Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 66.76 Кб (Скачать документ)

Приложение – Источник: [http://belstat.gov.by]

  

Как показывает таблица, в  начале указанного периода существовала гиперинфляция. Лишь к 2000 году эта тенденция  была переломлена: хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем  за 1996 – 2000 гг. прирост реального  ВВП составил 6,3 %.

Прирост индекса  потребительских цен в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года составил 10,1 % (или о,8 % в среднем за месяц) против 13,3 % годом ранее (или 1 %  в среднем за месяц). По результатам проведенного БелаПАН анализа данных Национального статистического комитета о ежемесячном изменении цен на потребительском рынке, рост потребительских цен в январе 2009 года на 4,1% стал самым высоким за последние шесть лет. Более высокий показатель был зафиксирован в январе 2003 года — 4,3%. После этого самым инфляционным был январь 2008 года (2,5%). В декабре 2008 года цены выросли на 1,2%.  
     Инфляционные процессы в 2009 году протекали неоднородно. В начале года они были инициированы высокими инфляционными и девальвационными ожиданиями, обусловленными проведенной корректировкой обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам и административным повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также в определенной мере предпринятыми в конце 2008 года мерами по либерализации ценообразования. Также произошло очередное повышение цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители. Последующая стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий, падение внутреннего и внешнего спроса на продукцию отечественных предприятий, снижение уровня цен на мировых рынках как на импортируемые промежуточные товары, так и на готовую продукцию способствовали замедлению инфляционных процессов в стране. 

Рассмотрим индексы цен  и тарифов в 2009 году (табл. 2).

 

Таблица 2 – Индексы цен  и тарифов (в процентах)

Наименование показателя

Декабрь 2009 г. к

2009 г. к 2008 г.

ноябрю 2009 г.

декабрю 2008 г.

Индекс цен на продовольственные  товары

102,3

109,4

114,0

Индекс цен на непродовольственные  товары

100,4

110,1

110,4

Индекс тарифов на платные  услуги

100,6

111,9

113,9

Индекс базовой инфляции

100,4

108,7

112,6

Индекс цен на промышленную продукцию

101,2

111,3

114,5

Индекс цен на строительно-монтажные  работы

100,6

104,1

111,4

Индекс тарифов на грузовые перевозки

103,7

118,6

134,0


   Приложение – Источник: [http://belstat.gov.by]

  Прирост индекса цен на продовольственные товары в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 г. составил 9,4 % (годом ранее – 15,9 %). В наибольшей степени росли цены тех товаров, уровень которых зависит от ситуации на внешних рынках, динамики обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам, а также товаров, цены на которые подвержены сезонным колебаниям. Так, наиболее существенно подорожали картофель (на 39,8 %), чай (на 30,3 %), плодовоовощная продукция (на 19,5 %), алкогольные напитки (на 14,7 %) и др. (Приложение 1).

Прирост индекса  цен на непроизводственные товары в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. составил 10,1 % (годом ранее – 6,8 %). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 24,2 %), парфюмерно-косметические товары (на 23,1 %), синтетические моющие средства (на 17 %), чулочно-носочные и табачные изделия (на 17 %) и др. (Приложение 2).

Прирост тарифов  на платные услуги в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем предыдущего года составил 11,9 % (в 2008 г. – 16,2 %). При этом наиболее существенно выросли тарифы на услуги железнодорожного пассажирского транспорта международного сообщения и воздушного пассажирского транспорта (на 39,9 % и 33,7 % соответственно), тарифы на туристические и экскурсионные услуги (на 24,4 %), санаторно-оздоровительные услуги (на 17,7 %), а также услуги жилищно-коммунального хозяйства (на 17,3 %).(Приложение 3).

     Базовая инфляция (инфляция за исключением влияния изменения цен на товары и услуги, регулируемые государством напрямую, и цен, подверженных сезонным колебаниям) в декабре 2009 г. составила 0,4 процента к ноябрю. За 2009 год прирост цен на группу товаров и услуг, используемых при расчете базового индекса цен, составил 8,7 % (в 2008 году – 11,8 %).

    В 2009 году прирост индекса потребительских цен на 57,1 % был обусловлен ростом базовой инфляции (годом ранее – на 58,9 %), на 35,6 % – прямым административным повышением цен и тарифов на товары и услуги (годом ранее – на 38,3 %), на 7,3 % – ростом цен на плодовоовощную продукцию (годом ранее – на 2,8 %).

