Анализ методов прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2011 в 20:28, курсовая работа

Описание

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод интервью, аналитический метод, метод написания сценариев. При разграничении указанных методов используется третий признак классификации методов - способ получения прогнозной информации. Методы коллективных экспертных оценок включают в себя методы «комиссий», «коллективной генерации идей» («мозговая атака»), «Дельфи», построение «дерева целей», матричный метод и другие

Содержание

Введение 5

1 Интуитивные методы прогнозирования 6

1.1 Методы индивидуальных экспертных оценок 6

1.2 Методы коллективных экспертных оценок 8

1.3 Сценарный анализ 15

2. Формализованные методы прогнозирования 24

2.1 Методы экстраполяции 24

2.2 Методы моделирования 28

2.3 Методы аналогии 31

3. Анализ методов прогнозирования 33

3.1 Применение методов экстраполяции 33

Заключение 44

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая прогнозирование.doc

— 476.50 Кб (Скачать документ)
 

       Значение  скользящей средней  программа Excel рассчитывает автоматически при введении формулы, установив в искомой ячейке {=СУММ(B2:B6)/5} , далее протянуть мышью вниз.

       На  основании полученных данных построим диаграмму - График фактических и скользящих пятичленных средних цен. 

        

       График  фактических и скользящих пятичленных  средних цен, где

1- график фактических цен;

2- график  исчисленных скользящих пятичленных средних цен.

       Из  графика видно, что при значительных колебаниях фактических цен скользящая пятичленная средняя имеет ярко выраженную повышательную тенденцию. 

            Аналитическое выравнивания ряда динамики по прямой.

       Рассмотрим  применение метода на следующих данных о производстве продукции предприятием ОАО «Технополис»: 

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Объем продукции, тыс. ед. 10,0 10,7 12,0 10,3 12,9 16,3 15,6 17,8 18,0
 

       Примем  за точку отсчета 2005г. Тогда условные годы:

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
t. -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4
 

       Определим параметры уравнения прямой с  использованием программы Excel:

Годы Объем продукции, тыс. ед Условные годы t2 yt y1
1 2 3 4 5 6
2001 10 -4  16  -40 9,3
2002 10,7  -3 9 -32,1 10,41
2003 12 -2 4 -24 11,52
2004 -10,3 -1 1 10,3  12,63
2005 12,9 0 0 0 13,74
2006 16,3 1 1 16,3 14,85
2007 15,6 2 4 31,2 15,96
2008 17,8  3 9 53,4 17,07
2009 18 4 16 72 18,18
Итого 123,6 0 60 66,5 123,66
 

       Так как прямая имеет вид y1 = a0 + а1t , то

a0 = 123,6/9 = 13,74 тыс. ед.;

а1 = 66,5/ 60  = 1,11 тыс. ед;

уравнение прямой имеет вид:

y1 = 13,74 + 1,11t

       Подставив в это уравнение значение t,  получим выровненные теоретические значения.

       На  рисунке представлены графики фактических и теоретических уровней ряда.

       Штриховая линия,  построенная по значениям  y1, показывает тенденцию роста объема производства на данном предприятии.

       

       Рис. Графики рядов динамики: 1 – фактического, 2 – выровненного. 

       Аналитическое выравнивание ряда динамики с применением  индексов сезонности.

       Рассмотрим  метод на основании имеющихся  данных о динамике реализации картофеля на колхозных рынках:

       Реализация  картофеля на колхозных рынках города за три года.

Месяцы реализация  картофеля, т. Индексы сезонности, %
  первый год, у1 второй год, у2 третий год, у3 всего за три  года, yi в среднем за три года, yi  
1 2 3 4 5 6 7
Январь 70 71 63 204 68 26,05
Февраль 71 85 60 216 72 27,59
Март 82 84 59 225 75 28,74
Апрель 190 308 261 759 253 96,93
Май 280 383 348 1011 337 129,12
Июнь 472 443 483 1398 466 178,54
Июль 295 261 305 891 287 109,96
Август 108 84 129 321 107 41,00
Сентябрь 605 630 670 1905 635 243,30
Октябрь 610 450 515 1575 525 201,15
Ноябрь 184 177 185 546 182 69,73
Декабрь 103 168 104 375 125 47,89
Итого: 3070 3144 3182 996 261 100,00
 

       Применяя  формулу средней арифметической простой, определим средние месячные уровни за три года:

       За  январь: уi = (70+71+63)/3 = 68 т.

       Февраль: уi = (71+85+60)/3 = 72 т   и т.д.

       Программа Excel считает среднее арифметическое автоматически при введении необходимых формул.

       И, наконец, исчислим за каждый месяц индексы  сезонности:

       Январь: Is =68/261 = 0,263 или 26,3%

       Февраль: Is =72/261 = 0,276 или 27,6%   и т.д.

       С помощью мастера диаграмм построим график сезонной волны.

       

       По  индексам сезонности можно наблюдать  рост или снижение продажи картофеля в различное время года. Так, наименьший спрос приходится на январь – февраль, а наибольший – на сентябрь-октябрь.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

    На  основе проведенного исследования по теме «методы социально-экономического прогнозирования» необходимо сделать  следующие выводы:

    В процессе систематизированного научно обоснованного прогнозирования развития социально-экономических процессов происходило развитие методологии прогнозирования, как совокупности методов, приемов и способов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных данных, экзогенных и эндогенных связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенной достоверности относительно его будущего развития.

    Исследование  различных классификационных схем методов прогнозирования позволяет выделить в качестве основных классов фактографические и экспертные методы, специализация которых обусловлена спецификой целей и задач, количеством и качеством исходной информации, периодом упреждения прогноза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы

  1. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. - 400 с.

      2. Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. - М.: Статистика, 1977. - 282 с.

      3. Лобаянова Б. Стратегическое планирование и прогнозирование на предприятии // Российский экономический журнал. - 1992. - №№ 3-5.

      4. Льюис К. Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 3 18 с.

      5. Рябушкин Б. Г. Применение статистических методов в экономическом анализе и прогнозировании. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 345 с.

      6. Саркисян С. А. Теория прогнозирования и принятия решений. - М.: Высшая школа, 1977. - 351 с.

      7. Гринберг А. Т. Статистическое моделирование и  прогнозирование // Под ред. А. Т. Гринберга. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 285 с.

      8. Горелов С. Математические методы в прогнозировании. - М.: Прогресс, 1993. - 257 с.

      9. Мосин Н. Основы экономического и социального прогнозирования // Под редакцией Мосина Н. - М.: Высшая школа, 1985. - 345 с.

      10. Цыгичко В. Основы прогнозирования систем. - М.: Финансы и статистика, 1986. - 768 с.

      11. Зенкин А. И. О математических методах прогнозирования М: 1987. - 90 с.

      12. Баранов В. А. Общие вопросы методологии и научного прогнозирования. Х: 1992. - 230 с.

      13. Медведцева О. В. Прогнозирование в системе экономических отношений. К: 1992. - 156 с.

      14. Лабунская Н. Л. Система прогнозирования. М:1990. - 120 с.

      15. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 192 с.

      16. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1976. - 360 с.

      17. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

      18. Джонстон Дж. Экономические методы: Пер. с англ, и пред. А. А. Рывкина. - М.: Статистика, 1990. - 444 с.

     19. Румянцева З. П. Менеджмент организации: Учебное пособие. / Румянцева З. П., Саломатин Н. А.,  Акбердин Р. З. и др. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 432 с.

Информация о работе Анализ методов прогнозирования