Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце.
Объект исследования: рынок плиточного шоколада города Череповца.
Предмет исследования: конъюнктура рынка плиточного шоколада города Череповца.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть цели и аспекты изучения конъюнктуры рынка;
-рассмотреть состояние рынка плиточного шоколада в России;
- совершить сбор первичной маркетинговой информации;
- отобрать наиболее популярные марки плиточного шоколада;
- определить характеристики наиболее популярных марок;
- сравнить марки между собой;
- рассмотреть товары-заменители плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию каждой конкретной марки;
-проанализировать рекламу марки плиточного шоколада, пользующейся наибольшей популярностью.

Содержание

I. Основные аспекты изучения конъюнктуры рынка. 5
1. Цель и аспекты изучения конъюнктуры рынка…………………………....5
2. Организация исследования. 7
3. Состояние рынка плиточного шоколада в России. 14
II. Анализ конъюнктуры ранка плиточного шоколада города Череповца. 19
1. Первый этап анализа. Отбор наиболее популярных марок плиточного шоколада. 19
2. Второй этап анализа. Определение характеристик марки плиточного шоколада………………………………………………………………………….25
1.) Шоколад «Alpen Gold». 25
2.) Шоколад «Milka». 30
3.) Шоколад «Бабаевский». 33
3. Анализ марок плиточного шоколада по сравнимым критериям. 36
4. Определение товара-заменителя и целевой аудитории плиточного шоколада, анализ рекламы. 40
5. Прогноз изменений на рынке плиточного шоколада города Череповца. 46
Заключение. 48
Список литературы: 50
Приложения. 51
Приложение №1 51
Приложение №2 52
Приложение № 3 54
Приложение № 4 55

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по анализу конъюктуры рынка.doc

— 476.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Хабаровский Государственный Университет

Экономический институт  
 
 
 

                                  Кафедра: Экономики 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Курсовая  работа по дисциплине «Анализ и прогнозирование  рыночной конъюнктуры» на тему: «Анализ  конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Хабаровск

2010г.

 

Оглавление:

 

   Введение.

 В настоящий момент исследование рынка является самым распространенным направлением в маркетинговых исследованиях. Задача исследования рынка – получение всесторонней информации об изучаемом рынке, его характеристиках и тенденциях развития. Прежде всего, маркетинговое исследование рынка необходимо тем компаниям, которые впервые входят на новый для себя рынок или же запускают новый  продукт. Сейчас любая компания работающая на рынке рано или поздно задумывается о выпуске новых продуктов, ведь он необходим для достижения успешного развития компании. Если этого не происходит, то по мере усиления конкуренции, изменения конъюнктуры рынка и технологий, внедрения нововведений других фирм компания будет терять свои позиции.

 Также маркетинговые исследования рынка  проводятся при ребрендинге, при определении цены на продукцию (услуги) компании, при определении наиболее выгодных каналов и методов продвижения товаров, при формировании сбытовой политики и методов стимулирования клиентов, при расширении целевой аудитории.

 Важно помнить, что маркетинговое исследование требует денег и времени, однако оно помогает сделать правильный выбор и избежать финансовых потерь или обеспечить рост доходов.

 При маркетинговом анализе рынка  крайне важен сбор первичной информации путем проведения фокус-групп, получения экспертных оценок, массовых опросов потребителей и глубинных интервью с экспертами.

 Главное требование, предъявляемое к маркетинговому исследованию рынка – это его  практическая применимость. Поэтому  многие маркетинговые исследования включают в себя прогноз, ведь ситуация на рынке развивается и во время проведения исследования.

 Целью данной работы является анализ конъюнктуры  рынка плиточного шоколада в городе Череповце.

 Объект  исследования: рынок плиточного шоколада города Череповца.

 Предмет исследования: конъюнктура рынка плиточного шоколада города Череповца.

 Задачи  курсовой работы:

 - рассмотреть  цели и аспекты изучения конъюнктуры  рынка;

 -рассмотреть  состояние рынка плиточного шоколада  в России;

 - совершить  сбор первичной маркетинговой информации;

 - отобрать  наиболее популярные марки плиточного  шоколада;

 - определить  характеристики наиболее популярных  марок;

 - сравнить  марки между собой;

 - рассмотреть  товары-заменители плиточного шоколада;

 - определить  целевую аудиторию плиточного шоколада;

 - определить  целевую аудиторию каждой конкретной  марки;

 -проанализировать  рекламу марки плиточного шоколада, пользующейся наибольшей популярностью.

 Методы  исследования:

  1. Сбор, изучение и обработка исходных данных, составление таблиц.
  2. Метод статистического анализа.
  3. Метод сравнения.
  4. Графический метод.

I. Основные  аспекты изучения конъюнктуры  рынка.

 1. Цель  и аспекты изучения конъюнктуры  рынка.

 Конъюнктура рынка - это совокупность условий, при  которых в данный момент протекает  деятельность предприятия на рынке.