    За 2009 год цены производителей промышленной продукции возросли на 11,3 % против 16,4 % за 2008 год. При этом цены на средства производства увеличились на 6,2 %, на промежуточные товары – на 14,3 %, цены на потребительские товары – на 8,8 %. В наибольшей степени цены возросли в медицинской промышленности (на 26,9 %), электроэнергетике (на 25,3 %), черной металлургии (на 23,4 %), табачно-махорочной промышленности (на 22,5 %) и микробиологической промышленности (на 21,7 %).(Приложение 4).

    Основной причиной роста цен производителей промышленной продукции явился рост издержек производства, прежде всего материальных затрат, что было обусловлено девальвацией обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, а также повышением цен на импортируемые энергоносители.

    Индекс цен на строительно-монтажные работы в декабре 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г. увеличился на 4,1 % (в 2008 г. – на 21,6 %). Индекс тарифов на грузовые перевозки увеличился на 18,6 % (в 2008 г. – на 30,9 %).

  Оценивая перспективы снижения инфляции и связанного с ней экономического роста в Беларуси, следует помнить, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2009 год среднемесячный рост потребительских цен – 0,8 – 1 %.

    Необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Республики Беларусь свидетельствуют о качественном изменении белорусской экономики в лучшую сторону.

 

2.2 Антиинфляционная  политика в Республике Беларусь  на современном этапе развития

Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической  стратегии в большинстве стран  мира.

    Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции: бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. Таким образом, задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

    Динамику инфляции в Республике Беларусь можно проследить в рамках четырех периодов.

    Первый период (1991 – 1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы обусловили гиперинфляции в 1993 – 1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными.

    Второй период (ноябрь 1994 – 1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличения доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок.

    Третий период (1997 – 1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998 – 1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства в агропромышленном комплексе, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками).

    Четвертый период (начался в 2000 году). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало положительные результаты. Несмотря на отклонение денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции до 208 % за год. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. К середине ноября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка. С ликвидацией множественности курсов наметилась тенденция легализации валютных операций.

    Благодаря постепенному переходу к более жесткой политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации, снижение уровня инфляции до 4 процентов в 2005 году, понижение уровня процентных ставок.

    Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

    1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

    2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

    Всю совокупность мер, применяемых в Беларуси, можно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному планированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

    Комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению включает меры:

    ● по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

    ● поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

    ● снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения трудоемких ресурсосберегающих технологий;

    ● реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая минимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, торговых ставок и обязательных платежей;

    ● сокращению трансакционных издержек и др.

    Комплекс мер по ограничению монетарных факторов инфляции охватывает меры:

    ● по регулированию объема и структуры денежной массы;

    ● проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

    ● сокращению скорости оборота денег;

    ● регулированию резервных требований;

    ● ограничению бюджетного дефицита;

    ● регулированию доходов населения;

    ● сокращению бартерных операций, неплатежей;

    ● стабилизации белорусского рубля и др.

    Комплекс мер по структурному планированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования предусматривает меры:

    ● по государственному регулированию цен на продукты  и услуги первой необходимости;

    ● государственному регулированию цен на товары монополистов;

    ● регулированию уровня рентабельности;

    ● стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

    ● ограничению инфляционных ожиданий;

    ● ликвидацию ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

    Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. Также руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и др. Это ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики. [7,203]

    В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают основные методы системного решения проблем снижения уровня инфляции.

    Согласно «Программе развития банковского сектора экономики на 2006–2010 годы» денежно-кредитная политика проводится в условиях замедления инфляционных процессов, обеспечивающего выход к 2010 году на темпы прироста цен, сопоставимые с существующими в странах с переходными экономиками, достигшими наибольшего прогресса в ограничении инфляции.

    В связи с этим конечной целью денежно-кредитной политики в 2006–2010 годах, наряду с мерами экономической политики, станет обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения темпов инфляции и поддержания ее на низком уровне. При этом уровень инфляции, измеряемый приростом индекса потребительских цен, в 2010 году должен составить не более 5 процентов.[13,82]

Информация о работе Антиинфляционная политика