Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере
Реализация указанной цели обусловила необходимость решения комплекса взаимосвязанных задач, таких как:
- определение целей и этапов экспортной стратегии;
- влияние факторов на формирование экспортной стратегии промышленных предприятий;
- анализ выручки от экспортных операций.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа экспортной стратегии
промышленного предприятия 6
1.1. Сущность и цели экспортной стратегии предприятия 6
1.2. Моделирование экспортной стратегии предприятия 12
1.3. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 18
1.4. Анализ динамики экспортной выручки 26
Глава 2. Анализ экспортной стратегии на примере ОАО «Газпром» 27
2.1. Краткая характеристика ОАО «Газпром» 27
2.2. Сущность и цели экспортной стратегии ОАО «Газпром» 33
2.3. Моделирование экспортной стратегии ОАО «Газпром» 35
2.4. Влияние факторов на формирование экспортной
стратегии промышленного предприятия 37
2.5. Анализ динамики экспортной выручки 56
Заключение 57
Список литературы 58
Так, например, интерес ОАО «Газпром» связан с выходом на рынок природного газа США, уровень спроса на котором составляет практически четвертую часть от общемирового показателя. На фоне существенного истощения ресурсной базы прогнозируется увеличение зависимости США от внешних поставщиков энергоносителей, в том числе на рынке сжиженного природного газа. По оценке ОАО «Газпром» при выходе на рынок США Общество может столкнуться с рисками, связанными с недостаточным опытом ведения деятельности в рыночном сегменте сжиженного природного газа США и высокой конкуренцией со стороны работающих на этом рынке поставщиков этого вида топлива. В случае выхода ОАО «Газпром» на рынок США с целью участия в других элементах цепочки создания стоимости, возможны дополнительные риски, связанные с реализацией инвестиционных проектов, в силу характерной для США высокой степени либерализации газового рынка.
Риски, связанные с изменениями валютных курсов.
Валютный риск для ОАО «Газпром» связан с колебаниями обменных курсов рубля к тем иностранным валютам, в которых номинированы часть доходов, расходов и обязательств ОАО «Газпром», в основном к доллару США и евро.
В
частности, на показатели прибыли ОАО
«Газпром» негативное влияние может
оказывать повышение курса
Результатом
снижения курса рубля для ОАО
«Газпром» могут стать
Однако, риски, связанные со снижением стоимости рубля, могут быть ограничены, и даже частично или полностью нивелированы за счет увеличения рублевого эквивалента выручки от экспортных контрактов, номинированных в иностранной валюте, которая составляет значительную часть (более 60%) от общей выручки ОАО «Газпром».
ОАО «Газпром» имеет ряд вложений в иностранные компании, стоимость чистых активов которых подвержена риску изменения курса валют.
Риски, связанные с изменением валютного регулирования.
ОАО «Газпром» является участником внешнеэкономических отношений, имеет часть своих активов и обязательств в иностранной валюте, а также счета в иностранной валюте в иностранных банках и их филиалах, расположенных на территории иностранных государств, соответственно Общество подвержено существенным рискам, связанным с изменением валютного регулирования.
Действующий с июня 2004 г. закон о валютном регулировании позволяет Правительству и Центральному Банку Российской Федерации осуществлять мероприятия по дальнейшему регулированию и усилению валютного контроля, включая операции с иностранными ценными бумагами и заимствованиями в иностранной валюте российскими компаниями. Указанным Законом упразднена необходимость получения от Центрального Банка лицензий на конкретные сделки. Вместо этого установлены общеприменимые ограничения на валютные операции, такие, как осуществление обязательного резервирования в Центральном Банке и уполномоченных банках по конкретным валютным операциям, осуществление уведомлений об открытии счетов, проведение некоторых других валютных операций и открытие специальных счетов для осуществления расчетов в иностранной валюте.
В рамках либерализации валютного законодательства с 1 июля 2006 г. вступило в силу Указание Центрального Банка России от 29 марта 2006 г. № 1689-У отменяющее требование Банка России о резервировании при проведении отдельных видов валютных операций, установленных Указаниями Банка России от 29 июня 2004 г. № 1465-У и от 6 мая 2005 г. № 1577-У, а также с 1 января 2007 г. утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2005 г. об обязательной предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации.
На фоне продолжающейся либерализации валютного законодательства Правительством и Центральным Банком Российской Федерации осуществлялись мероприятия по усилению контроля за проведением валютных операций. Так, в конце 2006 г. законодательно закреплены дополнительные требования к объему информации, отражаемой уполномоченными банками в базе данных по валютным операциям, а также утверждены Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным Банком Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 утверждены Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля.
Восстановление ограничений, сокращающих возможности конвертации рублевых доходов в иностранную валюту и обратной конвертации рублей в силу требований об обязательной репатриации и конвертации, могут оказать неблагоприятное влияние на результаты деятельности и способность Общества осуществлять выплаты по кредитам и займам. Фактически рубль не используется в расчетах за пределами Содружества Независимых Государств, поэтому возможности ОАО «Газпром» по страхованию рисков, связанных с изменением валютных курсов посредством конвертации в другие валюты, значительно ограничены. В России конвертация рублей в другие валюты регулируется правилами и процедурами, ограничивающими круг целей, под которые допускается конвертация и оплата в иностранных валютах.
Риски, связанные с изменением правил таможенного контроля и пошлин.
1.
