Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач, таких как:
- определение целей и этапов экспортной стратегии;
- влияние факторов на формирование экспортной стратегии промышленных предприятий;
- анализ выручки от экспортных операций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа экспортной стратегии
промышленного предприятия 6
1.1. Сущность и цели экспортной стратегии предприятия 6
1.2. Моделирование экспортной стратегии предприятия 12
1.3. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 18
1.4. Анализ динамики экспортной выручки 26
Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере ОАО «Газпром» 27
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром» 27
2.2. Сущность и цели экспортной стратегии ОАО «Газпром» 33
2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром» 35
2.4. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 37
2.5. Анализ динамики экспортной выручки 56
Заключение 57
Список литературы 58

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая.doc

— 498.00 Кб (Скачать документ)

    В связи со значительными различиями условий деятельности на основных рынках Общества влияние перечисленных факторов на деятельность ОАО «Газпром» неодинаково. Кроме того, зачастую условия, присущие отдельной стране или региону, оказывают более существенное влияние на конкурентоспособность, чем факторы, имеющие отраслевое значение. К основным факторам, которые могут в наибольшей степени негативно повлиять на возможность получения Обществом в будущем таких же или более высоких результатов, по сравнению с результатами, полученными за последний отчетный период, можно отнести риски связанные с государственным регулированием оптовых цен на газ на внутреннем рынке, конкуренцией со стороны других поставщиков природного газа, особенно Норвегии, Алжира, Нидерландов, а также со стороны поставщиков альтернативных видов энергоносителей (жидкое топливо, уголь). Также влияние на результаты деятельности ОАО «Газпром» оказывают такие рыночные риски как изменение валютных курсов, процентных ставок и цен на рыночные ценные бумаги..

    Определить  вероятность наступления вышеуказанных  событий в текущий момент не представляется возможным в связи с тем, что указанные события/факторы в большинстве случаев находятся вне контроля Общества.

    Основными факторами, оказывающими положительное  воздействие на деятельность ОАО  «Газпром» являются повышение конкурентоспособности Общества в результате внедрения и использования технических и технологических инноваций в области добычи и переработки газа. Благодаря централизованному управлению, большой разветвленности и наличию параллельных маршрутов транспортировки, газотранспортная система Общества обладает существенным запасом прочности и способна бесперебойно поставлять газ даже при пиковых сезонных нагрузках. Общество проводит стратегию диверсификации и расширения деятельности. В настоящее время продуктовый портфель группы компаний ОАО «Газпром» включает природный газ, нефть, нефтепродукты, нефтехимические продукты, сжиженный природный газ. Обществом осуществляется подготовка к выходу на новые экспортные рынки - США, Китай, Япония и Южная Корея.

    Конкуренция на европейском рынке.  

    ОАО «Газпром» на протяжении многих лет  является самым крупным экспортером  природного газа в мире и в Европе в частности. При этом в Западной Европе и, в заметно меньшей степени, в Центральной Европе, ОАО «Газпром»  конкурирует с другими крупными поставщиками газа, такими как «СтатойлГидро» (Норвегия), «СОНАТРАК» (Алжир), «ГазТерра » ( ранее «Газюни») (Нидерланды).

    На  европейском рынке после вступления в силу в 1998 г. Директивы Европейского Союза по газу, целью которой является либерализация рынка, начался процесс существенных структурных изменений, который продолжается и в настоящее время. В результате в условиях сохраняющегося превышения предложения газа над спросом все более обостряется конкуренция между основными поставщиками этого энергоносителя в регион - Россией, Норвегией, Алжиром, Нидерландами. Однако значительные разведанные запасы газа, контролируемые ОАО «Газпром», дают Обществу весомые преимущества в конкурентной борьбе.

    В то время, как добыча природного газа в Европе имеет тенденцию к  снижению вследствие истощения его разведанных запасов, Норвегия и Алжир, стремящиеся к увеличению своей доли на рынке, наращивают экспорт этого энергоносителя (некоторое снижение алжирского экспорта газа в 2004 г. было связано с произошедшей в начале года крупной аварией на комплексе по производству сжиженного природного газа в Скикде).

    В настоящее время ОАО «Газпром»  обеспечивает покрытие порядка 1/4 спроса на природный газ в Европе. Основным внешним рынком сбыта российского  природного газа является Западная Европа, на которую приходится почти три четверти экспорта данного товара. При этом ОАО «Газпром» обеспечивает примерно треть его суммарного импорта в Западную Европу.

    Традиционно важную роль в экспортной политике ОАО «Газпром» играет центрально-европейский газовый рынок, вследствие его географической близости к России и доминирующего положения российского газа на нем. На этот рынок в 2008 году приходилось более четверти экспорта природного газа Обществом. Удельный вес российского газа в потреблении этого энергоносителя в регионе оценивается примерно в 3/5. ОАО «Газпром» обеспечивает почти 90% совокупного импорта природного газа странами Центральной Европы.