 Изучение  конъюнктуры рынка предполагает комплексный подход и проводится в три этапа: 1) Информационный - сбор информации на основе использования  различных видов источников и  разработка комплекса показателей. 2) Аналитический – анализ полученной информации. 3) Методический - разработка предложений и рекомендаций на основе применения различных методов анализа и прогноза. [8]

 Общая цель рыночных исследований состоит  в определении условий, при которых  обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

 Практически каждая компания на определённом этапе своего развития сталкивается с необходимостью сбора информации о рынке, на котором она работает. Знания конъюнктуры рынка (производителей, посредников, конкурентов и покупателей) необходимы для лучшей ориентации на рынке и победы в конкурентной борьбе.

 Сбор  информации о состоянии и перспективах рынка должен осуществляется в течение  всего жизненного цикла компании. Сбор информации — важнейший этап изучения конъюнктуры рынка. Не существует единого источника информации о конъюнктуре, который содержал бы все сведения об изучаемых процессах. При исследовании используются различные виды информации, полученные из различных источников. Различают информацию: общую, коммерческую, специальную.

 Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом, в увязке с развитием отрасли или данного производства. Источниками ее получения являются данные государственной и отраслевой статистики, официальные формы учета и отчетности. [5]

 Коммерческая  информация — это данные, извлекаемые из деловой документации предприятия по вопросам сбыта вырабатываемой продукции и получаемые от партнеров в порядке информационного обмена. К ним относятся: заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (материалы о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т.п.).

 Специальная информация представляет данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж, конъюнктурных совещаний), а также материалы научно-исследовательских организаций. [6]

 В рамках исследования конъюнктуры рынка, как правило, необходимо определить следующие аспекты:

  1. Выявить основных конкурентов, их ассортимент и цены.

 Чтобы преуспеть на рынке, предприятию  необходимо знать своих конкурентов, а также свои конкурентные преимущества и недостатки. О фирмах-конкурентах, кроме названий следует иметь более подробные сведения. Нужно определять сильные и слабые стороны всех конкурирующих продуктов, иногда даже абсолютно несходных, если они используются для решения той же проблемы, что и продукт данного предприятия. Переоценку желательно проводить всякий раз, когда на рынке появляется новый или усовершенствованный продукт.

  1. Определить преимущества и недостатки товара (услуги) по сравнению с товарами конкурентов.
  2. Провести ценовой анализ рынка.

 Изучить реальных и потенциальных покупателей.

 Следует провести серьёзный анализ потенциальных  потребителей: кто они, сколько единиц продукта будут покупать, по какой  цене.

  1. Изучить рекламу продукта

 В результате необходимо получить всестороннее представление о рыночной среде, структуре рынка, рыночной возможности для данного продукта, реальной доле рынка и конкурентном потенциале предприятия.

 Исследования  конъюнктуры рынка значительно  уменьшают неопределённость при  принятии важных решений, что позволяет  эффективно распределять экономический потенциал для достижения новых высот в бизнесе.

 При изучении конъюнктуры товарного  рынка ставится задача не только определения  состояния рынка на тот или  иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, по крайней мере, на один-два квартала, но не более чем на полтора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспропорций. [10]

2. Организация  исследования.

 Первым  шагом при проведении маркетингового исследования рынка является корректное определение цели исследования.

 При организации исследования необходимо определить несколько ключевых моментов:

 1. Источник  данных.

 2. Объем  выборки.

 3. Время проведения исследования.

 4. Метод исследования.

 5. Технология исследования.

 Что касается методов исследования при  сборе первичных данных, то они  бывают разные (наблюдение, эксперимент, опрос, анализ документов), и подразумевают подготовку орудий исследования (анкеты,  механические устройства) и выбор типа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Популярным методом сбора первичной информации является опрос.

 Опрос - метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.

 Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой - исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы или объект опроса в рамках повседневного житейского опыта. [3]

 Методические  принципы конструирования вопросника. Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь  в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

 Первое  требование: Каждый должен рассматриваться  как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

 Второе  требование: необходимо учитывать социально-психологические  особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это прежде всего означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса.

 В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, необходимо решить задачу другого уровня - как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Опросы подразделяются на устный (например, телефонный) и письменный (иначе говоря – анкетирование). Рассмотрим метод анкетирования подробней.

 Анкетирование — один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. [1] Данный метод используется для проведения опросов среди гомогенных групп и специфичных групп населения, отличительной особенностью данного метода является относительная анонимность опроса. Как и у любого метода, у анкетирования имеются преимущества и недостатки.

 Преимущества  данного метода:

  • Невысокие материальные затраты;
  • Отсутствует влияние личности интервьюера (т. к. зачастую анкетирование проводится без непосредственного участия интервьюера);
  • У респондента достаточно времени на обдумывание вопросов.
  • Высокая оперативность получения информации.
  • Жесткая регламентация процедуры позволяет получить хорошо структурированные и сопоставимые результаты.

Информация о работе Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце