Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Описание

Цель работы: Понять сущность разгосударствления и приватизации, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации 90х годов, рассмотреть и изучить перспективы и особенности приватизации в России.
В данной работе поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятия разгосударствления собственности

определить экономическое содержание процесса приватизации

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
Глава 1Необходимость приватизации и разгосударствления собственности
1.1. Сущность разгосударствления собственности………………………….
1.2 Понятие и основные этапы приватизации………………………………..
Глава 2 Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны
2.1. Ошибки проведения приватизации и разгосударствления собственности 90х годов…………………………………………………………………………
2.2.Особенности проведения приватизации и разгосударствления собственности на современном этапе………………………………………….
Заключение ………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….

Работа состоит из  2 файла

курсовик.docx

— 199.86 Кб (Скачать документ)

Трудовые коллективы по ряду причин являются неэффективными собственниками: они заинтересованы в потреблении, а не инвестировании. Отчасти именно поэтому весь 1992 г. в России не удавалось  достичь ценовой стабильности. Зарплаты росли вне зависимости от эффективности  работы предприятий, и это подхлестывало  рост потребительских цен; коллективы не способны, как правило, контролировать менеджмент предприятий;  наконец, трудовые коллективы не способны реально удержать собственность в своих руках. Широко развернулись процессы скупки акций менеджментом, часто наперегонки  с недружественным рейдером. ЧИФы (чековые инвестиционные фонды) исчезали и появлялись в другой ипостаси, перепродав, иногда не раз, свои активы и обратив стоимость чеков в свою пользу, почти ничего не оставив населению. Дивиденды выплачивало менее четверти, и те были ниже уровня инфляции.

             В результате массовый характер  приняла «переприватизация» – агрессивное перераспределение активов, которые в ходе «первичной приватизации» попали в руки неэффективных собственников. Именно в этом и заключается экономический смысл «лихих 1990-х».    Е.Т. Гайдар писал о приватизации как о процессе обмена власти на собственность11. Однако обмена не состоялось, экономическая власть («красные директора») в процессе массовой приватизации фактически получила собственность, не отдав ничего. Поражение они потерпели в ходе последующей «переприватизации». «Большой сделки» в ходе приватизации совсем не проглядывается, скорее это – капитуляция государства перед сложившейся ситуацией, перед фактическими хозяевами предприятий в лице их менеджмента. А последующая «переприватизация» – капитуляция перед новыми собственниками.  Капитуляция перед «красными директорами» была предрешена именно в момент «перестановки ходов» – она стала результатом как отсутствия денег у потенциальных альтернативных покупателей госимущества (отличных от менеджмента предприятий), так и растраты политического авторитета реформаторами на либерализацию цен с последующей стабилизацией, а не на приватизацию.

           Можно ли было провести массовую  приватизацию иначе? Можно, но  только до массовой либерализации  цен. После нее Россия оказалась  фактически обречена на ту  сумбурную, непоследовательную, сумасшедшую,  агрессивную, многоступенчатую эволюцию  отношений собственности, «спусковым  крючком» которой послужила массовая  приватизация начала 1990-х годов.  Но даже и в этой ситуации  можно было сделать все иначе.  Например, в Польше не спешили  с крупной приватизацией, а  когда она сдвинулась с места,  были объявлены четкие принципы: недопущение контроля менеджеров  над своими предприятиями, учет  мнения иностранных инвесторов  и консультантов, выгоды от  приватизации для общества в  целом, борьба с коррупцией. В  России таких задач не ставилось.  Была только одна цель –  поскорее избавить государство  от собственности любым путем.  В надежде, что рынок сам  все расставит по своим местам.

               Дальнейшая эволюция отношений  владения бизнесом. Процесс «переприватизации» прошел множество этапов.

Первая переприватизация – «красные директора» захватывают предприятия у трудовых коллективов наперегонки с новыми крайне агрессивными рейдерами.

ЧИФы и рейдеры вытесняют «красных директоров». По данным опросов 1000 АО, к декабрю (по сравнению с апрелем) 1994 г. доля трудовых коллективов размывалась и упала ниже 50%, доля администрации предприятий немного увеличилась (до 15%), и резко (с 20 до 28%) возросла доля внешних инвесторов.12 В чековых аукционах ЧИФы часто выступают представителями стороннего инвестора.

Реорганизация ЧИФов. К окончанию чековой приватизации 650 ЧИФов собрали 40 млн чеков, и 22 млн чел. стали их акционерами. Далее они реформировались кто во что горазд – от банков до негосударственных пенсионных фондов. Важно, что открытый фондовый рынок так и не был организован, несмотря на огромное количество акций в обращении. Это, безусловно, было ошибкой государственной политики. Почти все сделки с акциями еще лет пять после окончания массовой приватизации осуществлялись вне биржи. Ликвидный фондовый рынок в России заработал с большим опозданием, только в конце 1990-х – начале нулевых годов.

Перепродажа предприятий  крупному финансовому капиталу. При  высокой инфляции выигрывают всегда те, кто первым получает деньги. И  таковыми стали коммерческие банки. Они получали кредиты Центробанка (с процентом ниже инфляции) и  со временем заняли командные посты  в экономике страны (тогда появились  термины «олигархи» и «семибанкирщина»). Потому, что у них всегда был «кэш», свободные деньги.

         Залоговые аукционы 1995года. В 1995 г. приватизация вдруг резко  закончилась. Не потому, что стало  нечего приватизировать, а из-за  отсутствия в стране достаточных  капиталов для денежной приватизации  и недовольства народа итогами  приватизации и вообще реформ. Власть взяла паузу для общественного  успокоения. Единственным исключением  стали залоговые аукционы перед  избранием Б.Н. Ельцина на второй  срок в конце 1995 г.

             Маятник общественных настроений  в России качнулся в сторону  ностальгии по прошлому. Выборы  в Госдуму 1993 г. и 1995 г. это  однозначно подтвердили – партия  власти проигрывает, большинство  получают левые силы. В 1996 г.  предстояли выборы президента  России. Было принято решение:  сохранение власти в обмен  на собственность. Отсюда и  родилась идея залоговых аукционов,  с помощью которых убивалось много «зайцев». Главное, что крупнейшие банковские структуры становились заложниками победы Б.Н. Ельцина на предстоящих выборах. Ведь при победе коммунистов государство могло получить назад госсобственность, вернув полученные деньги. Кроме того, бюджет получал перед выборами неплохую подпитку для погашения долгов по зарплате и пенсиям. С 4 ноября по 28 декабря 1995 г. Министерство финансов заключило 12 договоров кредита под залог акций с победителями аукционов на право заключения договоров кредита. 13

         Хорошо известны скандалы, сопровождавшие  большинство сделок. Контрольные пакеты «ЮКОСа» и «Сибнефти» приобрел (формально – выступил кредитором) банк «Менатеп», 38% «Норникеля» и 51% «Сиданко» – «ОНЭКСИМбанк» и т.д. Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи заложенных пакетов акций «Сургутнефтегаза» и «ЛУКойла», представлявшие тривиальный самовыкуп акций компаниями-эмитентами через посредничество управляющих компаний их пенсионных фондов. Реальной конкуренции практически не было, из 12 аукционов лишь в четырех сумма кредита существенно превысила начальную цену. В остальных случаях начальная цена была превышена чисто символически, при этом или оба участника имели одного и того же гаранта, или один из участников был гарантом остальных, или оба участника являлись гарантами друг друга.

             Даже обычно спокойная Счетная  палата сделала радикальный вывод:  «…сделки кредитования Российской  Федерации под залог акций  государственных предприятий могут  считаться притворными, поскольку  банки фактически “кредитовали”  государство государственными же  деньгами»[10]. Впрочем, победители  аукционов должны были вернуть  депозиты Минфину. Они и возвращали  – часто за счет средств  полученных компаний. Бюджет в конце концов получал доход, пусть не от покупателя, а от продаваемого. Состоявшиеся 12 аукционов в совокупности принесли в бюджет 3,6 трлн руб., а также 1,5 трлн руб. погашенной задолженности проданных предприятий государству.

         Акции приватизируемых предприятий  тогда не котировались на бирже  и не имели рыночной цены. Сравнивать  их с ценами, которые они получили 5–7 лет спустя на бирже –  некорректно. И все же сам  способ проведения сделок и  скандалы вокруг них очевидно показывают, что акции уходили по дешёвке.

        В  бюджете-96г деньги на выкуп  заложенных акций не были предусмотрены.  В сентябре 1996 г. правительство  и Совет безопасности приняли  совместное решение, подтвердившее  право банков продавать заложенные  пакеты акций. Право выбора  было предоставлено самим банкам-победителям.  Они окончательно приобрели заложенные  госпакеты акций в свою пользу через аффилированных лиц опять-таки по неконкурентным процедурам.14 Так закончилась залоговая приватизация.

            

2.2.Особенности  проведения  приватизации и разгосударствления  собственности на современном  этапе.

           Приватизация собственности на современном этапе охватывает  и период с 1997-2005 года так называемая «приватизация за деньги». Приватизация возобновилась только летом 1997 г. по новому закону о приватизации. Он упразднял инвестиционные конкурсы, существенно затруднял коммерческие и фактически ориентировал на продажу госимущества через аукционы. Целью приватизации было объявлено увеличение доходов бюджета. Это, конечно, большой шаг вперед по сравнению с периодом массовой приватизации и залоговыми аукционами. И заслуга в этом принадлежит, несомненно, правительству «молодых реформаторов» – А.Б. Чубайса и Б.Е. Немцова. Сам факт проведения хотя бы нескольких конкурентных крупных приватизационных сделок со сравнительно честными правилами игры – уже большое достижение. Впрочем, близость к власти по-прежнему предопределяла высокие скидки при приватизации.

Вот крупнейшие приватизационные сделки того периода:

 – 40% ОАО «ТНК» куплено  на инвестконкурсе за 25 млн дол. с обязательством выполнить инвестпрограмму в 810 млн дол. (1997 г.) Сделка сопровождалась беспрецедентным скандалом из-за сходства способа размещения акций «ТНК» с залоговыми аукционами. Дважды ее проверяла Счетная палата РФ и даже было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество» (впоследствии закрытое). Возможно, этот скандал и привел к отмене инвестиционных конкурсов в законе;

– 25%+1 акцию «Связьинвеста» за 1,87 млрд дол. (1997 г.). Первая действительно доходная сделка – она одна принесла бюджету вдвое больше денег, чем все залоговые аукционы. Б.А Березовский, проигравший эту сделку и не пожелавший платить столь большие деньги, в отместку начал информационную атаку на «молодых реформаторов», которая во многом способствовала их последующей отставке;

– 45% ОАО «ВНК» за 0,8 млрд дол. в пользу «ЮКОСа» (1997 г.);

– 2,5% акций «Газпрома» в  пользу Ruhrgas AG за 660 млн дол. (1998 г.);

– 85% акций НК «ОНАКО»  в пользу «ТНК» за 1,08 млрд дол. (2000 г.),

– 75% «Славнефти» за 1,9 млрд дол. (декабрь 2002 г.). Считается, что если бы эта сделка прошла не в пользу «Сибнефти» Р.А. Абрамовича, а на рыночных условиях, то она принесла бы не менее 4 млрд дол. доходов бюджету;

– размещение 6% акций «ЛУКойла» на Лондонской фондовой бирже в конце 2002 г., за 800 млн дол.;

– продажа 7,6% акций «ЛУКойла» Conoco за 2 млрд дол. в сентябре 2004 г. Самый крупный доход бюджета от одной приватизационной сделки в России.

              Остановка приватизации 2006-2010 года. Конец приватизации положило, несомненно, дело «ЮКОСа», а точнее, изменение  отношения власти к приватизации. Она перестала видеть в ней  смысл. Для доходов бюджета  приватизация была уже не нужна  – бюджет в «тучные годы»  сводился с огромным профицитом. Сокращать присутствие государства в экономике власть не хотела, наоборот, ей нравилось расширение возможностей «ручного управления» и засылки «докторов» к крупному бизнесу.

В "тучные" годы бюджетного профицита планы приватизации в стране были не особенно амбициозными, да и выполнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так и не были проданы "СГ-Транс", "КамАЗ", "Центральный телеграф", которые "кочевали" из одной программы приватизации в другую.

А в кризисные годы, когда акции  значительно упали, приватизировать  оказалось невыгодно. Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время фактически приостановлена, и даже начался обратный процесс – национализация формальная (доля в собственности) и фактическая (определяющее влияние на управление). С кризисом 2008–2009 гг. масштаб процессов национализации резко усилился – в ходе "мероприятий по спасению из кризиса" доля государства в госбанках значительно выросла (за счет докапитализации в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки). А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. Под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности.

Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних примеров: покупка инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Сбербанком означает, в числе прочего, что "АвтоВАЗ" вновь становится государственным – доля госсобственности в нем превышает 50%.

За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч  госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности  в результате приватизации, наличие  нарушений как в механизме  приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп  в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность  работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий  среди экономистов и политиков  о пересмотре результатов приватизации.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним  из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

В 2010 году было приватизировано только 10% от запланированных к продаже  активов.

В то же время план по финансовым показателям  был перевыполнен на 26 процентов. Государство  выручило от продажи имущества 22,7 миллиарда  рублей, вместо ожидаемых 18 миллиардов.

На продажу были выставлены акции  тысячи компаний, но инвесторы нашлись  только на 120 из них. Наибольшим спросом  пользовались предприятия агропромышленного  сектора, сферы услуг и издательского  дела.

Крупнейшими сделками стала продажа 13,1 процента акций "Росгосстраха" за 8,7 миллиарда рублей и государственных  долей в "Мосметрострое" и "Научно-исследовательском тракторном институте НАТИ" за 7,6 и 1,3 миллиарда рублей соответственно.

Как отмечает газета "Московские новости", в отчет также были включены сделки, совершенные под конец года, платежи  по которым поступили в 2011 году. Общий  объем этих сделок составил 10 миллиардов рублей, самые значительные из них: приватизация аэропорта в Новосибирске за 2,8 миллиарда рублей и Туапсинского морского торгового порта за 1,6 миллиарда.

Общий объем средств, которые государство  планирует выручить в ближайшие  годы за приватизацию своих активов, составляет 1,8 триллиона рублей. Самая  крупная состоявшаяся сделка в рамках этой инициативы - продажа 10 процентной доли в ВТБ. Цена сделки составила 95 миллиардов рублей. В ближайшее время планируется продать 7,6 процента акций Сбербанка.

Осенью 2010 года правительство одобрило программу приватизации, согласно которой  доля государства в этих активах  должна быть снижена до контрольной. По оценке Минфина, доходы государства в течение ближайших пяти лет от продажи госактивов составят примерно 10 миллиардов долларов ежегодно.

Информация о работе Анализ влияния приватизации в России на социально - экономическую жизнь страны