Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.
Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………
При проведении дискреционной денежно-кредитной политики центральный банк обладает полной свободой действий: в зависимости от экономической ситуации он сам определяет направление (экспансия или рестрикция), степень жестокости и методы денежно-кредитного регулирования. По мнению сторонников данного подхода, такая свобода необходима для того, чтобы центральный банк для достижения установленных целевых ориентиров имел возможность быстро и адекватно реагировать на изменения экономической ситуации. При этом он может использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования.
Автоматическая денежно-кредитная политика проводится центральным банком согласно раннее установленным законам и правилам (эти законы и правила могут быть изменены только в случае крайней необходимости), по большей части независимо от существующей экономической ситуации. Сторонниками такого подхода являются экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений. Они считают, что современная рыночная экономика по своей природе является стабильной и саморегулирующейся (то есть цены и заработная плата корректируются в долгосрочной перспективе спонтанно, таким образом, чтобы восстановить равновесие на всех рынках). Поэтому частое изменение темпов роста денежной массы будет отрицательно влиять на уровень инфляции, не оказывая реального воздействия на экономический рост. Кроме того, по их мнению, воздействие мер денежно-кредитного регулирования на конечные цели проявляется со значительным опозданием, а к тому времени экономическая ситуация может измениться коренным образом. В этом случае регулирующие мероприятия дадут результат, далекий от ожидаемого.
Наиболее известное правило автоматической денежно-кредитной политики утверждает, что увеличение денежной массы (денежная эмиссия) должно происходить постоянно и равномерно, независимо от колебаний конъюнктуры. Темпы этого увеличения должны совпадать с ожидаемыми темпами роста реального производства в долгосрочной перспективе и обеспечивать сдерживание инфляции на уровне, приемлемом с точки зрения органов денежно-кредитного регулирования. Это стабилизирует обстановку, дисциплинирует правительство и экономических агентов, снижает инфляционные ожидания, так как известно, что предложение денежной массы не будет увеличиваться.
Одним из вариантов проведения автоматической денежно-кредитной политики является «currency board» – «валютное управление». Политика валютного управления используется в основном развивающимися странами с переходной экономикой для борьбы с высокой инфляцией. Политика предполагает отказ центрального банка от выполнения одной из основных своих функций – денежно-кредитного регулирования. Валютное управление позволяет в наиболее простой форме решить проблему высокой инфляции, но его введение практически означает отказ государства от самостоятельной монетарной политики.
Антиинфляционные меры в сфере экономики. Антиинфляционные меры в данном случае направлены на проведение структурной перестройки производства в соответствии с потребностями народного хозяйства.
В числе общеэкономических мер немаловажное значение имеет антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимущества монопольного положения в производстве особо важных товаров или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольное регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.
Антиинфляционные мероприятия государства по регулированию процессов ценообразования. Эти меры носят административный характер и могут быть направлены:
● на контроль над ценами в государственном секторе экономики, что способствует сдерживанию роста общего уровня цен;
● на законодательное определение пределов роста цен на отдельные товары или группы товаров;
● на использование антимонопольного законодательства для противодействия повышению цен в монополизированном секторе экономики и т.д.
Однако искусственное занижение и сдерживание цен способно дать положительный эффект только в краткосрочном периоде и само по себе не может оказать заметного влияния на развитие инфляционного процесса. Более того, рассматриваемые меры могут усугубить негативные социально-экономические последствия инфляции, поскольку препятствуют эффективному перераспределению ресурсов и стимулируют инфляционное перераспределение доходов.
Политика доходов. Государственные органы осуществляют эту политику с целью ограничения платежеспособного спроса населения путем прямого контроля одновременно заработной платы и цен.
При проведении политики доходов могут применяться различные методы:
● прямое «замораживание» заработной платы и цен;
● установление нормативных пределов роста заработной платы и цен;
● установление верхних пределов заработной платы только для государственного сектора с целью воздействия на частный сектор путем примера;
● введение налога на сверхнормативный фонд оплаты труда;
● применение системы поощрений и санкций (например, ставок налога) для соблюдения установленных пределов роста цен и заработной платы и т.д.
Эти мероприятия обычно носят краткосрочный характер, так как негативно влияют на жизненный уровень населения.[17,133]
При развитии гиперинфляции некоторые страны прибегают к жесткой антиинфляционной политике, известной под названием «шоковая терапия». Ее суть заключается в резком ограничении темпов прироста денежной массы в обращении до нескольких процентов в месяц на протяжении достаточно длительного периода времени (не менее года). Одновременно «замораживаются» заработная плата и все доходы населения или значительно сокращаются темпы их прироста, намного уменьшаются расходные статьи государственного бюджета. В результате быстро и резко сжимается совокупный спрос, темпы роста цен падают до нескольких процентов в месяц, устраняется фактор инфляционных ожиданий, и хозяйствующие субъекты начинают активно приспосабливаться к изменившейся экономической конъюнктуре. В силу своей жестокости политика «шоковой терапии» весьма болезненна для населения и экономики, но при решительном и грамотном проведении эффективно подавляет инфляцию, обеспечивает быстрый выход из экономического кризиса и создание реальных предпосылок для экономического роста.
Политика валютного курса – представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано. Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:
● гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия о поддержки;
● создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;
● ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию бюджетного дефицита;
● введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;
● стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами. [6,112]
Денежная реформа. Под денежной реформой понимают изменение денежной системы, направленное на упорядочение и стабилизацию денежного обращения в стране. В широком смысле это переход от одной денежной системы к другой, то есть введение в оборот новой денежной единицы, а в узком – частичные изменения денежной системы.
Реформирование организации денежного обращения в стране осуществляется в зависимости от уровня инфляции, состояния экономики, политической ситуации в стране и других факторов.
При образовании новой денежной системы проводится нуллификация, то есть объявление обесценившихся денег недействительными, потерявшими силу законного платежного средства. Нуллификация часто сопровождается девальвацией, при которой старые денежные знаки обмениваются на новые по очень низкому курсу.
К частичным изменениям денежной системы относя изменение порядка эмиссии и обеспечения национальной денежной единицы, введение в оборот наряду с обесценившейся национальной валютой твердо обеспеченных денежных знаков («параллельной валюты») и постепенное расширение сферы их обращения, временное блокирование (полное или частичное) средств предпринимателей и населения на банковских счетах и другие формы стабилизации денежного обращения в стране.
Иногда проводится деноминация, которая представляет собой увеличение нарицательной стоимости обесценившихся денежных знаков без переименования денежной единицы и осуществляется с целью упрощения ценообразования, упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетных операций, а также для придания большего веса национальной валюте по сравнению с иностранными. Старые денежные знаки обмениваются на новые в соответствии с коэффициентом укрупнения, по нему же одновременно пересчитываются действующие цены, тарифы, номинальная заработная плата и т.д. [12,162]
Глава 2
Анализ АНТИинфляционной политики
в Республике Беларусь
2.1. Особенности
инфляционных процессов в
Исторически инфляция в экономике Беларуси возникла еще в 50-х – начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья.
Показателем инфляции, с помощью которого происходит ее количественная оценка, служит индекс цен. Индексом цен называют процентное соотношение суммы цен товаров одного периода и тех же товаров базового периода времени:
Для измерения инфляции часто используют «потребительскую корзину», т.е. набор товаров и услуг, приобретаемых средним жителем страны за определенный период. Сложив цены всех составляющих этого набора, получим общую цену потребительской корзины. Процентная разница между стоимостью корзины на конец и начало определенного периода и составляет инфляционный прирост цен. [5, 124]
Внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывали подавленную инфляцию и безработицу. С обретением в начале 90-х гг. ХХ в. Независимости Республика Беларусь получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. В то время экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании отношений между экономическими субъектами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция – высокие темпы роста уровня цен сопровождались спадом реального объема национального производства. [4, 223]
1991 год оказался рубежным: в Беларуси, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%.
С 1994 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами процентов в год. Но с 1999 года темпы роста индекса потребительских цен стали постепенно снижаться и в настоящее время заметна устойчивая тенденция к постоянному снижению уровня инфляции и приближению ее к допустимому уровню, что свидетельствует об определенных успехах государства в реализации мер антиинфляционной политики (табл. 1).
Таблица 1 – Индексы цен
по отдельным отраслям экономики
(декабрь к декабрю
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Индекс потреби- тельских цен |
344,0 |
207,5 |
146,1 |
134,8 |
125,4 |
114,4 |
108,0 |
106,6 |
112,1 |
113,3 |
110,1 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
221,8 |
268,0 |
139,1 |
142,6 |
128,1 |
118,8 |
110,0 |
109,0 |
116,8 |
116,4 |
111,1 |
Индекс цен производителей на реализованную сельско- хозяйственную продукцию |
649 |
210 |
150 |
120 |
124 |
122 |
111 |
109 |
132 |
121,1 |
100,6 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
291,0 |
420,0 |
145,2 |
125,3 |
121,7 |
108,8 |
106,4 |
112,3 |
108,8 |
130,9 |
118,6 |