Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа
Динамичный характер производительных сил и производственных отношений общества вызывает необходимость изменений в экономической системе независимо от достигнутого уровня ее организации. Это создает возможность для дальнейшего совершенствования и эффективного функционирования последней. В то же время следует признать, что этап ее развития, характеризующийся переходным состоянием системы и связанный с качественным ее изменением, обуславливает настоятельную потребность изучения и осмысления происходящих в системе трансформаций и возможности придания процессу их протекания определенной направленности.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ роли монополизации экономики в современных условиях хозяйствования......... ........ .......................................................................................................5
1.1 Роль монополий в современной экономике.....................................................................5
1.2 Предпосылки развития научных теорий государственного регулирования монополизации экономики......................................................................................................7
2. Анализ практики государственного регулирования монополий в современной российской экономике............................................................................................................12
2.1 Становление и развитие форм и методов государственного регулирования
монополий в России в переходный период..........................................................................12
2.2 Сущность антимонопольной политики государства на современном этапе ........... 17
3. Направления развития антимонопольной политики государства в Российской Федерации................................................................................................................................20
Заключение..............................................................................................................................22
Список использованных источников....................................................................................25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет вечернего и заочного отделения
Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика»
Антимонопольная политика правительства России
ГОУ ОГУ 351100,5005,11 ОО
Руководитель работы
____________ Береговая И.Б.
«____»__________20___ г.
Исполнитель
Студент группы 07 ТиЭТ
___________ xxxxxxxxxxxxx
«____»__________ 20___ г.
Оренбург 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический анализ роли монополизации экономики в современных условиях хозяйствования......... ........ ..............................
1.1 Роль монополий в современной экономике.....................
1.2 Предпосылки развития научных теорий государственного регулирования монополизации экономики.....................
2. Анализ практики государственного регулирования монополий в современной российской экономике.....................
2.1 Становление и развитие форм и методов государственного регулирования
монополий в России в переходный период........................
2.2 Сущность антимонопольной политики государства на современном этапе ........... 17
3. Направления развития антимонопольной политики государства в Российской Федерации.....................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
Динамичный характер производительных сил и производственных отношений общества вызывает необходимость изменений в экономической системе независимо от достигнутого уровня ее организации. Это создает возможность для дальнейшего совершенствования и эффективного функционирования последней. В то же время следует признать, что этап ее развития, характеризующийся переходным состоянием системы и связанный с качественным ее изменением, обуславливает настоятельную потребность изучения и осмысления происходящих в системе трансформаций и возможности придания процессу их протекания определенной направленности.
Это в полной мере относится и к механизму антимонопольного регулирования экономических отношений, востребованному в хозяйственной системе России в годы реформ и имеющему в промышленно-развитых странах уже более чем столетнюю практику его реализации.
В этой связи следует согласиться с мнением о том, что экономическая справедливость может быть нарушена «либо в результате противозаконного расширения частной собственности, благодаря которой концентрация в одних руках нескольких единиц предмета собственности не оставляет более ничего, что могло бы стать собственностью других, либо в результате экстремального беззакония, концентрирующего в руках государства всю собственность» [1 О].
Тем не менее осуществление рыночных преобразований показало, что разработка методологического инструментария антимонопольного регулирования процессов монополизации в экономике России не получила своего логического завершения. Если в начале 90-х годов в дискуссиях по проблемам монополизма приоритет в основном отдавался вопросам создания конкурентной среды, то в последние годы произошло некоторое ослабление усилий как в этом направлении, так и в области осмысления теоретических основ антимонопольного регулирования системы производственных отношений. Данная тенденция представляется несколько неоправданной как в связи с потребностью усиления роли государства в условиях переходного этапа в развитии экономической системы, так и с необходимостью создания условий для ограничения в будущем проявлений неоправданной, с точки зрения общественных интересов, силы монопольных структур.
Существующие теоретические разработки зарубежных исследователей по данной проблеме, безусловно, заслуживают внимания, но предполагают возможность их использования с определенной долей условности, связанной, в первую очередь, с ориентацией на особенности складывающейся системы социально-экономических отношений в России.
В связи с этим необходимость теоретического осмысления государственного регулирования процессов монополизации в условиях переходной экономики России представляется достаточно актуальной.
Несмотря на неоднозначную оценку антимонопольного регулирования в целом, и отдельных его направлений в частности, данная тема в отечественной экономической науке еще не получила достаточной глубины своего изучения.
Проблема антимонопольного контроля над процессами монополизации в условиях реформируемой экономики России нова как в аспекте практической его реализации, так и с точкИ зрения теоретической разработки, что находит свое выражение в ограниченном количестве посвященных ей исследований.
СредИ них хотелось бы отметить работы Колесова А., Никифорова А., Стародубровской И., Кузнецовой О., Симоненко Н., Окрепиловой И., Фонаревой Н., которые нацелены на анализ причин возникновения монополистической организации системы производственных отношений, изучение отечественного опыта регулирования монополий, выяснение внутреннего содержания, целей, используемых средств антимонопольного регулирования и его особенностей в условиях российских экономических преобразований.
Также необходимо отметить исследования отечественных экономистов, касающиеся зарубежного опыта антимонопольного регулирования, раскрывающие сущность и механизм функционирования системы антимонопольной защиты общества.
Актуальность обозначенной проблемы, большая практическая значимость для осуществления дальнейших преобразований российской экономики и определения направлений антимонопольного регулирования предопределили выбор темы, постановку цели и задач курсовой работы, определивших ее структуру.
Целью курсовой работы является определение содержания и особенностей государственного антимонопольного регулирования и его роли в современных российских экономических условиях.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи курсовой работы:
- - рассмотреть основы научного подхода к анализу системы антимонопольного регулирования производственных отношений общества;
- изучить содержание и особенности развития процессов монополизации в российской экономике;
- выявить специфику, определить противоречия и направления проведения антимонопольной политики России в условиях разбалансированности экономической системы;
- сформулировать и обосновать возможные пути преодоления отечественного монополизма посредством осуществления антимонопольного регулирования экономических процессов.
Объектом исследования выступает система экономических отношений, составляющих содержание процессов монополизации, складывающихся в условиях трансформации экономической системы России. ПредМетом исследования является государственное антимонопольное регулирование.
Теоретической основой исследования выступают теоретические разработки и концепции, представленные в работах отечественных и зарубежных исследователей - экономистов, философов и правоведов, а также методические разработки и материалы научно-практических конференций по проблеме.
1. Теоретический анализ роли монополизации экономики в современных условиях хозяйствования
1.1 Роль монополий в современной экономике
Анализ качественных преобразований, происходящих в современной модели российской экономики, позволяет увидеть их предпосылку в изменении отношений собственности (приватизация), форм организации производства (демонополизация), а также возможности государства, в лице органов власти и управления, влиять на условия хозяйственной деятельности отдельных субъектов производственных отношений и функционирование товарных рынков (разгосударствление). Причем одной из основных целей указанных мероприятий являлось реформирование сложившейся системы монополистических отношений и создание условий для развития конкуренции как способа разрешения накопившихся противоречий и фактора повышения эффективности хозяйственной деятельности.
Следует заметить, что хотя проведение реформ и позволило преодолеть те формы монополии, которые сложились в прежней модели хозяйствования и создать основы развития конкурентного рынка, особенности переходного этапа обуславливают формирование в российской экономике качественно новой системы монополистических отношений, формирующихся посредством постприватизационного перераспределения собственности.
Монополия представляет собой такую структуру рынка, при которой в отрасли имеется только один производитель, полностью контролирующий объем предложения товара и очень сильно влияющий на цену. Исторически монополии берут начало с коммерческих сговоров, ставящих целью раздел рынков сбыта, установление единых цен (картели). Развитием картельной формы монополий стали синдикаты (создание единой сбытовой и снабженческой конторы) и тресты (объединение производства) [6].
Несовершенная конкуренция появляется в тех случаях, когда отдельные экономические агенты могут продать или купить товары в количествах, влияющих на уровень цен. Мы встречаемся, таким образом, с устойчивым возрастанием отдачи от масштабов производства, Т.е. потенциальной возможностью монополизации данной отрасли.
Чистая монополия возникает тогда, когда в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.
Появление монополий непосредственно обусловлено не производственнотехническими, а рыночными обстоятельствами, размерами спроса и предложения данной продукции.
Монополистическое ценообразование представляет собой специфический раздел экономики. Его развернутое изложение содержится в учебнике Пола Самуэльсона [11].
В случае монополистического ценообразования цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что, чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон.
В этом случае предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают, причем МR < AR, Т.е. монополист максимизирует свою прибыль при МR = МС, но в отличие от фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, МR <Р [5].
Очевидно также, что гипотеза «нулевой прибьши» (равенство в длительном периоде величины цены и средних издержек) неприменима для монополиста, который не только в коротком, но и в длительном периоде может получать положительную чистую прибыль (монопольную «сверхприбыль») вследствие имеющихся барьеров для входа в отрасль новых фирм. За счет чего же возникает эта прибьшь?
Главная причина ее образования - возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене. Таким образом, фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров - объема вьшуска и цены (фирма учитьmает вид своей функции издержек и кривой спроса с отрицательным наклоном).
Фирма-монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене. Однако, здесь возникают два момента [4]:
1) монополист может существенно снизить издержки за счет увеличения масштаба производства и, соответственно, увеличить выпуск и снизить цену;
2) всегда ли (и с какой точки зрения) меньший объем выпуска товара отрицательный результат для общества в целом?
Отрицательная роль монополий проявляется в монопольном ценообразовании, то есть установлении монопольно высоких цен при ограничении выпуска продукции с целью получения сверхприбылей. Монополии наносят ущерб потребителям, так как конкурентные цена и объем почти всегда оказываются выгоднее, чем установленные монопольно.
Информация о работе Антимонопольная политика правительства России