Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 66.76 Кб (Скачать документ)

    В условиях несовершенной рыночной конкуренции необходимо разумное сочетание рыночного и государственного регулирования цен.

    Планы стабилизации. С 60-х годов ХХ в. в экономически развитых странах стали применяться планы стабилизации. Отличительная черта этих планов – координация основных методов регулирования экономики и инфляции в рамках двух основных вариантов антиинфляционной политики в зависимости от стратегии развития экономики.

    Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляционных мер, не противодействующих стратегии экономического роста. С 80-х годов США, Германия, Япония и другие страны сделали упор на стимулирование реального предложения экономических ресурсов путем предоставления налоговых, амортизационных льгот, субсидий предприятиям, снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики. Таким образом, в результате экономического роста увеличивается товарное обеспечение денег. [9, 152]

    Регулирование инфляции на основе комплексных планов стабилизации в принципе более эффективно, чем разрозненные меры, применявшиеся в экономически развитых странах в 40–50-е годы.

          Фактор доверия. В антиинфляционной политике важен субъективный фактор – восстановление доверия к деньгам и правительству, которое их выпускает. Поэтому политическая стабильность, достигнутая после частой смены правительств в периоде после Второй мировой войны, например, во Франции, Италии, Великобритании, явилась предпосылкой сдерживания инфляции.

    В результате антиинфляционной политики, основанной на регулировании экономического роста (по принципу «стой – иди»), на Западе инфляция стала относительно контролируемым процессом. [3,370]

    Девальвация. Распространенным методом стабилизации курса валют является девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам. В прошлом девальвация иногда сопровождалась обменом старых денег на новые и фактически совпадала с нуллификацией, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому соотношению. Например, в Германии в связи с колоссальным обесценение марки в период и после Первой мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924 г. обмен проводился по соотношению 1 новая марка за 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре 1944 г. денежная реформа была проведена путем обмена 50 млрд. старых драхм на 1 новую драхму. После Второй мировой войны в ряде стран Латинской Америки была проведена фактическая нуллификация денег и замена их новыми денежными единицами, которые продолжали обесцениваться. [1, 335]

    Опыт Европейского союза. Западноевропейская интеграция послужила почвой для межгосударственного регулирования инфляции. Первым опытом коллективной антиинфляционной программы в 1964 г. был «план Маржолена», по имени вице-президента Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 70–80-х годах периодически проводились совместные антиинфляционные программы, направленные на уменьшение темпа роста денежной массы, дефицита государственного бюджета, заработной платы. В 90-е годы Маастрихское соглашение о создании Европейского политического, экономического и валютного союза (ЕС) в числе критериев присоединения страны к зоне евро (с января 1999 г.) предусматривало низкие темпы инфляции. Европейский центральный банк осуществляет политику таргетирования инфляции в странах экономического и валютного союза. [10,123]

Таким образом, как свидетельствует  мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Для этого используются рыночное и государственное регулирование. Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, инфляция является одной из наиболее острых проблем  современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом.

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

 В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. 
             В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни. Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости всей экономической системы.

 Инфляционные процессы в 2009 году в Беларуси протекали неоднородно. В начале года они были инициированы высокими инфляционными и девальвационными ожиданиями, обусловленными проведенной корректировкой обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам и административным повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также в определенной мере предпринятыми в конце 2008 года мерами по либерализации ценообразования. Также произошло очередное повышение цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители. Последующая стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий, падение внутреннего и внешнего спроса на продукцию отечественных предприятий, снижение уровня цен на мировых рынках как на импортируемые промежуточные товары, так и на готовую продукцию способствовали замедлению инфляционных процессов в стране. 

При всей значимости сокращения государственных расходов, для постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование   налоговой   системы,  создание   рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

Социально-экономические последствия инфляции – перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства за счет снижения реальной заработной платы и др. фиксированных доходов населения. Антиинфляционная политика должна быть направлена на стимулирование стабилизации, а затем подъема национальной экономики в целях повышения уровня жизни народа.

Оценивая перспективы  снижения инфляции и связанного с  ней экономического роста в Беларуси, следует помнить, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной  политики Беларуси на 2010 год среднемесячный рост потребительских цен – 0,8 – 1 %.

      Необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Республики Беларусь свидетельствуют о качественном изменении белорусской экономики в лучшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Тарасевич Л.С., Гребенников  П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. –  М.: Юрайт-Издат, 2004. – 654 с.

2. Макроэкономика: Учеб. пособие  / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П.  Гурко и др.; Под ред. Н.И.  Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб.  – Мн.: БГЭУ, 2000. – 214 с.

3. Макроэкономика. Теория  и российская практика: учебник.  – 3-е изд., перераб./ под. ред.  проф. А.Г. Грязновой и проф. М.Н.  Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.

4. Республика Беларусь. Статистический  ежегодник 2009 [Текст]: статистический  материал. – 599 с. – Минск, 2009.

5. Макроэкономика: социально  ориентированный подход: учебник  для студентов экономических  специальностей учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования  / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред.  Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с., ил.

6. Макроэкономика: учеб. пособие  / Э.А. Лутохина, К.Н. Хорошун, Т.К.  Хорошун и др.; Под ред. Э.А.  Лутохиной. – Мн.: ИООО «Право  и Экономика», 2002. – 299 с.

7. Макроэкономика: учеб. пособие  для студентов заочной и дистанционной  форм обучения учреждений, обеспечивающих  получение высшего образования  по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко [и др.]; под. ред.  Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ  Минфина, 2007. – 380 с., ил.

8. Макроэкономика: Учеб. пособие  / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т  Муталимов и др.; Под ред. М.И.  Плотницкого. – М.: Новое издание, 2002. – 462 с. – (Экон. образование).

9. Луссе А. Макроэкономика: краткий курс / Учеб. пособие. –  СПб: Издательства «Питер», 1999. –  240 с. – (Серия «Краткий курс»).

10. Голубев С.Г., Володько  О.В., Шумак Ж.Г. Макроэкономика: Курс  лекций. – Мн.: ООО «Мисанта», 2006. – 200 с.

11. Лемешевский А.В. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное  пособие для студентов экономических  специальностей высших учебных  заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.

12. Деньги, кредит, банки.  Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко,  Е.И. Кравцов и др.; Под ред.  Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.

13. Студенческая наука  – будущее государства: материалы  II Международной студенческой научно-практической  конференции. В 2-х ч. Ч. 1, УО  «Полесский государственный университет», г. Пинск, 25 марта 2008 г. / Национальный  банк Республики Беларусь [и др.]; редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск:  ПолесГУ, 2008. – 244 с.

14. Министерство статистики  и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 16.04.2010 г.

15. Официальный интернет-портал  Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.president.gov.by. – Дата доступа: 16.04.2010 г.

16. Официальный Интернет-сайт  Национального банка Республики  Беларусь [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://www.nbrb.by. – Дата доступа: 16.04.2010 г.

17. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

18. Беларусь и страны  мира [Текст]: статистический сборник.  – 218 с. – Минск, 2008.

 

 


Информация о работе Антиинфляционная политика