1. Сущность и цели экспортной стратегии предприятия 6
1.2. Моделирование экспортной стратегии предприятия 12
1.3. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 18
1.4. Анализ динамики экспортной выручки 26
Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере ОАО «Газпром» 27
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром» 27
2.2. Сущность и цели экспортной стратегии ОАО «Газпром» 33
2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром» 35
2.4. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 37
2.5. Анализ динамики экспортной выручки 56
Заключение 57
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

    Другим  основополагающим элементом экспортной стратегии Компании является принцип сохранения единого экспортного канала. В июле 2006 г. был принят Федеральный закон «Об экспорте природного газа», предоставивший исключительное право на экспорт этого товара организации-собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в капитале которого доля участия организации-собственника единой системы газоснабжения составляет 100%. В соответствии с Законом лицензия на осуществление исключительного права на экспорт природного газа была выдана ООО «Газпром экспорт» (ранее ООО «Газэкспорт»). Законодательное закрепление исключительного права на экспорт газа за ООО «Газпром экспорт» является дополнительной юридической гарантией надежности экспорта российского газа.

    Высокая степень государственного регулирования отрасли.

    ОАО «Газпром» является крупнейшей газодобывающей Компанией, осуществляет транспортировку и обеспечивает природным газом около 80% российских потребителей, занимает ведущее положение в экономике России. Деятельность ОАО «Газпром» по транспортировке газа по трубопроводам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О естественных монополиях» регламентируется как деятельность естественных монополий.

    В силу права собственности на контрольный  пакет акций государство оказывает  влияние на деятельность Компании. Так, государством осуществляется контроль за движением финансовых потоков ОАО «Газпром» через участие его представителей в Совете директоров Общества, к компетенции которого относится утверждение финансового плана и инвестиционной программы.

    Кроме того, Федеральная служба по тарифам осуществляет регулирование оптовых цен на газ, поставляемый российским потребителям, тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам ОАО «Газпром», оказываемые независимым организациям, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа.

    В состав Российской Федерации входят 83 субъекта Российской Федерации. Некоторые  из них обладают значительными полномочиями в плане самоуправления в силу договоров с федеральными органами власти. Несмотря на то, что для достижения единообразия при регулировании поставок природного газа в масштабах России федеральные органы власти взяли на себя разработку и проведение государственной политики в отношении поставок природного газа, а также промышленной и экологической безопасности таких поставок в пределах России, региональные и местные органы власти обладают значительной степенью автономности в осуществлении своих прав применительно к использованию земли и природных ресурсов (включая природный газ). Отсутствие единства в решениях федеральных, региональных и местных органов власти по вопросам газоснабжения может оказать значительное влияние на условия деятельности Общества в отдельных регионах.

    ОАО «Газпром» снижает такой риск путем активной работы с регионами  Российской Федерации, заключения соглашений о сотрудничестве с местными администрациями.

    Факторы, связанные с возможным изменением цен на газ на европейском рынке.

    ОАО «Газпром» реализует значительную часть добываемого природного газа в Западной и Центральной Европе, что является для Общества основным источником валютных поступлений и  стабильных денежных потоков. Экспорт  природного газа в европейские страны осуществляется ОАО «Газпром» и его предшественниками более 40 лет преимущественно в рамках долгосрочных контрактов по ценам, в основном индексируемым в соответствии с изменением мировых цен на конкурирующие нефтепродукты.

    Следует отметить, что единой общепринятой формулы цены на газ в Европе нет, поскольку нет единого газового рынка. Конкретные уравнения, применяемые для определения стоимости газа в каждом отдельно взятом контракте, являются закрытой коммерческой информацией. Ценообразование основано на увязке цены на газ с ценой альтернативных энергоносителей – обычно «корзины нефтепродуктов»: газойля и мазута с различными весами, отражающими особенности национальной структуры потребления газа. В формуле цены возможно появление и других альтернативных видов энергоносителей: нефти, угля, электроэнергии и т.д.

    Альтернативные  виды энергоносителей, как правило, являются биржевыми товарами, что  делает возможным опосредованное определение  цены на газ.

