Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:00, курсовая работа
Проблема инфляции издавна занимает важное место в науке и экономической политике государств. Инфляция, как известно, препятствует социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества. Поэтому для каждого государства наиболее актуальной проблемой на любом этапе развития является разработка и реализация эффективных и рациональных мероприятий по антиинфляционному регулированию.
Введение…………………………………………………………………….5
1. Антиинфляционная политика и методы ее осуществления…………..7
1.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………….7
1.2 Методы и инструменты антиинфляционной политики……………...9
2. Анализ антиинфляционной политики в Республике Беларусь……..15
2.1 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…15
2.2 Антиинфляционная политика в Республике Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………..19
3. Мировой опыт борьбы с инфляцией………………………………….23
Заключение……………………………………………….…………………31
Список использованных источников……………………………………...33
Приложения…………………………
В условиях несовершенной рыночной конкуренции необходимо разумное сочетание рыночного и государственного регулирования цен.
Планы стабилизации. С 60-х годов ХХ в. в экономически развитых странах стали применяться планы стабилизации. Отличительная черта этих планов – координация основных методов регулирования экономики и инфляции в рамках двух основных вариантов антиинфляционной политики в зависимости от стратегии развития экономики.
Для сдерживания инфляции в условиях снижения темпов экономического развития применяется набор антиинфляционных мер, не противодействующих стратегии экономического роста. С 80-х годов США, Германия, Япония и другие страны сделали упор на стимулирование реального предложения экономических ресурсов путем предоставления налоговых, амортизационных льгот, субсидий предприятиям, снижения процентных ставок в целях интенсификации и структурной перестройки экономики. Таким образом, в результате экономического роста увеличивается товарное обеспечение денег. [9, 152]
Регулирование инфляции на основе комплексных планов стабилизации в принципе более эффективно, чем разрозненные меры, применявшиеся в экономически развитых странах в 40–50-е годы.
Фактор доверия. В антиинфляционной политике важен субъективный фактор – восстановление доверия к деньгам и правительству, которое их выпускает. Поэтому политическая стабильность, достигнутая после частой смены правительств в периоде после Второй мировой войны, например, во Франции, Италии, Великобритании, явилась предпосылкой сдерживания инфляции.
В результате антиинфляционной политики, основанной на регулировании экономического роста (по принципу «стой – иди»), на Западе инфляция стала относительно контролируемым процессом. [3,370]
Девальвация. Распространенным методом стабилизации курса валют является девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам. В прошлом девальвация иногда сопровождалась обменом старых денег на новые и фактически совпадала с нуллификацией, если обесцененные деньги обменивались на новые по крайне низкому соотношению. Например, в Германии в связи с колоссальным обесценение марки в период и после Первой мировой войны (в 1,6 трлн. раз) во время денежной реформы 1924 г. обмен проводился по соотношению 1 новая марка за 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре 1944 г. денежная реформа была проведена путем обмена 50 млрд. старых драхм на 1 новую драхму. После Второй мировой войны в ряде стран Латинской Америки была проведена фактическая нуллификация денег и замена их новыми денежными единицами, которые продолжали обесцениваться. [1, 335]
Опыт Европейского союза. Западноевропейская интеграция послужила почвой для межгосударственного регулирования инфляции. Первым опытом коллективной антиинфляционной программы в 1964 г. был «план Маржолена», по имени вице-президента Комиссии Европейского экономического сообщества (ЕЭС). В 70–80-х годах периодически проводились совместные антиинфляционные программы, направленные на уменьшение темпа роста денежной массы, дефицита государственного бюджета, заработной платы. В 90-е годы Маастрихское соглашение о создании Европейского политического, экономического и валютного союза (ЕС) в числе критериев присоединения страны к зоне евро (с января 1999 г.) предусматривало низкие темпы инфляции. Европейский центральный банк осуществляет политику таргетирования инфляции в странах экономического и валютного союза. [10,123]
Таким образом, как свидетельствует
мировой опыт, инфляция может быть
контролируемым и регулируемым процессом.
Для этого используются рыночное
и государственное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.
В странах с развитой рыночной
экономикой инфляция может рассматриваться
в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного
механизма. Однако она не представляет
серьезной угрозы, поскольку там отработаны
и достаточно широко используются методы
ограничения и регулирования инфляционных
процессов. В последние годы в США, Японии,
странах Западной Европы преобладает
тенденция замедления темпов инфляции.
В большинстве стран мира уровень инфляции
– один из важнейших макроэкономических
показателей, который влияет на процентные
ставки, обменные курсы, на потребительский
и инвестиционный спрос, на многие социальные
аспекты, в том числе на стоимость и качество
жизни. Способность государства поддерживать
уровень инфляции на приемлемом уровне
свидетельствует об эффективности экономической
политики, в том числе денежно-кредитной,
об устойчивости всей экономической системы.
Инфляционные процессы в 2009 году в Беларуси протекали неоднородно. В начале года они были инициированы высокими инфляционными и девальвационными ожиданиями, обусловленными проведенной корректировкой обменного курса белорусского рубля к основным иностранным валютам и административным повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, а также в определенной мере предпринятыми в конце 2008 года мерами по либерализации ценообразования. Также произошло очередное повышение цен на импортируемые из Российской Федерации энергоносители. Последующая стабилизация инфляционных и девальвационных ожиданий, падение внутреннего и внешнего спроса на продукцию отечественных предприятий, снижение уровня цен на мировых рынках как на импортируемые промежуточные товары, так и на готовую продукцию способствовали замедлению инфляционных процессов в стране.
При всей значимости сокращения государственных расходов, для постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Социально-экономические последствия инфляции – перераспределение национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства за счет снижения реальной заработной платы и др. фиксированных доходов населения. Антиинфляционная политика должна быть направлена на стимулирование стабилизации, а затем подъема национальной экономики в целях повышения уровня жизни народа.
Оценивая перспективы
снижения инфляции и связанного с
ней экономического роста в Беларуси,
следует помнить, что в соответствии
с Основными направлениями
Необходимо подчеркнуть, что темпы снижения инфляции на современном этапе развития Республики Беларусь свидетельствуют о качественном изменении белорусской экономики в лучшую сторону.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 654 с.
2. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 2-е изд., перераб. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 214 с.
3. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 3-е изд., перераб./ под. ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. М.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2006. – 688 с.
4. Республика Беларусь. Статистический ежегодник 2009 [Текст]: статистический материал. – 599 с. – Минск, 2009.
5. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студентов экономических специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с., ил.
6. Макроэкономика: учеб. пособие / Э.А. Лутохина, К.Н. Хорошун, Т.К. Хорошун и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИООО «Право и Экономика», 2002. – 299 с.
7. Макроэкономика: учеб. пособие
для студентов заочной и
8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое издание, 2002. – 462 с. – (Экон. образование).
9. Луссе А. Макроэкономика: краткий курс / Учеб. пособие. – СПб: Издательства «Питер», 1999. – 240 с. – (Серия «Краткий курс»).
10. Голубев С.Г., Володько О.В., Шумак Ж.Г. Макроэкономика: Курс лекций. – Мн.: ООО «Мисанта», 2006. – 200 с.
11. Лемешевский А.В.
12. Деньги, кредит, банки. Учеб. / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527 с.
13. Студенческая наука
– будущее государства:
14. Министерство статистики
и анализа Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.belstat.
15. Официальный интернет-портал
Президента Республики Беларусь
[Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.president.
16. Официальный Интернет-сайт
Национального банка
17. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
18. Беларусь и страны мира [Текст]: статистический сборник. – 218 с. – Минск, 2008.