Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 00:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце.
Объект исследования: рынок плиточного шоколада города Череповца.
Предмет исследования: конъюнктура рынка плиточного шоколада города Череповца.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть цели и аспекты изучения конъюнктуры рынка;
-рассмотреть состояние рынка плиточного шоколада в России;
- совершить сбор первичной маркетинговой информации;
- отобрать наиболее популярные марки плиточного шоколада;
- определить характеристики наиболее популярных марок;
- сравнить марки между собой;
- рассмотреть товары-заменители плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию плиточного шоколада;
- определить целевую аудиторию каждой конкретной марки;
-проанализировать рекламу марки плиточного шоколада, пользующейся наибольшей популярностью.

Содержание

I. Основные аспекты изучения конъюнктуры рынка. 5
1. Цель и аспекты изучения конъюнктуры рынка…………………………....5
2. Организация исследования. 7
3. Состояние рынка плиточного шоколада в России. 14
II. Анализ конъюнктуры ранка плиточного шоколада города Череповца. 19
1. Первый этап анализа. Отбор наиболее популярных марок плиточного шоколада. 19
2. Второй этап анализа. Определение характеристик марки плиточного шоколада………………………………………………………………………….25
1.) Шоколад «Alpen Gold». 25
2.) Шоколад «Milka». 30
3.) Шоколад «Бабаевский». 33
3. Анализ марок плиточного шоколада по сравнимым критериям. 36
4. Определение товара-заменителя и целевой аудитории плиточного шоколада, анализ рекламы. 40
5. Прогноз изменений на рынке плиточного шоколада города Череповца. 46
Заключение. 48
Список литературы: 50
Приложения. 51
Приложение №1 51
Приложение №2 52
Приложение № 3 54
Приложение № 4 55

Работа состоит из  1 файл

Курсовик по анализу конъюктуры рынка.doc

— 476.00 Кб (Скачать документ)

 2009 год также продемонстрировал  существенное повышение цен в  рублевом выражении, что было  связано с девальвацией отечественной  валюты. Немаловажно и то, что  Россия в силу климатических  условий не располагает собственной сырьевой базой (какао-бобы) и вынуждена импортировать их из-за рубежа. [19]

 Говоря  о рынке плиточного шоколада в  России, необходимо отметить, что уже  несколько лет доля плиточного шоколада на российском рынке прочно удерживает свои позиции на кондитерском рынке - 68%. Но даже стабильный, с первого взгляда, рынок плиточного шоколада изменяется - покупатели сегодня предпочитают плитки большего веса, более высокого качества по более высокой цене, рынок приветствует производителей элитного шоколада. Среди молодежи плиточный шоколад несколько более популярен: если в группе 18-29летних респондентов 88% едят этот продукт, то среди респондентов среднего возраста (30-49 лет) таких 84%, а среди старшего поколения (50 лет и старше) доля потребителей составляет 73%. Среди предпочтений необходимо отметить кардинальное изменение отношений потребителей к импортной продукции. Если раньше потребителей привлекали иностранные названия и более яркие упаковки, то сегодня для покупателей важна информация о стране-производителе и качестве. Именно это и объясняет, что доля импортной шоколадной продукции в 2000 г. сократилась до 4%, а иностранные компании выводят на рынок русскоязычные марки. Потребители отдают свои предпочтения отечественной продукции, считая ее более вкусной, качественной и свежей, а это именно те факторы, которые покупатели учитываю в первую очередь при покупке шоколадной плитки.  Сейчас уже трудно найти успешно работающую кондитерскую фабрику в России, которая не имеет в структуре собственных средств иностранной доли.

 В России сегодня работает 80 кондитерских фабрик с общим объемом производства более 1 млн. тонн в год. [17]

 Ситуация на российском рынке плиточного шоколада сейчас такова.

 Есть несколько крупных игроков: "Nestle" ("Россия"), "Kraft Foods International" ("Покров"), "Бабаевский", "Красный Октябрь" & "Рот Фронт", "Слад&К°", "Cadbury", "Кондитерская фабрика им. Крупской", "Русский шоколад". При этом 2/3 российского рынка плиток контролируют Nestle и Kraft Foods.

 Значительное  влияние на рынок плиточного шоколада в России оказывают вкусы сложившиеся у потенциальных покупателей, которые до сих пор в основном предпочитают темный плотный шоколад.

 Основной  причиной такой тенденции служит не только вкус, но и широко распространенная информация о пользе темного шоколада для здоровья. В затылок ему дышит молочный плотный шоколад с наполнителями. Наибольшим спросом пользуются плитки с более традиционными добавками — орехами, изюмом, воздушным рисом.  И на третьем месте - белый пористый. В целом по выборке более половины опрошенных россиян предпочитают темный шоколад (57%). При этом мужчины чаще отдают предпочтение темному шоколаду (61% против 53% у женщин), а среди женщин больше, по сравнению с мужчинами, доля тех, кто любит молочный шоколад (41% против 27% у мужчин). Практически все возрастные группы, кроме молодежи, чаще употребляют темный шоколад, а вот более половины молодых респондентов чаще отдают предпочтение молочному шоколаду (53%). [16]

 О привлекательности  шоколадного рынка свидетельствует  рост производства шоколадных изделий, увеличение доходов населения и, соответственно, затрат на кондитерские изделия в семейном бюджете домохозяйств, так как рынок шоколадной продукции эластичен по доходу (рост доходов приводит к росту затрат на продукцию). Поэтому эксперты прогнозируют для этого рынка высокую степень неценовой конкуренции, активное использование производителями маркетинговых инструментов и дальнейшую концентрацию производства. Сегмент плиточного шоколада будет развиваться, по оценкам экспертов, как и в предыдущие годы, за счет увеличения разнообразия видов этой продукции. [11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Анализ конъюнктуры ранка плиточного шоколада города Череповца.

