Анализ методов прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод интервью, аналитический метод, метод написания сценариев. При разграничении указанных методов используется третий признак классификации методов - способ получения прогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), «Дельфи», построение «дерева целей», матричный метод и другие

Содержание

Введение 5

1 Интуитивные методы прогнозирования 6

1.1 Методы индивидуальных экспертных оценок 6

1.2 Методы коллективных экспертных оценок 8

1.3 Сценарный анализ 15

2. Формализованные методы прогнозирования 24

2.1 Методы экстраполяции 24

2.2 Методы моделирования 28

2.3 Методы аналогии 31

3. Анализ методов прогнозирования 33

3.1 Применение методов экстраполяции 33

Заключение 44

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая прогнозирование.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

      Курсовая  работа содержит  49 страниц, 2 рисунка, 2 таблицы,  13 формул, 60 использованных источников.

      ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, МЕТОД, ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА, ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ, СЦЕНАРИЙ, «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ.

      Объектом исследования являются методы прогнозирования.

      Цель  работы - состоит в изучении методов прогнозирования, применения их на практике.

      В процессе работы использовались аналитические  методы, сравнительный анализ, учебники.

      В результате исследования был проведен анализ методов прогнозирования, были рассмотрены теоретические аспекты определенных методов, и на конкретном примере были представлены методы экстраполяции. 

      Область применения – в учебном процессе в рамках курса «Основы социально-экономического прогнозирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение                                                                                                                      5

1 Интуитивные методы прогнозирования                                                                 6

1.1 Методы индивидуальных экспертных оценок                                                    6

1.2 Методы коллективных экспертных оценок                                                        8

1.3 Сценарный анализ                                                                                               15

2. Формализованные методы прогнозирования                                                     24

2.1 Методы экстраполяции                                                                                       24

2.2 Методы моделирования                                                                                      28

2.3 Методы аналогии                                                                                                 31

3. Анализ методов прогнозирования                                                                       33

3.1 Применение методов экстраполяции                                                                 33

Заключение                                                                                                                 44

Список  использованной литературы                                                                       45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

       Специфические методы экономического прогнозирования классифицируются по следующим признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения прогнозной информации.

       По  степени формализации, т.е. изучения какой-либо содержательной области знания в виде формальной системы, связанной с усилением роли формальной логики и использованием математических методов научных исследований, методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные.

       Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки, которые объединяет общий принцип действия.

       В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод интервью, аналитический  метод, метод написания сценариев. При разграничении указанных методов используется третий признак классификации методов - способ получения прогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), «Дельфи», построение «дерева целей», матричный метод и другие.

       В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних и другие. Ко второй подгруппе относятся методы математического моделирования, регрессионного и корреляционного анализа и другие. 
 
 
 
 

    1 Интуитивные методы прогнозирования

       Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. 

       1.1 Методы индивидуальных  экспертных оценок

       Метод интервью. Основная особенность данного метода заключается в том, что исследователь (опрашивающий) и эксперт находятся в непосредственном контакте. Необходимая информация извлекается в ходе беседы. Направление беседы задает опрашивающий по заранее составленным вопросам относительно перспектив развития прогнозируемого объекта. Ему принадлежит ведущая роль в проведении беседы. Эксперт выступает в роли источника прогнозной информации.

       Есть  три основные формы проведения интервью: свободная беседа; интервью по типу вопрос-ответ; интервью в форме перекрестного допроса. Последняя форма интервью осуществляется с привлечением нескольких интервьюеров, как правило, двух. Они стремятся получить максимум информации по проблеме, одновременно проверяя ее на непротиворечивость.

         Достоинство метода интервью  заключается в том, что непосредственный контакт эксперта и интервьюера позволяет направить беседу в необходимом направлении. Недостатки метода: 1) влияние на прогнозные оценки субъективных факторов (например, психологическое давление интервьюера на эксперта); 2) не каждый эксперт может делать экспромтом хорошие и грамотные заключения.

         «Идеальный» интервьюер должен  иметь здоровый вид, быть спокойным и уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным. Эмпирическим путем установлено, что наиболее подходящие интервьюеры это женщины в возрасте 35-40 лет с высшим образованием и достаточным жизненным опытом.

         Метод анкетного опроса. Для получения информации эксперту предлагается для заполнения анкета, содержащая набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Анкета заполняется экспертами самостоятельно, поэтому все вопросы должны быть сформулированы предельно ясно и однозначно.

       В зависимости от целей исследования при составлении анкет используются вопросы двух видов: открытые и закрытые. В формулировке закрытых вопросов содержатся возможные варианты ответов. На вопросы открытые (свободные) ответы экспертом могут быть даны в любой форме.

       Достоинство открытых вопросов - возможность обнаружить с помощью эксперта новые, оригинальные варианты решения проблемы, а их недостаток - трудоемкость анализа ответов, так как возможен широкий диапазон ответов и трудно сформулировать общегрупповое мнение.

         Таким образом, использование  анкет с вопросами закрытого  типа обосновано, когда необходимо получить согласованную позицию экспертов, и нежелательно, когда прогнозируется сложный процесс, у которого может быть несколько вариантов, путей развития.

       Анкетирование может быть очным и заочным. Плюсы заочного анкетирования - возможность привлечения экспертов, живущих в разных городах, меньшая нагрузка на организаторов. Минусы - возможное неправильное истолкование вопросов, затяжки с ответами. Минус очного анкетирования - влияние организаторов на эксперта.   

       Аналитический метод предполагает проведение экспертом логического анализа какой-либо прогнозной ситуации, и его результатом является аналитическая докладная записка. Он предполагает самостоятельную работу эксперта над анализом тенденций, состояния и путей развития прогнозируемого объекта. 
 
 

       1.2 Методы коллективных экспертных оценок

       Методы  коллективных экспертных оценок включают в себя метод «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), метод «Дельфи», матричный метод, «дерево целей». Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата, во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере, могут возникнуть продуктивные идеи. 

       «Дерево целей». «Дерево» - это ориентированный граф, не содержащий петель, в котором каждая пара вершин разного уровня соединяется единственным ребром и ветвью. «Дерево целей» - граф дерева, выражающее отношение между вершинами, которые характеризуют этапы достижения какой-либо цели и решения задачи. Построение дерева целей осуществляется с целью определения способов решения задачи и обоснования плана достижений генеральной цели. «Дерево целей» строится путем последовательного выделения все более мелких задач на понижающих уровнях, при этом на верхнем (1 уровне) определяется генеральная цель и задача требующая решения, более низкие уровни 2,3 и т.д. определяют способы достижения этих целей и задач.

       Основные  требования построения прогнозного графа:

  • из одной вершины должно исходить не менее двух ветвей;
  • количество ветвей, исходящих из разных вершин может быть разным;
  • исходящие из одной вершины ветви должны образовывать замкнутое множество;
  • полностью исключается хотя бы частичное совпадение объектов (задач, подцелей) представленных разными ветвями;
  • задачи более низкого уровня должны конкретизировать задачу более высокого уровня, т.е. дерево представляет собой совокупность целей и подцелей.

       Дерево  целей обычно строится на нескольких уровнях:

       1. Понятийном (аспектном, параметрическом) - основная цель имеет скорее качественное, чем количественное выражение.

       2. Продуктовом (предметном) - процесс достижения цели разбивается на решение задач по отдельным видам продукции.

       3. Технологическом - процесс достижения цели разбивается по отдельным стадиям производственного процесса и стадиям жизненного цикла товара (товаром при этом может считаться, например, как сама добываемая нефть, так и нефтяное месторождение).

       4. Ресурсном - цели делятся по видам ресурсов, необходимых для производства.

       Иерархическое «дерево целей» строится на логической основе сверху вниз, исходя из сценария, поэтапно, уровень за уровнем, так, чтобы мероприятия предыдущего уровня обеспечивали задачи последующего.

       Для каждого уровня «дерева целей» эксперты должны устанавливать коэффициенты относительной важности всех его этапов. Расчет коэффициента относительной важности вдоль ветви «дерева цели» учитывает связи элемента данного уровня с одним или несколькими элементами вышестоящего уровня и определяется как сумма произведений соответствующих коэффициентов относительной важности.

       При разработке подсистем (задач), входящих в данное «дерево целей», принимаются во внимание возможности частичного использования результатов одних подсистем для других, характеризуемые коэффициентами взаимной полезности. Эти коэффициенты экспертно оцениваются  специалистами и выражают относительное снижение затрат времени и других ресурсов. 

       Метод «коллективной генерации идей» («мозговой атаки», «мозгового штурма») представляет собой способ получения прогнозных оценок в ходе совместного обсуждения результата коллективного творчества людей. Он включает два элемента: выявление вероятностных вариантов развития объекта прогнозирования и их оценку.

Информация о работе Анализ методов прогнозирования