Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: Понять сущность разгосударствления и приватизации, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации 90х годов, рассмотреть и изучить перспективы и особенности приватизации в России.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия разгосударствления собственности

определить экономическое содержание процесса приватизации

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1Необходимость приватизации и разгосударствления собственности
1.1. Сущность разгосударствления собственности………………………….
1.2 Понятие и основные этапы приватизации………………………………..
Глава 2 Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны
2.1. Ошибки проведения приватизации и разгосударствления собственности 90х годов…………………………………………………………………………
2.2.Особенности проведения приватизации и разгосударствления собственности на современном этапе………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

курсовик.docx

— 199.86 Кб (Скачать документ)

В таблице1  и на рис. 1–2 приведены данные по доходам консолидированного бюджета от приватизации.

Таблица 1. Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации.

               Данные по доходам бюджета от приватизации, приводимые Росстатом, Госкомимуществом и бюджетной статистикой различаются, иногда весьма значительно. Более того, они не сходятся даже внутри одного Росстата. В качестве основы использованы данные Федерального казначейства, где их нет – Росстата, для 2011–2013 гг. – закон о бюджете.15 Примечание: данные до 1998г. – трлн руб.

 

Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета  от приватизации в 1993–2013 гг.

 

 

Рис. 2. Доля доходов от приватизации в ВПП и консолидированном  бюджете в 1993–2013, %

1993–1994гг. – массовая приватизация.

1995–1996гг. – явная пауза (за исключением залоговых аукционов).

1997–2005гг. – низкие темпы приватизации для повышения доходов бюджета, изредка и случайно происходящие крупные приватизационные сделки, как правило, с иностранцами. По существу выделяются только 1997-й, 2000-й и 2003–2004 гг.

2006г. – фактическое прекращение приватизации (за 5 лет – менее 1 млрд дол. в год), поворот приватизации вспять, к решительному усилению госсектора.

На этих графиках не нашли своего отражения крупнейшие приватизационные сделки 2006–2007 гг. на общую сумму в 27 млрд дол., что больше, чем принесла бюджету приватизация за предыдущие 15 лет реформ – 1992–2006 гг. (21,3 млрд дол.). Фактически это был пик приватизации. Однако он не попал на график, поскольку эти доходы бюджет не получил.16

После кризиса 2008–2009 гг. российский бюджет оказался в дефиците. И правительство  решило поправить положение дел  с помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета.

На ближайшие 3 года в бюджете  запланирован резкий всплеск приватизации – до 9–10 млрд дол. ежегодно. В октябре 2010г. состоялось секретное заседание правительства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015г., и на 2014–2015 гг. запланирована не пауза, а дальнейший рост приватизации – до 15 млрд дол. в год.

Но главная проблема в том, что  почти во всех этих предприятиях государство  по-прежнему оставляет за собой контрольные  пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются. В собственности  государства после 5 лет этой приватизации останутся:

  • 100% "Транснефти" и "Зарубежнефти" (по ним решения о приватизации вообще не приняты, также непонятна судьба "Аэрофлота" и государственных аэропортов – "Шереметьево" и "Внуково");
  • 75%+1 акция РЖД;
  • 75% "Россельхозбанка" и Федеральной сетевой компании;
  • 60,5–65,5% "ВТБ";
  • 60% "Роснефти";
  • 51% "Сбербанка" и "РусГидро";
  • 50%+1 акция в "Совкомфлоте" и "Росагролизинге".

Что же реально приватизируется? Названо  только одно предприятие – Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн т зерна общей стоимостью под 50 млрд руб. Приватизировать компанию без этой функции – сразу снизится ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции – очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали.

Итак, что мы имеем  на современном  этапе после проведения приватизаций 90х годов:

- произошел переход от социализма к капитализму.

- появилась группа так называемых "олигархов", владеющих собственностью, которая досталась им за сравнительно небольшие деньги.

- приватизация скомпрометировала  себя в глазах многих россиян.  Политический рейтинг одного  из главных идеологов приватизации Анатолия Чубайса до сих пор является одним из самых низких среди российских политических деятелей.

- На начало 2008 г: теперь уже  приватизация социальных услуг,  социальных гарантий государства,  поскольку явно видна несостоятельность  государственного управления социальной  сферой. И новым инструментом  приватизации, вероятно, будут персонифицированное  бюджетное финансирование (государственные  именные финансовые обязательства  — ГИФО), или по-другому — Государственные  сертификаты (например, Родовой сертификат  и др.), которые позволят (при сохранении  государственного финансирования) работать в сфере услуг частным  предприятиям.

- Около 80 % граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов (см. таблицы).

- Приватизация способствовала  деиндустриализации страны, значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленности.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный  пересмотр её итогов. Около 90% россиян  придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные  состояния нажиты нечестным путём (с этой точкой зрения также согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, "почти  консенсусное" неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении хотелось бы отметить, что сравнение с практикой  других стран Россия, при решении  проблем приватизации преобладали  политико-идеологические мотивы, относительно больший положительный эффект от приватизации наблюдался в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Польше. Намного  хуже, чем в России результаты приватизации почти в двух десятках бывших социалистических стран и союзных республик  бывшего СССР. Сопоставление таких  параметров, как уровень и динамика реальных доходов, инфляция, глубина  и продолжительность экономического спада позволяет констатировать, что переход к частной собственности  идет в России средними темпами и  с относительным успехом.

Очевидно, что  в течение 90-х годов был осуществлен  переход к реальному многообразию форм собственности. Институт частной  собственности получил правовое оформление, стал одним из инструментов привлечения частной инициативы граждан к решению экономических  проблем. Приватизация и связанные  с ней процессы вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни и общественного сознания, положили начало формированию предпринимательского менталитета, развитию инициативы и  самостоятельности товаропроизводителей, новой системы общественных ценностей. В результате приватизации образовался  крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть монополию государственной собственности, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования  механизмов конкуренции.

Приватизация  содействовала становлению и  развитию целого ряда новых экономических  институтов, способствовала созданию условий для привлечения в  российскую экономику иностранных  инвестиций, ликвидации дефицита товаров  и услуг на внутреннем рынке и  пр.

Однако, несмотря на внушительные количественные итоги  начальных этапов приватизации, а  также ряд других положительных  моментов, основные стратегические цели, заявленные в Государственной программе  приватизации, практически достигнуты не были. На это есть много своих  причин, но как мне кажется, основными  негативными моментами приватизационного  процесса в Российской Федерации  были:

- слабая, а иногда  и просто недостаточная законодательная  база проводимого процесса, недоговоренность  возвращения собственности её  первоначальному владельцу, в  случае её не рационального  использования;

- формальные  гарантии прав трудящихся, но  не исполнение их на практике на не государственных предприятиях;

- не использование  на начальном этапе приватизации  огромных по своим масштабам  денежных средств в реальном секторе экономики, а простое их разворовывание;

- лоббирование  крупными финансовыми группами  выгодных им политических решений;

- малая информированность  населения о ходе приватизационного  процесса и о его задачах  в целом;

- не учитывался  опыт экономически развитых стран  в подобного рода процессах.

Процесс приватизации, проводимый в России в конце XX века – начале XIX века имел огромное значение. Он затронул практически все сферы  жизни российского общества, коренным образом изменив их. Приватизация государственной собственности  была необходима для российской экономики, для оживления всех её сфер и отраслей. Конечно, приватизацию не стоило проводить  такими ускоренными темпами. Не хватало  четко сформулированного плана  приватизации, подтвержденного законодательной  базой.

Необходимо, чтобы  все реформы и преобразования проводились последовательно, не отставая друг от друга и не забегая вперед, и это относится не только к  проведенному процессу приватизации, но и ко всем российским реформам, они  должны проводиться по четко определенной линии государственной политики в области экономики и не только.

 

 

Список используемой литературы

  1. С. Ивашковский. "Микроэкономика", 2001 г
  2. Учебное пособие по  экономики под ред. Булатова А.С. (2002, 3-е изд.,)
  3. Курс экономической теории. Учебное пособие под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. М. 1999
  4. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. – Москва, Юстицинформ, 1992
  5. Куликов В., Итоги ваучерной и концепция нового этапа приватизации//Российский экономический журнал ,1994 ,№7
  6. Указы Президента РФ "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" (29 декабря 1991 г.)
  7. Указы Президента РФ "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (1 июля 1992 г.)
  8. Указы Президента РФ  "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" (14 августа 1992 г.)
  9. Указы Президента РФ  "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (24 декабря 1993 г.).
  10. Колганов А.И.Массовая приватизация в России и сдвиги в социально-экономической структуре общества
  11. Залоговые аукционы. Коммерсантъ. – 1995. – № 231
  12. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция.. – 1997
  13. Экономическая история 1991–2008
  14. Берман В.Р., Филиппов П.С. История приватизации в России

 

 

 

1 С. Ивашковский. "Микроэкономика", 2001 г

2 Учебное пособие по  экономики под ред. Булатова А.С. (2002, 3-е изд.,)

3 Курс экономической теории. Учебное пособие под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. М. 1999

4 Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. – Москва, Юстицинформ, 1992

5 Куликов В., Итоги ваучерной и концепция нового этапа приватизации//Российский экономический журнал ,1994 ,№7

6 Колганов А.И.Массовая приватизация в России и сдвиги в социально-экономической структуре общества

7 Залоговые аукционы. Коммерсантъ. – 1995. – № 231

 8 Программа «500 дней». URL: http:// www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.

9 Экономическая история 1991–2008

10 Берман В.Р., Филиппов П.С. История приватизации в России

11 Гайдар Е.Т. Государство и эволюция.. – 1997

12 Экономическая история 1991–2008

13 Залоговые аукционы // Коммерсантъ. – 1995

14 Берман В.Р., Филиппов П.С. История приватизации в России

15 Данные по доходам от приватизации: 1992 г. 1993–2002 гг.  2003–2010 , 2011–2013 – Закон о бюджете на 2011 год и плановый период 2012–2013 гг.

16 Данные по доходам от приватизации: 1992 г. 1993–2002 гг.  2003–2010 , 2011–2013 – Закон о бюджете на 2011 год и плановый период 2012–2013 гг.


Информация о работе Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны