Анализ методов прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод интервью, аналитический метод, метод написания сценариев. При разграничении указанных методов используется третий признак классификации методов - способ получения прогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), «Дельфи», построение «дерева целей», матричный метод и другие

Содержание

Введение 5

1 Интуитивные методы прогнозирования 6

1.1 Методы индивидуальных экспертных оценок 6

1.2 Методы коллективных экспертных оценок 8

1.3 Сценарный анализ 15

2. Формализованные методы прогнозирования 24

2.1 Методы экстраполяции 24

2.2 Методы моделирования 28

2.3 Методы аналогии 31

3. Анализ методов прогнозирования 33

3.1 Применение методов экстраполяции 33

Заключение 44

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая прогнозирование.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)

       1) патентная документация (патенты,  свидетельства);

       2) патентно-ассоциируемая документация (лицензии, коммерческая информация, каталоги, прайсы и т.д.);

       3) публикации в периодической печати  и издания научно-технической  литературы, используемые при публикационном  методе.

       Ретроспективная обработка названных источников информации позволяет проанализировать динамику патентования и опубликования. В результате анализа исследователи решают две задачи: 1) определяют возможную дату внедрения технического решения в производство; 2) оценивают перспективу различных направлений науки и техники.

       В настоящее время данные методы широко используются при экономических прогнозах. С их помощью исследователи-прогнозисты выявляют и изучают взаимосвязь между появлением публикаций о правительственных перестановках и ростом цен на определенные товарные группы, изменением курса национальной валюты, в результате чего получают довольно точные результаты, уходя от сложных математических расчетов. 

       2.3 Методы аналогии

       Прогнозирование по аналогии - это достаточно часто  применяемый тип прогнозирования. Следует иметь в виду, что прогнозирование по аналогии корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия между: объектами управления, типами менеджмента, реакциями внешней и внутренней среды в случае, имеющем место ранее на практике, в конкретном случае прогнозирования.

       Понятие аналогии связано с понятием адекватности, при этом объект прогнозирования может рассматриваться как модель другого объекта-аналога, а цели и задачи его прогнозирования должны соответствовать таким же целям и задачам объекта аналога. Таким образом, понятие аналога включает схожесть объектов прогнозирования, а также целей и последствий прогнозирования.

       В процессе прогнозирования по аналогии должны рассматриваться следующие направления аналогии:

       • объекта протезирования и объекта, выбранного в качестве аналога;

       • типов и целей менеджмента;

       • реакции внутренней среды на управляющие воздействия;

       • реакции внешней среды на изменении состояния объекта прогнозирования.

       В процессе предпрогнозного анализа  возможно установление количественной  или качественной аналогии.

       Одним из методов качественного доказательства аналогии является логика предположений [7]. Формальная логика устанавливает общие методы и схемы правильных умозаключений.

       Для установления аналогии могут быть также  использованы методы распознавания образов. Процедура прогнозирования состоит в том, что выбираются классы состояний исследуемых объектов, заданные как диапазоном изменения некоторых параметров, так и определенными качественными характеристиками. По совокупности признаков, определяющих состояние объектов, находится соответствие принадлежности каждого нового объекта или объекта в будущем времени к определенному классу. Это позволяет дать прогноз состояния объекта или указать диапазон изменения параметров, характеризующих его на прогнозируемый период [9].

       Выделяю методы исторической аналогии и математической аналогии.

       Метод исторической аналогии - метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.

       Метод математической аналогии - метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием более изученного или более точного математического описания одного из них для разработки прогнозов другого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3 Анализ методов  прогнозирования 

       3.1 Применение методов  экстраполяции

       Сглаживание рядов с помощью  скользящей средней.

       Имеются данные о грузообороте предприятий  транспорта РФ за 2002 г., млрд. т. км.:

  январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Грузооборот 256,0 248,7 270,2 262,7 253,5 252,3 248,6 254,6 243,4 251,9 242,9 247,7
 

       Выявим  основную тенденцию грузооборота предприятий  транспорта Российской Федерации методом сглаживания рядов динамики с помощью пятичленной скользящей средней.

       Средний уровень грузооборота за первые пять месяцев:

y1 =  256,0 + 248,7 + 270,2 + 262,7 + 253,5   = 258,2  млрд. т. км.;

y2 =   248,7 + 270,2 + 262,7 + 253,5 + 252,3   = 257,48  млрд. т. км.

и  т. д.;

       Оформим результаты расчетной таблицей:

          

    Месяц y y1
    Январь 256 -
    Февраль 248,7 -
    Март 270,2 258,22
    Апрель 262,7 257,48
    Май 253,5 257,46
    Июнь 252,3 254,34
    Июль 248,6         250,48
    Август 254,6 250,16
    Сентябрь 243,4 248,28
    Октябрь 251,9 248,1
    Ноябрь 242,9 -
    Декабрь  247,7 -
 

       Сглаживание ряда динамики показывает устойчивую тенденцию снижения грузооборота предприятий транспорта от января к декабрю: значение средней пятичленной скользящей средней уменьшается от периода к периоду.

       Метод скользящей средней широко применяется  при техническом анализе конъюнктуры рынков, в  частности валютных и биржевых.

       Фондовые  индикаторы и индексы применяются  для анализа общего движения курсов ценных бумаг во времени. Умение толковать различные рыночные индикаторы помогает инвестору не только ориентироваться в финансовых инструментах, но и безошибочно выбирать время совершения сделок. Нужно не только понимать общий ход экономической конъюнктуры, но и видеть, насколько благоприятна конъюнктура фондового рынка. Инвестор вкладывает деньги в конкретную ценную бумагу, поэтому должен знать, как изменяется динамика рынка. Для оценки поведения фондового рынка обычно обращаются к изучению рыночных индикаторов и индексов.

       Средние индикаторы - это средние арифметические показатели курсов репрезентативной группы акций в данный момент;  индексы - измеряют текущую динамику курсов репрезентативной группы акций по сравнению с базовой величиной, рассчитанный на некоторый момент в прошлом.

       Скользящие  средние исчисляются как для цен закрытия, так и для максимальных и  минимальных цен дня. По средним ценам строится график, при этом дни фиксируются по горизонтальной оси, скользящие средние - по вертикальной оси.

       В этих же осях отражается график текущих  цен.

       Если линия текущих цен выше линии средних цен, то рынок повышательный.  Если текущие цены два дня подряд ниже средних, то ожидается понижательный рынок.

       При пересечении линии текущих цен  с линией средних цен последует  изменение тенденции рынка: при повышательном рынке делается вывод о последующем снижении цен, а при понижательном - о росте цен.

       Проиллюстрируем применение метода сглаживания динамических рядов скользящей средней на примере условных данных о ценах закрытия по акции А по дням работы фондовой биржи в апреле: 

Дата      Цена, руб.
1.04.2002        78,90
2.04.2002        78,10
3.04.2002        86,00
4.04.2002        97,50
5.04.2002        83,30
6.04.2002        86,00
7.04.2002        90,60
8.04.2002        86,10
9.04.2002        81,30
10.04.2002        105,10
11.04.2002        108,60
12.04.2002        107,90
13.04.2002        106,80
14.04.2002        132,10
15.04.2002        113,00
16.04.2002        111,80
17.04.2002        124,40
18.04.2002        114,10
19.04.2002        108,40
20.04.2002        124,00
21.04.2002        150,70
22.04.2002        149,60
23.04.2002        153,60
24.04.2002        179,40
25.04.2002        153,70
26.04.2002        158,60
27.04.2002        199,20
28.04.2002        164,30
29.04.2002        135,30
30.04.2002        159,30
 

       Расчет  пятичленной скользящей средней  представлен ниже с использованием программы Excel: 
 

Дата Цена, руб. Значение средней, руб. Разница средней и текущей цены
1.04.2002 78,90 - х
2.04.2002 78,10 - х
3.04.2002 86,00 84,76 -
4.04.2002 97,50 86,18 -
5.04.2002 83,30 88,68 +
6.04.2002 86,00 88,7 +
7.04.2002 90,60 85,46 -
8.04.2002 86,10 89,82 +
9.04.2002 81,30 94,34 +
10.04.2002 105,10 97,8 -
11.04.2002 108,60 101,94 -
12.04.2002 107,90 112,1 +
13.04.2002 106,80 113,68 +
14.04.2002 132,10 114,32 -
15.04.2002 113,00 117,62 +
16.04.2002 111,80 119,08 +
17.04.2002 124,40 114,34 -
18.04.2002 114,10 116,54 +
19.04.2002 108,40 124,32 +
20.04.2002 124,00 129,36 +
21.04.2002 150,70 137,26 -
22.04.2002 149,60 151,46 +
23.04.2002 153,60 157,4 +
24.04.2002 179,40 158,98 -
25.04.2002 153,70 168,9 +
26.04.2002 158,60 171,04 +
27.04.2002 199,20 162,22 -
28.04.2002 164,30 163,34 -
29.04.2002 135,30 - х
30.04.2002 159,30 -  

Информация о работе Анализ методов прогнозирования