 1. Первый этап анализа. Отбор  наиболее популярных марок плиточного  шоколада.

 Рассмотрим  конъюнктуру рынка плиточного шоколада города Череповца.

   Прежде всего, необходимо определить наиболее популярные марки из всего разнообразия плиточного шоколада. Для этого проведем анкетирование жителей.

 Источник  данных: опрос населения в городе Череповце.  
Метод опроса: анкетирование.

 Для того, чтобы исследование рынка было более полным, изначально определим  в целом состояние рынка плиточного шоколада Череповца, а затем выясним, чем привлекает потребителей та или  иная марка.

 Первый  этап анкетирования. Отбор наиболее популярных марок плиточного шоколада.

 Объем выборки: 60 респондентов.

 1. Определение  возраста и пола респондентов.

 В результате анкетирования опрошено 60 человек в возрасте от 20 до 60 лет. Для того, чтобы в дальнейшем определить почему потребители предпочитают ту или иную марку плиточного шоколада попросим их указывать при анкетировании свою фамилию.

 Из  них 22- мужского пола, 38 – женского. Иными словами, 63% респондентов – женского пола, а 37% - мужского.

 Определим возрастные категории респондентов. 

Категория Возраст Количество  респондентов в %
Молодежь 20-30 38 63
Люди  среднего возраста 30-45 10 17
Люди старшего возраста 45-60 12 20
Итого: 20-60 60 100
 

 

 Таким образом, большинство опрашиваемых – молодежь. Это объясняется кругом общения анкетера. Также, молодые люди, как правило, общительны и легко идут на контакт.

 2. Отношение к сладкой продукции.

 Шоколад, без сомнения, относится к сладкой  продукции. Поэтому, прежде всего, необходимо выяснить как относятся опрашиваемые к сладкому.

 
 Любите  ли вы сладкое?   Мужчины  Женщины  Итого:
 Очень  13  27  40
 Равнодушен (равнодушна)  6  11  17
 Не  люблю  3  0  3
 Итого:  22  38  60
 
 
 
 
 
 

 В процентном выражении: 

 Любите  ли вы сладкое? (в %)  Мужчины  Женщины  Итого:
Очень 22 45 67
Равнодушен (равнодушна) 10 18 28
Не  люблю 5 0 5
Итого: 37 63 100
 

 Как мы видим, большая часть респондентов любят сладкие изделия. Около одной трети опрашиваемых (28%) равнодушны к сладкому. Не любят сладкие продукты только 5% респондентов. 

 

 3. Определение товаров-заменителей.

 Далее необходимо выявить товары-заменители плиточного шоколада – то есть другие виды шоколадной продукции. Для этого выясним, в каком виде респонденты предпочитают приобретать шоколадную продукцию. 

В каком виде вы чаще всего приобретаете шоколад? (в %) Мужчины Женщины Итого:
Плиточный 21 30 51
Батончики 9 17 26
Развесные конфеты 2 13 15
Наборы  конфет 4 4 8
 

 Как мы видим, более половины респондентов предпочитают плиточный шоколад. 26% опрашиваемых также приобретают  батончики (согласно данным исследования это молодежь); 15% приобретают развесные конфеты (согласно данным исследования это делают люди старшего поколения) и 8% также приобретают наборы шоколадных конфет (люди разных возрастов).

 4. Частота  приобретения плиточного шоколада.

 Далее выясним, как часто череповчане в среднем приобретают плиточный шоколад. 

6. Как часто вы приобретаете  плиточный шоколад? (в %) Мужчины Женщины Итого:
1 раз в день и более; 0 3 3
1 раз в неделю и более; 17 20 37
2-3 раза в месяц; 15 25 40
1 раз в месяц и реже 5 15 20
 

 Из  полученных результатов можно сделать вывод, что плиточный шоколад 1 раз в день и чаще приобретают только женщины. И мужчины и женщины обычно приобретают шоколад 1 или несколько раз в неделю, или же 2-3 раза месяц.

        
 

       5. Цели приобретения плиточного  шоколада.

 Теперь  выясним, с какими целями респонденты  приобретают плиточный шоколад. 

Для каких целей Вы обычно покупаете  плиточный шоколад? (в %) Мужчины Женщины Итого:
Для домашнего потребления 17 37 54
Для того чтобы перекусить во время учебного/рабочего дня 6,5 12 18,5
При походе в гости 6,5 21 27,5
 

 Из  полученных результатов, можно сделать  выводы, что большая часть респондентов приобретают плиточный шоколад  для домашнего потребления, 27,5 % приобретают  шоколад при походе в гости  и 18,5 % для того, чтобы перекусить во время учебного/рабочего дня.

Информация о работе Анализ конъюнктуры рынка плиточного шоколада в городе Череповце