    В силу специфики ценообразования  на европейском газовом рынке, выражающейся, в частности, в наличии опорного периода (чаще всего 9 месяцев) в формуле индексации цены газа, динамика экспортных цен на природный газ отстает от изменения цен на жидкое топливо. Эти цены могут претерпевать значительные колебания под воздействием целого ряда факторов, находящихся вне контроля ОАО «Газпром».

    К числу таких факторов относятся:

    - экономические и политические  события в нефтедобывающих регионах  мира, в первую очередь на Ближнем  и Среднем Востоке; 

    - текущее соотношение спроса и  предложения, а также прогноз спроса и предложения жидкого топлива на перспективу;

    - способность ОПЕК, а также нефтедобывающих  стран, не входящих в эту  организацию, регулировать добычу  нефти с целью поддержания  уровня цен; 

    - активность биржевых спекулянтов  («сырьевой» пузырь);

    - военно-политическая ситуация в  мире, включая угрозу террористических  актов; 

    - состояние мировой общехозяйственной  конъюнктуры; 

    - цены на альтернативные энергоносители;

    - развитие новой техники и технологии;

    - погодные условия; 

    - требования по снижению выбросов парниковых газов.

    На  рынках европейских стран ОАО  «Газпром» сталкивается не только с  межтопливной конкуренцией. Отмечается острая конкуренция и со стороны  традиционных поставщиков трубопроводного  природного газа, особенно Норвегии, Алжира, Нидерландов. Потенциальными конкурентами Общества могут стать поставщики СПГ, и, прежде всего, Катар и Нигерия. Хотя спрос на природный газ в Европе расширяется опережающими темпами по сравнению с ростом спроса на первичную энергию в целом, превышение предложения газа над спросом, отмечающееся уже в течение целого ряда лет, в ближайшее время может сохраниться. Дополнительным фактором сдерживающим рост спроса, является стагнация в экономике европейских стран.  

    Факторы, связанные с либерализацией европейского газового рынка.

    На  европейском рынке природного газа происходят значительные структурные  изменения, направленные на развитие конкуренции. В 1998 г. была одобрена Директива Европейского Союза по газу 98/30/EC, которая с 1 июля 2004 г. заменена Второй директивой по газу 2003/55/ЕС (принята в июне 2003 г.). Как Первая, так и Вторая Директивы нацелены на либерализацию газового рынка Евросоюза путем расширения доступа третьих сторон к газотранспортной и газораспределительной инфраструктуре и установления публикуемых тарифов на использование третьими сторонами газотранспортных сетей (регулируемый доступ), а также большей прозрачности затрат путем разделения бухгалтерской отчетности по добыче, транспортировке, реализации (маркетингу) и хранению газа.

    В сентябре 2007 г. Европейская Комиссия выступила с проектом новых директив по энергетике, предполагающих дальнейшую либерализацию энергорынка Евросоюза («Третий энергетический пакет»). В  настоящее время эта новая  инициатива, которая станет дальнейшим развитием положений Второй Директивы по газу, находится в стадии окончательного одобрения.

    Третий  энергетический пакет предполагает отделить производящие мощности (добывающие – в случае природного газа и  генерирующие – для электроэнергии) от транспортных сетей – газопроводов или высоковольтных линий электропередачи. Требования об имущественно-правовом разъединении распространяются не только на европейские компании, но и на иностранные энергетические концерны, действующие на рынке Евросоюза, в том числе ОАО «Газпром». После длительной дискуссии к одобрению представлены три вида вертикальной дезинтеграции. Первый, наиболее радикальный вариант вертикальной дезинтеграции, отрицает возможность какого-либо владения линиями электропередач и магистральными газопроводами производителями энергии и природного газа и обязывает их продать свои транспортные сетевые активы независимой компании. Второй, более компромиссный вариант, допускает сохранение собственности добывающей/генерирующей компании на трубопроводы/высоковольтные линии электропередачи, но исключает какое-либо участие в управлении транспортными сетями, которое передается независимым системным операторам. Наконец третий, «мягкий» вариант разъединения не исключает владения и участия поставщика газа в управлении сетями, хотя и по ограниченному кругу вопросов и под более жестким контролем со стороны национального регулятора, с тем, чтобы предотвратить любые его попытки ограничения конкуренции. Регулирование вопросов владения трубопроводами со стороны компаний третьих стран, будет, вероятнее всего, передано в компетенцию национального регулятора страны ЕС, который в вопросе открытия доступа к газотранспортным сетям должен учитывать принцип необходимости обеспечения надежности поставок энергоресурсов в ЕС.

    В случае наиболее неблагоприятного развития ситуации газотранспортная инфраструктура может быть отчуждена на возмездной, рыночной основе. Защита инвестиций ОАО «Газпром» в газотранспортную сеть обеспечивается в рамках международного публичного права, в частности, продолжающим действовать Соглашением о Партнерстве и Сотрудничестве между Россией и ЕС, а также двусторонними соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанными Россией практически со всеми странами-членами ЕС.

    Россия  подписала и применяет на временной основе ДЭХ, устанавливающий юридическую базу для международного сотрудничества по вопросам энергетики. Этот Договор, однако, не ратифицирован Государственной Думой. ОАО «Газпром» полагает, что ратификация ДЭХ облегчит доступ иностранным компаниям к газопроводам, принадлежащим Обществу, в том числе для транзита газа из стран Центральной Азии на европейский рынок. Поэтому ратификация ДЭХ без внесения в него уточняющих поправок, может привести к обострению конкуренции газ – газ на рынке Европы.

    Реализация  положений газовых директив Европейского Союза объективно способствует развитию рынка спотовой, биржевой торговли газом. В случаях, когда цены спотового  рынка, определяемые соотношением спроса и предложения, оказываются ниже цен на газ, поставляемый по долгосрочным контрактам, возможно снижение отбора газа по этим контрактам. Однако в тех случаях, когда это экономически целесообразно, ОАО «Газпром» осуществляет «спотовые» операции, через свои дочерние предприятия, используя возникающие возможности для реализации дополнительных объемов газа либо ценового арбитража. Следует также подчеркнуть, что Европейский Союз официально признал в Директиве 2004/67/ЕС о мерах по обеспечению надежности поставок природного газа, важность долгосрочных контрактов для снабжения газом стран-членов ЕС.

    Еще одним немаловажным аспектом либерализации  газового рынка Европы является обеспечение  энергетической безопасности стран-импортеров газа, заключающееся в стимулировании эффективного использования энергии, применении альтернативных источников энергии, а также снижении зависимости от импорта энергоносителей из одного источника. Общество признает существование данного риска, однако в настоящее время он оценивается как незначительный из-за существенного снижения прогнозных уровней собственной добычи в странах Западной Европы на фоне роста спроса на природный газ.

    Факторы, связанные с выходом в новые регионы и на новые рынки.

    Одними  из основных принципов построения стратегии  Группы Газпром являются диверсификация и расширение деятельности – новые рынки, новые транспортные маршруты, новые продукты. В настоящее время продуктовый портфель группы компаний ОАО «Газпром» включает природный газ, нефть, нефтепродукты, нефтехимические продукты, сжиженный природный газ. Обществом осуществляется подготовка к выходу на новые экспортные рынки – США, Китая, Японии, Южной Кореи. В 2007 году Группа Газпром вошла в проект «Сахалин-2» в качестве мажоритарного акционера, через покупку 50% и одной акции оператора проекта «Sakhalin Energy Investment Company Ltd.». В рамках Проекта разрабатываются нефтяное Пильтун-Астохское и газовое Лунское месторождения. Проект ориентирован на поставки сжиженного природного газа в страны Азиатско-Тихоокеанского Региона – наиболее динамично развивающийся рынок энергоресурсов, а также на западное побережье Северной Америки. Выход на новые рынки связан как с возможностью получения дополнительных преимуществ, так и с рисками недооценки экономической и политической ситуации в странах региона.

Информация о работе Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»