Статья 337 Таможенного кодекса
Распространение такой нормы на поставки газа с введением с 1 января 2004 г. ставки вывозной таможенной пошлины в размере 30% от таможенной стоимости требует отвлечения на указанные цели денежных средств, исчисляемых сотнями миллионов долларов США.
Ранее Федеральная таможенная служба Российской Федерации разрешала ОАО «Газпром» /ООО «Газпром экспорт» производить таможенное оформление природного газа без предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей и риски, связанные с этой операцией, были временно устранены.
С января 2008 года Федеральная таможенная служба Российской Федерации ввела практику разрешения на срок шесть месяцев таможенного оформления поставок природного газа без внесения обеспечения.
В настоящее время ОАО «Газпром»/ ООО «Газпром экспорт» имеют возможность не предоставлять обеспечение уплаты таможенных платежей до 31 июля 2009 г.
ОАО «Газпром» продолжает работу с Федеральной таможенной службой Российской Федерации по вопросу сохранения порядка уплаты таможенных пошлин при осуществлении экспортных поставок природного газа в соответствии с главой 26 Таможенного кодекса Российской Федерации, оставляя за собой право на соответствующее обращение в Правительство Российской Федерации и обжалование в арбитражном суде в случае несохранения прежнего порядка. Но даже при возврате к прежней схеме оплаты таможенных платежей без обеспечения возникают риски, вытекающие из весьма жёстких сроков перечисления денежных средств для уплаты таможенных пошлин и сборов, а также строгого соблюдения 50%-ной авансовой оплаты применительно к каждому контракту.
2.
ОАО «Газпром»/ООО «Газпром
Федеральная таможенная служба приказом от 01.04.2009 г. № 591, не зарегистрированным в Минюсте РФ, внесла изменения в приказ ГТК РФ от 07.08.2002 г. № 850 "О таможенном контроле природного газа", обязывающие экспортеров с 01.04.2009 г. предоставлять акты сдачи-приемки и сертификаты качества газа с мест таможенного контроля на границе Российской Федерации с сопредельными странами. Устанавливая эту обязанность в привязке к поставке по конкретному контракту, ФТС РФ не принимает во внимание, что, во-первых, на приграничных газоизмерительных станциях ведется учет количества и определяются физико-химические показатели общего потока перемещаемого через границу природного газа при его сдаче-приемке из газотранспортной системы (ГТС) России в ГТС сопредельного государства, во-вторых, соотнесение объемов газа, реализованного по отдельной грузовой таможенной декларации (ГТД), с определенным пунктом его вывоза с таможенной территории Российской Федерации невозможно и Таможенный кодекс РФ идентификации не предусматривает. Центральная энергетическая таможня, руководствуясь новым приказом, ежемесячно отказывает в приеме полных деклараций по всему экспортному объему.
Подобные действия таможенных органов дезорганизуют отчетность крупнейшего налогоплательщика, вынужденного уплачивать большие суммы налога на прибыль по сравнению с предусмотренными в расчетах экономических показателей и, соответственно, авансовых платежей по данному налогу. Ухудшают показатели текущей ликвидности Общества и отвлекают из оборота значительные финансовые ресурсы, а также создают ситуацию, когда доплата таможенных пошлин (оставшаяся часть после уплаты по временной декларации), исчисленных исходя из уточненных сведений по факту поставки, при отказе в приеме полных ГТД в принципе становится невозможной и может быть использована для дополнительного давления на экспортера как первопричину неисполнения собираемости таможенных платежей.
ОАО
«Газпром»/ООО «Газпром экспорт» обратились
к руководству Федеральной
Но даже положительное судебное решение по предыдущим месяцам оставляет риск дальнейших отказов в приеме полных деклараций, отвлечения из оборота Общества значительных финансовых ресурсов, а также необходимости участия Эмитента в судебных процессах с таможенными органами по каждой последующей месячной поставке природного газа..
3. При экспорте природного газа в европейские страны, который осуществляется транзитом через территорию Украины, периодически появляются риски, связанные с несанкционированным отбором газа, предназначенного для западных потребителей. Такая ситуация весьма затрудняет проведение таможенного контроля и, в результате, может привести к необходимости обращения в международный Арбитражный Суд.
Помимо этого, практически становится невозможным сбалансировать объемы газа на входе и на выходе из газотранспортной системы Украины с количествами, поставляемыми по контрактам ООО «Газпром экспорт».
В настоящее время мировой нефтегазовый рынок подвержен особому влиянию нескольких важных факторов, которые имеют определяющее значение для конкурентных позиций работающих на рынке компаний, включая ОАО «Газпром». К этим факторам относятся:
Консолидация.
За последние несколько лет
Развитие техники и технологии. Технологические инновации в нефтегазовой отрасли заметно улучшили технико-экономические показатели разведки и разработки запасов углеводородов. Вырос удельный вес успешных геологических изысканий, увеличилась продолжительность эксплуатации месторождений и степень извлекаемости разведанных запасов при одновременном сокращении издержек полного проектного цикла. Все это было достигнуто благодаря активному и эффективному внедрению новой техники и технологии. В целом новые технологии стали относительно доступны всем участникам рынка. ОАО «Газпром» для достижения своих стратегических и финансовых целей стремится применять новые разработки в практической деятельности.
Охрана
окружающей среды и социальные факторы.
Нефтяные и газовые компании во всем
мире сталкиваются с ужесточением требований
по осуществлению своей
Информация о работе Анализ экспортной стратегии промышленного предприятия на примере ОАО «Газпром»