Наименование  компании Страна  регистрации  2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Продажи газа в Европу(1), млрд. куб. м
ОАО «Газпром»(2) Россия  140,5 147,1 150,1 150,5 158,8
«СтатойлГидро»(3) Норвегия  63,7 67,9 61,1 76,0 94,8
«Сонатрак»  Алжир 58,9 65,0 61,9 56,8 55,0
«ГазТерра »  Нидерланды  57,9 53,0 56,3 54,0 55,2
Доля на европейском рынке(4), %
ОАО «Газпром»  Россия  22,7 23,3 23,9 23,9 28,4
«СтатойлГидро»(3) Норвегия  10,3 10,7 9,7 12,1 17,5
«Сонатрак»  Алжир 9,5 10,3 9,8 9,0 9,9
« ГазТерра »  Нидерланды  9,3 8,4 8,9 8,6 13,4
 

    В приведенной ниже таблице факторов конкурентоспособности ОАО «Газпром» на европейском рынке рейтинг важности фактора определяется в долях, в зависимости от влияния на конкурентоспособность. Итоговое значение конкурентоспособности определяется как сумма произведений балла участника рынка и рейтинга важности фактора. Вместе с тем отсутствие утвержденных методик определения важности факторов конкурентоспособности не позволяет однозначно утверждать, что перечисленные факторы были приняты во внимание в той степени, в которой они реально оказывают влияние на рынок.  

Анализ  факторов конкурентоспособности  ОАО «Газпром» Наименование фактора Рейтинг

важности 

фактора

ОАО

«Газпром»

Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент 3
«СтатойлГидро» «СОНАТРАК»  « ГазТерра » 
Цена    0,1 5 5 5 5
Географическое 

положение

0,2 2 4 3 5
Наличие долгосрочных

контрактов 

0,3 5 5 5 5
Размер  разведанных 

запасов газа

0,3 5 3 3 2
Качество  товара 0,1 5 5 5 5
Итоговое  значение

конкурентоспособности

предприятия

  4,4 4,2 4,0 4,1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.5. Анализ динамики  экспортной выручки. 

  2 квартал 

2007 года

2 квартал 

2008 года

2 квартал

2009 года

Прибыль от экспортных операций 331221

млн. руб.

424498

млн. руб.

428132

млн. руб.

Выручка, полученная по экспортным операциям 873410

млн. руб.

873585

млн. руб.

833594

 млн.  руб.

Себестоимость реализованной продукции 542189

млн. руб.

449087

млн. руб.

405462

млн. руб.

 

    П1 = 873410 млн. руб. – 542189 млн. руб. = 331221 млн. руб. (2 кв. 07г.)

    П2 = 873585 млн. руб. – 449087 млн. руб. = 424498 млн. руб. (2 кв. 08г.)

    П3 = 833594 млн. руб. – 405462 млн. руб. = 428132 млн. руб. (2 кв. 09г.)

    Из  данной таблицы мы видим, что себестоимость  реализованной продукции снижается, за счет чего увеличивается прибыль  от экспортных операций. Но выручка, полученная по экспортным операциям снижается. 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Для развития и повышения эффективности  экспорта промышленным предприятиям необходимо наличие экспортных ресурсов, валютных средств, а также развитие внешнеторговой инфраструктуры. А постоянное повышение качества и расширение ассортимента товаров, разумная стоимость, сжатые сроки выполнения заказа и индивидуальный подход к потребителю составляют основу плодотворной деятельности предприятия и позволят достойно конкурировать на рынке с крупнейшими мировыми производителями.

    Очевидной является необходимость производить  продукцию в соответствии с мировыми стандартами, гибко реагировать  на рыночный спрос и предложение  со стороны конкурентов, развивать  системы сервисного обслуживания и действующих мощностей.

    Серьезные дополнительные возможности усиления позиций ОАО «Газпром» на внешнем  рынке обеспечит организация  и развитие производства и сбыта  сжиженного природного газа (СПГ). Сочетание  поставок СПГ с хорошо развитой газотранспортной инфраструктурой создаст мощный импульс для повышения эффективности экспорта газа с одновременной диверсификацией рынков сбыта. Это позволит, помимо дальнейшей диверсификации поставок газа на европейский рынок, также выйти и на совершенно новые для Компании рынки, в частности, США и стран Азиатско-Тихоокеанского Региона.  
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Александрова О.А. Факторы экспортной деятельности промышленных предприятий. Саратов, Изд-во «Научная книга», 2007г.
  2. Долгих, Р.Н. Стратегическое планирование как необходимое условие развития экспортного потенциала промышленного предприятия [Текст] / Р.Н. Долгих, Е.В. Волкодавова //  Вестник Самар. гос. экон. ун-та.- Самара, 2007г.- № 4(22).-с. 41-47
  3. Ионова А.Ф, Тарасова Н.А. Учет, налогообложение и анализ внешнеэкономической деятельности организации. Москва, изд-во ЮНИТИ, 2008г. – 399 с.
  4. Кислова Ю. Е. Оценка влияния факторов внешней среды на экспортную стратегию предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. № 1, 2008.
  5. Казиев Р.М. Выбор стратегии внешнеторговой деятельности предприятий // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: СГАУ. – 2007. – №2. – с. 76-77.
  6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии./Пер. с англ. под ред. Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008 г. с.90.
  7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2008. - 640 с.
  8. http://www.gazprom.ru/

Информация о работе Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»