Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: Понять сущность разгосударствления и приватизации, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации 90х годов, рассмотреть и изучить перспективы и особенности приватизации в России.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия разгосударствления собственности

определить экономическое содержание процесса приватизации

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1Необходимость приватизации и разгосударствления собственности
1.1. Сущность разгосударствления собственности………………………….
1.2 Понятие и основные этапы приватизации………………………………..
Глава 2 Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны
2.1. Ошибки проведения приватизации и разгосударствления собственности 90х годов…………………………………………………………………………
2.2.Особенности проведения приватизации и разгосударствления собственности на современном этапе………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

курсовик.docx

— 199.86 Кб (Скачать документ)

Введение

Важнейшими направлениями  формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и  развитие конкуренции.

В этой связи, в  условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие  в России, выявить задачи и особенности  российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Экономическая реформа  в России, проводится в каждой сфере, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества являющаяся сердцевиной  экономической реформы, проходила  быстро, наряду с либерализацией цен, которые стали самым ощутимым проявлением изменений в экономике.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место  в отечественной экономической  науке.

Выбрана данная тема потому, что мы считаем, что она в настоящее  время очень актуальна, так как  приватизация в России в 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был  совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому  Россия должна изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить  опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Цель работы: Понять сущность разгосударствления и приватизации, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации 90х годов, рассмотреть и изучить перспективы и особенности приватизации в России.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятия разгосударствления собственности

 

  1. определить экономическое содержание процесса приватизации

 

  1. провести анализ этапов приватизации в России.
  2. Проанализировать итоги приватизации и разгосударствления собственности  в России.

           Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения  и списка литературы. В свою  очередь две основные главы  содержат в себе теоретическую  часть и практическое применение.                                                                                                                 В первой главе рассмотреть  необходимость приватизации и  разгосударствления собственности,  раскрываются  сущность разгосударствления  собственности, понятие и основные  этапы приватизации.                                                                                                                Во второй главе говорится  об анализе влияния  приватизации  в России  на социально - экономическую  жизнь страны, рассматриваются особенности   проведения  приватизации и разгосударствления  собственности на современном  этапе. Подводятся итоги приватизации  и разгосударствления собственности   в России.

При написании  работы использовался материал из периодических  изданий, научной и научно-методической литературы, а также законодательные  и правительственные документы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Необходимость приватизации и разгосударствления собственности

Сущность разгосударствления собственности

 

          Разгосударствление – это совокупность  мер по преобразованию государственной  собственности, направленных на  устранение чрезмерной роли государства  в экономике1. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.   Разгосударствление не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики.                            Под разгосударствлением понимают выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного административного управления. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушаются, эффективность общественного производства снижается. Сегодня линия на разгосударствление приняла общемировой характер.

В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности  можно свести к трем основным взаимосвязанным  объектам аспектам;

- во-первых, к созданию многообразных  типов хозяйств;

- во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном  ведении, освобождение их от  административно-командного диктата; 

- в-третьих, к приватизации, то  есть передача в распоряжение  коллективов и отдельных граждан  части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

Однако понятие собственности  имеет два значения. С юридической  точки зрения собственность это  владение имуществом или в обыденном  смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие  собственности включает в себя всю  совокупность экономических отношений  общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству.2

          Процесс разгосударствления не  равнозначен денационализации, т.к.  последняя не сводится к одной приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий.

Основными способами разгосударствления являются:

1) либерализация рынков;

2) коммерциализация;

3) стимулирование создания  и расширение сферы деятельности  смешанных предприятий (государственно-частных);

4) денационализация.

           Либерализация рынков предполагает  открытие широких возможностей  для их освоения различными  хозяйственными субъектами. Это  путь формирования конкурентных  структур в тех секторах экономики  и на тех рынках, для которых  характерна полная монополия  государства. Речь идет о:

1) снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов;

2) о диверсификации производства  и продаж, в результате чего  растет число многопрофильных  фирм, чья продукция может поступать  на самые разные рынки.

            Коммерциализация государственных  предприятий заключается в их  переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности  принципам рыночного механизма.  Коммерциализация государственных  предприятий предполагает устранение  окружающей их нерыночной среды.  Притом государство либо сокращает,  либо полностью прекращает их  бюджетное финансирование, отменяет  льготное налогообложение, оказывает  влияние в списании кредитной  задолженности, оценивает результаты  хозяйственной деятельности на  основе критериев, применяемых  в частном секторе. Коммерциализация  хозяйственных объектов приводит  к решению параллельной проблемы  государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие.

            Еще одним способом разгосударствления  является создание смешанных  предприятий с участием государства  и субъектов иных форм собственности,  которое могло бы сопровождаться  льготным кредитованием и налогообложением. Речь в данном случае идет  не только и не столько о  создании предприятий с участием  иностранного капитала, сколько  о вкраплении в структуры государственной  собственности других форм собственности  отечественного происхождения.

            И еще один способ разгосударствления  – это денационализация государственной  собственности, которая в подавляющей  своей части носит непосредственный  приватизационный характер. При  этом собственность государственных  предприятий может переходить  не только в частные руки, но  и к банкам, коллективам государственных  предприятий, кооперативам.

            Все эти способы разгосударствления  переплетаются, выражаясь в изменении  собственности и совершенствовании  хозяйственного механизма рыночной  экономики. Результатом разгосударствления  является уменьшение доли валового  национального продукта, перераспределяемого  через государственный бюджет. Иначе  говоря, сокращается часть чистого  продукта, создаваемого предпринимателями,  изымая через налоговые и другие  платежи в централизованный доход  государства. По уровню такого  изъятия можно судить о степени  огосударствления или, наоборот, разгосударствления экономики и  соответственно о развитии рыночных  механизмов. Следует уточнить, что  при разгосударствлении форма  собственности не изменяется  в отличие от процесса приватизации.

Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков:

-  допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих;  

- осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков;

- техники продаж;

- видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам.

В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

Разгосударствление может  осуществляться по различным направлениям:

1) разгосударствление процессов  присвоения, признание каждого работника  и трудового коллектива равноправным  участником присвоения, демонополизация;

2) создание многообразных  форм хозяйствования, предоставление  всем формам предприятий равных  прав на свободу хозяйственной  деятельности в рамках закона;

3) формирование новых  организационных структур, создание  новых форм предпринимательской  деятельности (концерны, консорциумы,  ассоциации и т.д.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Приватизацию в узком смысле слова надо отличать от разгосударствления и коммерциализаци. В отличие от приватизации при разгосударствлении государственная собственность не превращается в частную.3

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это — центральная проблема перехода к рыночной экономики.

1.2 Понятие и основные  этапы приватизации

Основной причиной приватизации, особенно в наименее развитых странах, послужило  вызванное бюджетными кризисами  осознание того, что государственные  предприятия, как правило, выступают  растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или  эффективного предоставления услуг  они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о  необходимости упрочить роль частного сектора.

В случае с российской экономикой проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности. Внушалась  мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий  частной собственности никакой  перспективы. На подавление естественного  стремления человека к частной собственности  была брошена вся мощь государственной  машины. В разрушении и деформации отношений собственности кроются  главные причины банкротства  командно-административной системы.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в  частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.4

Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности в частный  сектор.

 Закон РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятии в РФ" от 3.07 1991г. понимает под приватизацией "приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятии, цехов, производств, участков, иных подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений; долей, (паев, акций) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных акционерных обществ.

Главными целями приватизации  были:

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки).

Информация о работе Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны