Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 66.76 Кб (Скачать документ)

    Следует отметить, что денежно-кредитная политика Национального банка Беларуси сохраняет ориентацию на обеспечение стабильности обменного курса белорусского рубля в целях дальнейшего снижения интенсивности инфляционных процессов.

    Таким образом, реализация предложенной системы антиинфляционного регулирования позволит государству реально влиять на уровень инфляции в экономике и способствовать повышению жизненного уровня населения.

 

 

ГЛАВА 3

 МИРОВОЙ ОПЫТ  БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ

 

Антиинфляционная политика является составной частью экономической  политики. Поскольку инфляция стала  одним из элементов воспроизводства, антиинфляционная политика государства  направлена на регулирование ее темпа  в пределах, не вызывающих отрицательных  социально-экономических последствий.

    Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.). Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Как свидетельствует мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства государств. Их специфика в отдельных странах определяется темпов инфляции, состоянием экономики, экономической политикой государства, теоретической концепцией, на которой она основана.

     В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

     Важное значение для сдерживания инфляции имеют общеэкономические меры, направленные на поддержание относительно стабильных темпов экономического роста. Это объясняется тем, что инфляция возникает как при «перегреве» экономической конъюнктуры, так и при спаде производства. Не менее важную роль в стабилизации денежного обращения играет равновесие государственных финансов. С целью поддержания такого равновесия государство сокращает прежде всего непроизводственные бюджетные расходы и принимает меры по увеличению доходов в целях снижения бюджетного дефицита.

В развитых странах для  антиинфляционного регулирования  используют два типа экономической политики.

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП). Радикальным вариантом этой политики является дефляционная политика.

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Применяется индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуемая с динамикой индекса цен.

Антиинфляционная политика ведущих промышленно развитых стран  включает в себя регулирование процентной ставки и денежной массы. При слишком  низкой номинальной процентной ставке реальная процентная ставка в условиях инфляции становится отрицательной. При  чрезмерно высокой процентной ставке удорожание кредитов провоцирует рост товарных цен. Кейнсианская доктрина исходит  из регулирования процентной ставки, монетаристы акцентируют внимание на регулировании денежной массы. Причем западные монетаристы, отстаивая необходимость  ограничения денежной массы, никогда  не рекомендовали сжатие денежной массы. Знаменитое “денежное правило” Фридмана гласит: денежную массу следует наращивать с постоянным темпом независимо от динамики и циклических колебаний  конъюнктуры рынка, т.е. следует ограничивать рост денежной массы постоянным темпом, но отнюдь не сокращать денежную массу.

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса  национальных валют. Задача регулирования  состоит в том, чтобы не допустить  обратного воздействия обесценения  национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения  инфляционной спирали: цены – валютный курс – цены.

Послевоенная инфляция в США, как и в других капиталистических странах, вызвана новой гонкой вооружений и милитаризацией экономики. Рост денежной массы в США значительно опережал рост производства и товарооборота и имел инфляционный характер. С 1960 по 1967 гг. наличная денежная масса увеличилась на 44%, а розничный товарооборот в реальном выражении – только на 26%. В 1969-1970 гг. имел место кризисный спад промышленного производства США, но денежная масса продолжала возрастать. Так, в марте 1971 г. общий индекс промышленной продукции США был почти на 5% ниже уровня 1969 г., но общая масса денег в обращении возросла с марта 1969 г. по март 1971 г. на 11%. С марта 1971 г. по март 1972 г. денежная масса снова возросла на 11%, а промышленная продукция – только на 4%. В результате инфляции и давления монополий уровень цен в США систематически рос, а покупательная сила доллара падала. На протяжении послевоенного периода, с 1945г. по 1972 гг., общий индекс потребительских цен повысился более чем вдвое, причем только за 1963-1972 гг. его рост составил 37%.

Особенностью послевоенной инфляции в США по сравнению с  рядом других капиталистических  стран явилось то, что обесценение  доллара по отношению к товарам  длительное время не сопровождалось снижением его официального золотого содержания, которое до конца 1971 г. оставалось на уровне, установленном еще в 1934 г.

Активные антиинфляционные меры, принятые администрацией Р. Рейгана  в 1981 г., способствовали снижению ее уровня. В их основу была положена монетаристская концепция регулирования экономики. В числе этих мер прежде всего  назовем повышение процентных ставок, ограничение денежной эмиссии, сокращение бюджетного дефицита за счет урезывания государственных расходов, уменьшение пассива платежного баланса, снижение налогов с юридических и физических лиц и некоторое уменьшение военных расходов (вследствие подписания ряда соглашений с СССР о сокращении ракетно-ядерных вооружений).

Период после Второй мировой войны в Великобритании характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах. В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1% в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3%; в 1981-1986 гг. – на 7,5%. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47% ВНП.

Для борьбы с инфляцией  Банк Англии применял разнообразные  инструменты. До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики: маневрирование процентной ставкой Банка Англии; изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты, на специальном счете в Банке Англии; применение прямых селективных методов контроля за банковскими ссудами, выдаваемыми частному сектору. С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке. Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок.

Послевоенная инфляция во Франции была тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958г. и в августе 1969 г. Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. Золотовалютные резервы Франции значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 г. до 6994 млн. долл. в конце 1967 г. Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 г. по август 1971 г. индекс розничных цен поднялся на 55%.

В связи с этим правительство  Франции в сентябре 1963 г. провозгласило  «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение  учетной ставки Банка Франции  в ноябре 1963 г. с 3,5 до 4%), а также  меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и  денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать. Тогда в сентябре 1969 г. правительство  Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего  потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены  меры кредитной рестрикции (учетная  ставка Банка Франции была поднята  в 1969 г. с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для  сокращения бюджетного дефицита повышены налоги.

Преодоление бюджетного дефицита. В 90-х годах ХХ в. в России важное место в антиинфляционной стратегии занимало преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса. В числе этих форм: неисполнение бюджета; финансирование расходов в произвольном объеме; секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реальных бюджетных доходов; нецелевое использование бюджетных средств; слабый контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Согласно мировому опыту рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. В 90-х годах задачей антиинфляционной политики России было реальное уменьшение бюджетного дефицита, который составлял в 1997 г. – 3,6 % ВВП, в 1998 г. – 3,2 %, в 1999 г. – 1,2 %. [18, 40]

    Бюджетный дефицит в разных размерах существует в ряде развитых стран, но там обычно применяются неинфляционные методы его покрытия. Россия в 90-х годах использовала все известные в мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита: налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффективно, так что эти меры не стимулировали экономический рост; к тому же они не опирались на научно обоснованную экономическую политику. Лишь на основе улучшения макроэкономических показателей федеральный бюджет стал сводиться с профицитом (1,4 % ВВП – в 2002 г., 1,2% – в 2003г.). 

    Денежная политика. С 70-х годов ХХ в. мировой практике стало применяться таргетирование – установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяющим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Односторонняя ориентация на ограничение денежной массы в обращении была заменена более гибким подходом. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики денежных агрегатов и инфляции.

    Объект таргетирования – это также потребительские цены, динамика которых в основном отражает темпы инфляции. Например, Европейский центральный банк устанавливает целевой ориентир роста гармонизированного индекса потребительских цен (2 – 2,5 %) для стран – членов зоны евро. Для стран, где велика доля импортных товаров на внутреннем рынке, важным объектом таргетирования является динамика валютного курса, которая влияет на темп инфляции.

    Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполнение целевых ориентиров, оно сохраняет свое значение в большинстве стран, так как служит базой для корректировки экономической, в том числе денежной, политики.

    В антиинфляционной политике в мировой практике важное место принадлежит регулированию скорости обращения денег, так как при прочих равных условиях ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии.

    Кредитная политика. В практике антиинфляционного регулирования важную роль играет кредитная политика. Для ограничения банковских кредитов периодически повышается официальная учетная ставка центрального банка (ставка рефинансирования), что оказывает влияние на всю структуру банковских процентных ставок.

    В мировом арсенале инструментов антиинфляционной политики известны примеры прямого воздействия центрального банка на объем банковского кредита. Так, во Франции после Второй мировой войны практиковались лимитирование ежегодного роста банковских кредитов, предварительный контроль центрального банка за предоставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля.

    Регулирование цен. Самое трудное направление антиинфляционной политики – регулирование цен. Как свидетельствует мировой опыт, некоторые развитые страны, например страны Западной Европы, в условиях сильной инфляции после Второй мировой войны вводили административное регулирование цен, которое охватывало от 15 до 50 % розничного товарооборота. Иногда применялась крайняя мера – блокирование роста цен на отдельные товары, например, во Франции в 50–60-х годах, в Италии, Нидерландах, Испании, США – в 70-х годах. На Западе такие меры не играют существенной роли в сдерживании инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика