Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы - разработка теоретических основ и практических рекомендаций по улучшению экономического состояния ОАО «109 ССУ» на примере его бухгалтерской отчетности за 2004-2005 гг.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Раскрытие понятия антикризисного управления, сущности и содержания, ролей и основных функций;
2. Всесторонняя оценка экономического состояния предприятия;
Введение
Глава 1. Роль и место антикризисного управления в условиях развития рыночных отношений
1.1 Сущность и содержание антикризисного управления
1.2 Роль и функции антикризисного управления на предприятиях строительного комплекса
1.3 Строительное предприятие как хозяйствующий субъект рынка
Глава 2. Диагностика экономического состояния предприятия
2.1 Экспресс-анализ оценки ликвидности баланса организации
2.2 Анализ финансовой устойчивости организации
2.3 Анализ деловой активности предприятия
2.4 Анализ рентабельности предприятия
2.5 Анализ платёжеспособности и ликвидности предприятия
2.6 Анализ ликвидности баланса
2.7 Прогнозирование вероятности банкротства на основе Z-счёта Э. Альтмана
2.8 Диагностика банкротства на основе оценки финансового состояния организации по показателям У. Бивера
2.9 Метод рейтинговой оценки финансового состояния организации
2.10 Оценка финансовой устойчивости организации на основе показателей рыночной устойчивости
2.11 Использование сравнительного аналитического баланса для анализа и оценки финансового состояния организации
2.12 Резюме
Глава 3. Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности организации
3.1 Система антикризисных мероприятий
3.2 Мероприятия по восстановлению платёжеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности ОАО «109 ССУ»
Заключение
Библиографический список
Как составная часть управления деятельностью строительного предприятия в целом антикризисное управление представляет собой систему элементов, схожих по содержанию с элементами системы управления предприятия в целом. В состав этих элементов входят следующие подсистемы:
Функциональная подсистема антикризисного управления:
Рассмотрим каждый из этапов подробно:
Этап 1. Диагностика состояния предприятия. Слово диагностика произошло от греческого diagnostikos и понимается как процесс распознавания проблемы и обозначение ее с использованием принятой терминологии. Проще говоря, это установление диагноза ненормального состояния объекта исследования.
Состояние строительного предприятия характеризуется с двух точек зрения. С экономической точки зрения финансовое и технико-экономическое диагностирование — периодическое исследование соответствующих аспектов состояния предприятия с целью уточнения тенденций развития всех видов деятельности, положения в траектории жизненного цикла и затем принятия экономически и социально обоснованных корректировочных управленческих решений. С организационной точки зрения это система методов, приемов и методик проведения исследований для определения целей функционирования хозяйствующего субъекта, способа их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения.
Диагностика необходима для выработки стратегии и тактики хозяйственного поведения строительного предприятия в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры, когда требуются ответы на ключевые вопросы: где находится предприятие, каковы итоги и условия его деятельности? В антикризисном управлении она выполняет роль некой сивиллы.
Предметом диагностирования является финансовый и технико-экономический уровни развития предприятия.
Ключевой вопрос диагностирования
финансового состояния строител
Ключевой вопрос диагностирования технико-экономического состояния предприятия: все ли возможности и резервы использованы для повышения доходности его деятельности?
Методы и методика проведения диагностирования состояния строительного предприятия будут рассмотрены в разделе 3.
Этап 2. Маркетинг. На данном этапе предполагается проведение исследований конъюнктуры рынка, чтобы выявить характер и силу влияния внешних факторов, определить конкурентные преимущества строительного предприятия, сформулировать возможные варианты стратегий его поведения на рынке, выделить факторы успеха и неуспеха для достижения стратегических целей в его дальнейшем развитии. Эта задача реализуется на основе диагностики состояния внешней среды предприятия, которая позволяет улавливать сигналы угроз для его состояния. С этой целью используются следующие индикаторы: размер рынка и его диверсифицированность, объем и стабильность спроса, размеры ключевых сегментов потребителей, чувствительность рынка к изменениям внешних факторов, уровень конкуренции, уровень конкурентоспособности строительной продукции, конъюнктура рынка ресурсов, сильные и слабые стороны конкурентов.
Маркетинговые рекомендации являются базовой информацией для антикризисного прогнозирования состояния деятельности строительного предприятия.
Этап 3. Антикризисное прогнозирование. Разработка прогнозов, которые представляют собой научно обоснованные суждения о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его функционирования. Прогноз — предплановая разработка многовариантных моделей развития объекта управления. Показатели его носят вероятностный характер и обязательно привязаны к определенным заданным условиям.
Прогнозирование технико-экономического
и финансового состояния
Целью антикризисного прогнозирования является получение научно обоснованных вариантов тенденций изменений финансового и технико-экономического состояния строительного предприятия. Эта работа проводится в следующем порядке.
1. Выделение основных показателей состояния предприятия, на основе которых осуществлялось диагностирование, и составление базисного прогноза ожидаемого состояния предприятия при сохранении сложившихся условий и тенденций его развития.
2. Построение оптимистичного, пессимистичного и наиболее вероятного сценариев изменений влияния на состояние предприятия внутренних и внешних факторов, что предполагает подбор факторов и оценку направлений и силы их воздействий.
3. Составление соответствующих сценариев возможных будущих изменений состояния предприятия посредством корректировки базового прогноза.
4. Оптимизация полученных
5. Изыскание возможности
снижения риска развития
Задача прогнозирования заключается в том, чтобы выявить предполагаемые тенденции в развитии деятельности строительного предприятия и дать оценку их устойчивости, а также сформировать теоретический аналог реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. В современных условиях важную роль занимает усовершенствование продукции или услуг, введение новых технических решений.
Механизм применения
инноваций в антикризисном
Можно выделить следующие виды инноваций,
применяющиеся при
1) изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага;
2) внедрение нового, т. е. данной
отрасли промышленности еще
3) освоение нового рынка сбыта,
т. е. такого рынка, на
4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов равным образом независимо от того, существовал ли этот источник прежде, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5) проведение соответствующей
Этап 4. Антикризисное планирование. На данном этапе определяются основные показатели ожидаемого развития строительного предприятия с наименьшими затратами, а также выявляются источники и сроки погашения задолженности кредиторам.
Планирование предусматривает финансовое и технико-экономическое обоснование хода и результатов предстоящего развития предприятия, систему взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных уровней, темпов и пропорций при наиболее рациональном использовании ресурсов, составление графика погашения задолженности кредиторам, оценку риска от невыполнения плана и распределение ответственности в этом случае.
Прогнозирование и планирование взаимосвязаны между, собой. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные характеристики состояния строительного предприятия, достижение которых ожидается в реальных условиях. Для плановых разработок используется оптимальный прогнозный вариант, который уточняется, детализируется и конкретизируется.
В антикризисном управлении различают два типа планирования: планирование профилактических мер, нацеливающее на предотвращение надвигающегося кризиса, и планирование финансового оздоровления предприятия, пребывающего в состоянии кризиса.
Этапы 5 и 6. Принятие и организация выполнения антикризисных управленческих решений. Антикризисные управленческие решения — результат диагностики, антикризисного прогнозирования и планирования.
Процесс принятия управленческого решения включает следующие операции: подготовку к работе, выявление проблем и формулирование целей; поиск информации и ее обработку; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; дробление целей и формулирование заданий подчинённым; оформление необходимых документов.
Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, обеспечивающих реальность его реализации. К таким параметрам относятся:
Этап 7. Осуществление антикризисных процедур. Антикризисная процедура понимается как мера, направленная на повышение платежеспособности строительного предприятия. Этот вид работы охватывает весь объект антикризисного управления и определяет результат его изменения. Ключевой вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять предприятием в преддверии, в процессе и после кризиса?
Все антикризисные процедуры по выполняемым ими функциям можно объединить в две группы: процедуры-доноры, приносящие предприятию средства, значительно преобладающие над затратами, связанными с их проведением; и процедуры-реципиенты — наоборот, потребляющие средства на их проведение и нацеленные на перспективную их отдачу.
Эффективность реализации антикризисных процедур оценивается по результативности их влияний на улучшение состояния строительного предприятия.
Процесс реализации антикризисных процедур применительно к деятельности предприятия-должника называется антикризисным процессом.
Этап 8. Преодоление конфликтов. Антикризисное управление сопряжено с возникновением различных внешних и внутренних конфликтов: между руководителем и собственниками предприятия из-за уменьшения или отказа последним в выплате доходов по взносам в уставный капитал; между руководителем и персоналом по причине кадровых передвижек и высвобождений; между представителями старой и новой команд управления в борьбе за упущенную власть; между участниками управляющей команды по причине разных взглядов на управление развитием предприятия; между предприятием и кредиторами из-за допущенных просрочек платежей; между предприятием и государственными органами по той же причине, Их профилактика и преодоление осуществляется в соответствии с известными конфликтологии методами.
Информация о работе Антикризисное управление в ОАО «109 ССУ»