Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.
Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………
Приложение – Источник: [http://belstat.gov.by]
Как показывает таблица, в начале указанного периода существовала гиперинфляция. Лишь к 2000 году эта тенденция была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996 – 2000 гг. прирост реального ВВП составил 6,3 %.
Прирост индекса
потребительских цен в декабре 2009 года по сравнению
с декабрем 2008 года составил 10,1 % (или о,8
% в среднем за месяц) против 13,3 % годом
ранее (или 1 % в среднем за месяц). По
результатам проведенного БелаПАН анализа
данных Национального статистического
комитета о ежемесячном изменении цен
на потребительском рынке, рост потребительских
цен в январе 2009 года на 4,1% стал самым высоким
за последние шесть лет. Более высокий
показатель был зафиксирован в январе
2003 года — 4,3%. После этого самым инфляционным
был январь 2008 года (2,5%). В декабре 2008 года
цены выросли на 1,2%.
Инфляционные процессы в
2009 году протекали неоднородно. В начале
года они были инициированы высокими инфляционными
и девальвационными ожиданиями, обусловленными
проведенной корректировкой обменного
курса белорусского рубля к основным иностранным
валютам и административным повышением
тарифов на услуги жилищно-коммунального
хозяйства, а также в определенной мере
предпринятыми в конце 2008 года мерами
по либерализации ценообразования. Также
произошло очередное повышение цен на
импортируемые из Российской Федерации
энергоносители. Последующая стабилизация
инфляционных и девальвационных ожиданий,
падение внутреннего и внешнего спроса
на продукцию отечественных предприятий,
снижение уровня цен на мировых рынках
как на импортируемые промежуточные товары,
так и на готовую продукцию способствовали
замедлению инфляционных процессов в
стране.
Рассмотрим индексы цен и тарифов в 2009 году (табл. 2).
Таблица 2 – Индексы цен и тарифов (в процентах)
Наименование показателя |
Декабрь 2009 г. к |
2009 г. к 2008 г. | |
ноябрю 2009 г. |
декабрю 2008 г. | ||
Индекс цен на продовольственные товары |
102,3 |
109,4 |
114,0 |
Индекс цен на непродовольственные товары |
100,4 |
110,1 |
110,4 |
Индекс тарифов на платные услуги |
100,6 |
111,9 |
113,9 |
Индекс базовой инфляции |
100,4 |
108,7 |
112,6 |
Индекс цен на промышленную продукцию |
101,2 |
111,3 |
114,5 |
Индекс цен на строительно-монтажные работы |
100,6 |
104,1 |
111,4 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
103,7 |
118,6 |
134,0 |
Приложение – Источник: [http://belstat.gov.by]
Прирост индекса цен на продовольственные товары в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 г. составил 9,4 % (годом ранее – 15,9 %). В наибольшей степени росли цены тех товаров, уровень которых зависит от ситуации на внешних рынках, динамики обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам, а также товаров, цены на которые подвержены сезонным колебаниям. Так, наиболее существенно подорожали картофель (на 39,8 %), чай (на 30,3 %), плодовоовощная продукция (на 19,5 %), алкогольные напитки (на 14,7 %) и др. (Приложение 1).
Прирост индекса цен на непроизводственные товары в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 10,1 % (годом ранее – 6,8 %). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 24,2 %), парфюмерно-косметические товары (на 23,1 %), синтетические моющие средства (на 17 %), чулочно-носочные и табачные изделия (на 17 %) и др. (Приложение 2).
Прирост тарифов на платные услуги в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем предыдущего года составил 11,9 % (в 2008 г. – 16,2 %). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги железнодорожного пассажирского транспорта международного сообщения и воздушного пассажирского транспорта (на 39,9 % и 33,7 % соответственно), тарифы на туристические и экскурсионные услуги (на 24,4 %), санаторно-оздоровительные услуги (на 17,7 %), а также услуги жилищно-коммунального хозяйства (на 17,3 %).(Приложение 3).
Базовая инфляция (инфляция за исключением влияния изменения цен на товары и услуги, регулируемые государством напрямую, и цен, подверженных сезонным колебаниям) в декабре 2009 г. составила 0,4 процента к ноябрю. За 2009 год прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса цен, составил 8,7 % (в 2008 году – 11,8 %).
В 2009 году прирост индекса потребительских цен на 57,1 % был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее – на 58,9 %), на 35,6 % – прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее – на 38,3 %), на 7,3 % – ростом цен на плодовоовощную продукцию (годом ранее – на 2,8 %).
За 2009 год цены производителей промышленной продукции возросли на 11,3 % против 16,4 % за 2008 год. При этом цены на средства производства увеличились на 6,2 %, на промежуточные товары – на 14,3 %, цены на потребительские товары – на 8,8 %. В наибольшей степени цены возросли в медицинской промышленности (на 26,9 %), электроэнергетике (на 25,3 %), черной металлургии (на 23,4 %), табачно-махорочной промышленности (на 22,5 %) и микробиологической промышленности (на 21,7 %).(Приложение 4).
Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, прежде всего материальных затрат, что было обусловлено девальвацией обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а также повышением цен на импортируемые энергоносители.
Индекс цен на строительно-монтажные работы в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. увеличился на 4,1 % (в 2008 г. – на 21,6 %). Индекс тарифов на грузовые перевозки увеличился на 18,6 % (в 2008 г. – на 30,9 %).
Оценивая перспективы снижения инфляции и связанного с ней экономического роста в Беларуси, следует помнить, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2009 год среднемесячный рост потребительских цен – 0,8 – 1 %.
Необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Республики Беларусь свидетельствуют о качественном изменении белорусской экономики в лучшую сторону.
2.2 Антиинфляционная
политика в Республике
Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции: бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. Таким образом, задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Динамику инфляции в Республике Беларусь можно проследить в рамках четырех периодов.
Первый период (1991 – 1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы обусловили гиперинфляции в 1993 – 1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными.
Второй период (ноябрь 1994 – 1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок.
Третий период (1997 – 1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства в агропромышленном комплексе, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками).
Четвертый период (начался в 2000 году). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало положительные результаты. Несмотря на отклонение денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине ноября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций.
Благодаря постепенному переходу к более жесткой политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации, снижение уровня инфляции до 4 процентов в 2005 году, понижение уровня процентных ставок.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.
2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.
Всю совокупность мер, применяемых в Беларуси, можно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному планированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению включает меры:
● по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
● поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
● снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения трудоемких ресурсосберегающих технологий;
● реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая минимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, торговых ставок и обязательных платежей;
● сокращению трансакционных издержек и др.
Комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции охватывает меры:
● по регулированию объема и структуры денежной массы;
● проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
● сокращению скорости оборота денег;
● регулированию резервных требований;
● ограничению бюджетного дефицита;
● регулированию доходов населения;
● сокращению бартерных операций, неплатежей;
● стабилизации белорусского рубля и др.
Комплекс мер по структурному планированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования предусматривает меры:
● по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;
● государственному регулированию цен на товары монополистов;
● регулированию уровня рентабельности;
● стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
● ограничению инфляционных ожиданий;
● ликвидацию ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.
Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Также руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и др. Это ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики. [7,203]
В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.
Согласно «Программе развития банковского сектора экономики на 2006–2010 годы» денежно-кредитная политика проводится в условиях замедления инфляционных процессов, обеспечивающего выход к 2010 году на темпы прироста цен, сопоставимые с существующими в странах с переходными экономиками, достигшими наибольшего прогресса в ограничении инфляции.
В связи с этим конечной целью денежно-кредитной политики в 2006–2010 годах, наряду с мерами экономической политики, станет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов.[13,82]