Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа
Цель работы: Понять сущность разгосударствления и приватизации, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации 90х годов, рассмотреть и изучить перспективы и особенности приватизации в России.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия разгосударствления собственности
определить экономическое содержание процесса приватизации
Введение ………………………………………………………………………
Глава 1Необходимость приватизации и разгосударствления собственности
1.1. Сущность разгосударствления собственности………………………….
1.2 Понятие и основные этапы приватизации………………………………..
Глава 2 Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны
2.1. Ошибки проведения приватизации и разгосударствления собственности 90х годов…………………………………………………………………………
2.2.Особенности проведения приватизации и разгосударствления собственности на современном этапе………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….
Таким образом, сделки кредитования Российской
Федерации под залог акций
государственных предприятий
В залоговых аукционах 1995-1996 гг. четко проявился олигархический характер современной российской экономики: выигрывает тот, кто лучше умеет договориться с правительством. Ряд банков получил в траст госпакеты акций в обмен на кредиты правительству, но победителем оказывался в некоторых случаях не тот, кто предлагал более выгодные условия сделки, а тот, кто имел более тесные связи с государственными структурами. Наиболее сильные позиции в первых же залоговых аукционах занял ОНЭКСИМбанк, которому всегда (и, как выяснилось, совсем небезосновательно) приписывались неформальные связи с высшими эшелонами государственной администрации. Так, на залоговых аукционах 1995 г. ОНЭКСИМбанк в качестве представителя Госкомимущества одновременно выступал и организатором, и участником аукциона, что с юридической точки зрения являлось очевидным нонсенсом. Правовое несовершенство аукционов вызвало сильный общественный резонанс, вплоть до требований отмены их результатов.
Но даже близкий правительству банк не мог реально рассчитывать на возврат залога, т.к. этих денег у государства просто не было и соответствующие расходы не были предусмотрены ни бюджетом 1996 г., ни тем более бюджетом 1997г. Была, правда, зыбкая перспектива вернуть выданные кредиты не деньгами, а государственными долговыми обязательствами на выгодных правительству условиях. К инвестициям в реальный сектор это, правда, никого подтолкнуть не могло.7
Главное, однако, не в этом. По уточненным условиям залоговых аукционов 1995г. залогодержатель, не получивший возврата кредита от заемщика (правительства) до 1.09.1996 г. (а первоначальный срок и вовсе был до 1.01.1996 г.), имел право продать предмет залога, т.е. госпакеты акций. Именно для этого с ними и заключался в свое время договор комиссии. Кредиты не возвращены, но банки не торопились продавать залоговые пакеты. Примечательно, что президентские указы, продлевающие сроки закрепления госпакетов нефтяных компаний в федеральной собственности, обратной силы иметь не могут, т.к. не вправе распространяться на предмет уже состоявшихся гражданско-правовых отношений — залоговые пакеты. Слабое российское законодательство не позволяет однозначно квалифицировать данные события как приватизацию, но и утверждать обратное тоже нет оснований. Скорее всего, нежелание банков продавать залоговые пакеты стало еще одним шагом в сторону складывающейся в России тенденции к интеграции финансовых и производственных капиталов.
К 1997г. наметились два весьма важных
процесса в сфере отношений
Ясно, что структура капитала компаний, с которой они вышли из горнила ваучерной приватизации, требует дальнейших переделов. В нормальной рыночной экономике с достаточной равновесностью переделы собственности реализуются главным образом на фондовых рынках. Для России это пока невозможно не только по причине неразвитости рынка капиталов, но главным образом из-за общего экономического неравновесия, особенно кризиса неплатежей. Собственность в России уже давно подвижна и подвержена перераспределению от неплательщиков в пользу кредиторов: многие должники расплачиваются либо напрямую акциями, либо используют акции в качестве обеспечения. А поскольку главными кредиторами в условиях всеобщего кризиса неплатежеспособности являются отрасли естественных монополий, то они и "подбирают под себя" имущество должников. С 1997г. акциями расплачивались и по долгам перед государством.
Третий этап приватизации получил наименование «точечного» в аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также «этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью». Среди исследователей существуют некоторые расхождения относительно датировки его начальной фазы. Одни (в их числе Я. Ш. Паппэ) начальной вехой этого этапа называют конкурс по продаже блокирующего пакета акций телекоммуникационного холдинга Связьинвест, состоявшегося весной 1997г., и последовавшие за ним продажи контрольных пакетов акций Восточной и Тюменской нефтяных компаний. Другие предлагают считать такой вехой закон "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ", подписанный президентом страны 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа того же года) — один из последних крупных законодательных актов в своей области. Закон, во-первых, официально признал окончание массовой и безвозмездной приватизации, во-вторых, изъял большинство прежних льгот у трудовых коллективов и, в-третьих, расширил полномочия регионов, предоставив им право разрабатывать собственные варианты приватизационных схем. Этим же законом была отменена практика составления ежегодных плановых заданий на приватизацию. Но задача наполнения бюджета доходами от приватизации сохранялась. Ее выполнение теперь должны были обеспечивать главным образом единичные крупные сделки.
Тем самым зависимость доходной части бюджета от результатов приватизации сохранялась. Поэтому некоторые исследователи считают нужным "продлить" денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г. Третий же этап, по их мнению, наступает лишь в конце 1998 г., когда приватизация утрачивает значение важнейшего элемента экономических реформ, и на передний план выдвигаются проблемы корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий, рационального использования и повышения эффективности управления собственностью.
Глава 2 Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны.
2.1. Ошибки проведения
приватизации и
Приватизация в России была
необходимым элементом
Логика и цели массовой
Время было катастрофически
Законодательство о
– пять способов приватизации;
Население просто растерялось
в этом многообразии
Что на самом деле происходило
с отношениями собственности
в России? Увы, количественному
описанию с использованием
Можно констатировать почти
Население почувствовало себя
обманутым. И не без основания:
Подавляющая доля акций при акционировании попала в руки трудовых коллективов, чего реформаторы явно старались избежать. 75% акционировавшихся предприятий выбрали второй вариант льгот с передачей контрольного пакета в пользу трудового коллектива – несмотря на фактически штрафные санкции: акции при этом варианте продавались с наценкой 1,7 к номиналу с оплатой их в течение 90 дней, хотя по другим вариантам льгот оплата шла в рассрочку до 3 лет, что в условиях высокой инфляции означало фактически бесплатную передачу.10
Информация о работе Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны