Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: Понять сущность разгосударствления и приватизации, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации 90х годов, рассмотреть и изучить перспективы и особенности приватизации в России.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия разгосударствления собственности

определить экономическое содержание процесса приватизации

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1Необходимость приватизации и разгосударствления собственности
1.1. Сущность разгосударствления собственности………………………….
1.2 Понятие и основные этапы приватизации………………………………..
Глава 2 Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны
2.1. Ошибки проведения приватизации и разгосударствления собственности 90х годов…………………………………………………………………………
2.2.Особенности проведения приватизации и разгосударствления собственности на современном этапе………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

курсовик.docx

— 199.86 Кб (Скачать документ)

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение  экономических основ власти.

Достижение социальной справедливости, повышение экономической эффективности  производства, рост доходов государственного бюджета не выступают собственными целями приватизации. Она может способствовать развитию данных процессов только в  долгосрочном периоде.

Необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.

          Посредством приватизации государственной  собственности решается множество  задач:

- повышение эффективности  предприятий

- сокращение правительственных  расходов за счет налогоплательщиков

-увеличение поступлений  в бюджет

- ликвидация или возможное  уменьшение внутренней и внешней  задолженности

- борьба с монополиями  на рынке

-расширение рынка заемных  капиталов

-увеличение платежеспособности  и инвестиций населения

-Привлечение сотрудников  к управлению капиталом компании

-сокращение профсоюзного  движения

-создание обширной социальной  базы мелких и средних собственников  и многое другое.

Следовательно, основной сущностью  концепции приватизации служит эффективность  производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более  успешно управляются частным  сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики  страны в целом.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

-      Приватизация  государственного и муниципального  имущества основывается на признании  равенства покупателей государственного  и муниципального имущества и  открытости деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

-      Государственное  и муниципальное имущество отчуждается  в собственность физических и  (или) юридических лиц исключительно  на возмездной основе (за плату  либо посредством передачи в  государственную или муниципальную  собственность акций открытых  акционерных обществ, в уставный  капитал которых вносится государственное  или муниципальное имущество).

-      Приватизация  муниципального имущества осуществляется  органами местного самоуправления  самостоятельно в порядке, предусмотренном  настоящим Федеральным законом.

Способы приватизации в России:

1. Акционирование — преобразование предприятия в открытое акционерное общество.

Согласно Программе приватизации определяется количество акций, которые  должны быть так или иначе отчуждены  частным лицам, часто с указанием  удельного веса каждого вида отчуждения, количества акций, остающихся в государственной  собственности, наличия "золотой  акции", дающей право вето на любое  стратегическое решение предприятия. Закон о приватизации 1997 г, устанавливает в рамках этого способа создание ОАО со 100%-ным государственным участием.

2. Выкуп арендованного имущества — распространенное на заре приватизации явление, введенное вновь в практику Законом 1997 года. До этого выкуп арендованного имущества рассматривался как частный случай покупки предприятия.

Вопрос о выкупе предприятии  коллективом, столь актуальный для  малого бизнеса, прежними законами урегулирован не был.

3. Банкротство — ликвидация неэффективных государственных предприятий с последующей распродажей их имущества. Банкротство имеет своей целью защиту кредиторов от неэффективного хозяйствования должников, когда должник принудительно ликвидируется, прежде чем он растратит все имущество.

4. Залоговая приватизация.

5.Коммерческий конкурс с инвестиционными или социальными условиями — продажа на конкурентной основе заявителям государственного пакета акций или, если приватизируется малое предприятие, всего предприятия как имущественного комплекса.

6. Продажа на аукционе — приобретение права на покупку государственного имущества (акций или предприятия) без дополнительных условий тем, кто предложит наивысшую цену. Аукцион может быть как закрытым, так и открытым.

Существовали следующие подходы  к этапам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая  на мелкие и средние предприятия  в сфере торговли, общественного  питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном  на аукционах, коммерческих конкурсах  и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая  на крупные предприятия, предполагала  их акционирование с последующей  продажей акций.

Первый этап приватизации взял свое название Ваучерная  или массовая приватизация. Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Для упорядочения приватизации был принят закон "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР", согласно которому каждый гражданин России получал именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться денежные суммы, предназначенные для оплаты приватизируемого государственного имущества. Закон не разрешал продажу приватизационных вкладов другим лицам. Этот закон, однако, не был осуществлен, и вместо него была проведена ваучерная приватизация.5

Практическим руководством к приватизации служили Указы Президента РФ "Об ускорении приватизации государственных  и муниципальных предприятий" (29 декабря 1991 г.), "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (29 января 1992 г.), "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (1 июля 1992 г.), "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (14 августа 1992 г.), "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (24 декабря 1993 г.).

Ваучерная приватизация была противоречива. Формат приватизации был во многом результатом компромиссов между Правительством и Верховным Советом, с учетом принятых в разное время нормативных актов и интересов разных лоббистских групп. Так, Е. Гайдар и А. Чубайс изначально не были сторонниками ваучерной приватизации, предлагая отказаться от нее в пользу постепенной приватизации за деньги. Однако, закон РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" от 3 июня 1991 года предусматривал приватизацию с использованием приватизационных именных счетов. Летом 1992 г. были введены ваучеры, которые небесплатно раздавались населению. За каждый ваучер необходимо было заплатить 25 рублей, независимо от того, кто получал ваучер взрослый человек или ребёнок. Номинальная стоимость ваучера составляла 10 тысяч рублей. Имущество предприятий страны было оценено в 1400 миллиардов рублей, и на эту сумму были изданы ваучеры. По утверждению главы Госкомимущества Чубайса, руководившего приватизацией, один ваучер соответствовал по стоимости двум автомобилям "Волга". Но купить эти автомобили в обмен на ваучер было нельзя.

Схема действия чековых инвестиционных фондов была примерно одинакова: фонды  собирали ваучеры с населения, участвовали  в чековом аукционе, и покупали за ваучеры акции доходных предприятий. Затем, акции продавались с баланса  чековых инвестиционных фондов на баланс структур, контролируемых влиятельными в регионе группировками (зачастую организованной преступностью) по низкой балансовой стоимости, оставляя номинальные активы в фонде для последующей фактической ликвидации.

Важнейшими социальными силами и институциональными структурами, активно вовлеченными в приватизацию в период 1992-1994 гг. и сохранившими свое влияние на денежном этапе, были:

1. Административно-хозяйственная бюрократия (номенклатура), спешившая максимально трансформировать власть в собственность и деньги. Главные номенклатурные атаки на стандартные, законодательно предусмотренные  законом о приватизации и государственной программой, приватизационные процедуры развернулись в 1993 г. Широко практиковались методы перевода в частную собственность государственного имущества через дочерние фирмы и малые предприятия.

2. Менеджмент (директорат) приватизированных предприятий, занимавший своего рода промежуточное положение между интересами собственного АО и номенклатуры. Большая часть менеджмента, особенно небольших предприятий, отстаивала, как и местная номенклатура, закрытую форму обществ. В открытых АО, блокируясь с трудовым коллективом, директора избирали второй вариант льгот по приватизации, по которому абсолютный контрольный пакет выкупался совместно работниками и менеджментом.

3. Трудовые коллективы стали в ходе первичного закрепления прав собственности владельцами большинства приватизированных предприятий (75%), что, конечно, было возможно только на этапе ваучерной приватизации. Авторы концепции хорошо понимали, что быстрое и массовое отделение реального сектора от иерархии органов государственной власти в такой стране, как Россия, иными методами просто невозможно.

4. Крупные институциональные инвесторы вопреки замыслу реформаторов на этапе первичного закрепления прав стратегическими собственниками не стали. Случаи, когда коммерческие структуры целенаправленно приобретали крупные пакеты акций производственных компаний на чековых аукционах, были немногочисленны. Как правило, интерес проявлялся к торговым компаниям, предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным сырьевым, металлургическим предприятиям. Эта группа акционеров в большинстве случаев приобретала акции со спекулятивными целями, т.е. для получения дохода от разницы между рыночной стоимостью акций и стоимостью, определенной планом приватизации.

5. Участие в первичном переделе  государственной собственности нового частного предпринимательства обычно недооценивается. А между тем "за спиной" многих трудовых коллективов, выкупавших свои предприятия, стояли именно частники, располагавшие собственным капиталом (около 10% всех сделок выкупа), либо доступом к дешевым кредитам. При этом основной проблемой являлось не только криминальное происхождение многих капиталов, но, главное, перенесение криминальных норм на деятельность приватизированных предприятий, особенно мелких.6

Второй этап приватизации. В отличие  от ваучерного, на денежном этапе приватизации были достаточно четко сформулированы цели. В аналитическом докладе Госкомимущества РФ, подводившем итоги ваучерного этапа и определявшем задачи денежного, основная задача была охарактеризована как "нахождение рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий". При этом структура спроса потенциальных инвесторов оценивалась весьма оптимистично: инофирмы, инвестиционные структуры банков, сбережения населения, инвестиционные компании и фонды, преобразованные из чековых инвестиционных фондов.

В принципе указанные фискальная и  инвестиционная стратегическая цели российской денежной приватизации вполне вписываются  в систему целей приватизационных процессов всех постсоциалистических стран. В России, однако, были свои, особые причины внимания к этим двум целям. Во-первых, это растянутость во времени  стабилизационного этапа рыночной трансформации. В России и на четвертом  году реформы все еще очень  остро стояли проблемы преодоления  инфляции и бюджетного дефицита. Поступлениям от приватизации в бюджет поэтому придавалось первостепенное значение. Во-вторых, это серьезное обострение проблемы притока реальных инвестиций. Не обнаружив быстрых экономических результатов от ваучерной приватизации, компании начали понимать, что получить инвестиции можно только за счет продажи акций.

В отличие от ваучерной приватизации, на денежном этапе продажа акций не могла быть массовой и единовременной. Предполагалось, что на денежные аукционы пакеты акций будут выставляться постепенно и равномерно, обеспечивая бесперебойное поступление средств в бюджет и инвестиций в развитие компаний. Намеченная схема не сработала. Темпы денежной приватизации оказались настолько низкими, что это ставило под угрозу достижение обеих указанных целей. При этом нарушился и сам баланс целей, на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет от приватизации. В мае 1995 г. Президент РФ вынужден был подкрепить специальным указом смену приоритетов. Инвестиционный спрос и готовность инвесторов к реальным сделкам были явно переоценены. Плохо справлялись с поставленными задачами и структуры Российского фонда федерального имущества, осуществлявшие продажи пакетов акций на денежных аукционах.

Ситуация кардинально изменилась с появлением совершенно новой для России схемы залоговых аукционов. Эта схема, предложенная группой коммерческих банков, позволяла не только продвинуться в решении фискальных задач приватизации, но и преодолеть некоторые ограничения и запреты на продажу контрольных пакетов акций компаний стратегически важных отраслей. С этого момента вынужденный приоритет фискальных целей приватизации уступил место политике откровенного получения быстрых денег в бюджет. Так краткосрочная тактическая задача вытеснила все инвестиционные намерения первоначальной концепции денежной приватизации.

Залоговые аукционы были предприняты  в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий. Идею аукционов с целью пополнения бюджета выдвинул Владимир Потанин, возглавлявший "ОНЭКСИМ-банк". Инициатива была поддержана тогдашним первым вице-премьером правительства Анатолием Чубайсом и вице-премьером Олегом Сосковцом.

Информация о работе Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны