Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа
Динамичный характер производительных сил и производственных отношений общества вызывает необходимость изменений в экономической системе независимо от достигнутого уровня ее организации. Это создает возможность для дальнейшего совершенствования и эффективного функционирования последней. В то же время следует признать, что этап ее развития, характеризующийся переходным состоянием системы и связанный с качественным ее изменением, обуславливает настоятельную потребность изучения и осмысления происходящих в системе трансформаций и возможности придания процессу их протекания определенной направленности.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ роли монополизации экономики в современных условиях хозяйствования......... ........ .......................................................................................................5
1.1 Роль монополий в современной экономике.....................................................................5
1.2 Предпосылки развития научных теорий государственного регулирования монополизации экономики......................................................................................................7
2. Анализ практики государственного регулирования монополий в современной российской экономике............................................................................................................12
2.1 Становление и развитие форм и методов государственного регулирования
монополий в России в переходный период..........................................................................12
2.2 Сущность антимонопольной политики государства на современном этапе ........... 17
3. Направления развития антимонопольной политики государства в Российской Федерации................................................................................................................................20
Заключение..............................................................................................................................22
Список использованных источников....................................................................................25
- в секторах экономики, конкурентоспособных на мировом рынке - поддержка экспортной экспансии и недопущение проявлений монополизма на внутреннем рынке;
- отдельным направлением выступает антимонопольный контроль над процессами перераспределения собственности в которых участвуют зарубежные компании и их заинтересованные лица.
Безусловно, эффективной организацией современной экономики является конкурентный рынок. Однако из-за несовершенства информации, существования внешних эффектов, так называемых общественных благ и ряда других факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков.
Более того, функционирование ряда рынков на конкурентной 6снове невозможно или неэффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации. Это - так называемые естественные монополии.
Монопольная организация этих рынков вызвана технологическими особенностями. Отличительная черта естественных монополий - наличие сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередач, железнодорожные пути и т.п.), что типично для отраслей коммунального характера. Как правило, в них высоки постоянные издержки, что обеспечивает возможность экономии на масштабах, то есть снижения удельных (на единицу продукции) издержек по мере увеличения объемов производства.
Именно это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя. К тому же конкуренция здесь невозможна вследствие исключительно высоких невозвратных издержек. Активы, воплощенные в проложенных параллельно железных дорогах, телефонных линиях связи и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть переориентированы на другие рынки.
«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции».
В России к естественным монополиям отнесено шесть сфер:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Указанный перечень носит исчерпывающий характер.
Наряду с прямыми формами феномена монополизации, не меньшую роль играют косвенные формы проявления монополизма в экономике и соответственно недобросовестной конкуренции. Добросовестная конкуренция - это такая ситуация на рынке, при которой не формально, а реально обеспечиваются равные условия функционирования всем без исключения субъектам рыночных отношений и сбалансированность их интересов.
На российском рынке такие условия еще не созданы в силу целого ряда обстоятельств, связанных, прежде всего, с сохранением косвенных форм осуществления монополистической деятельности и ограничением добросовестной конкуренции.
Важной составляющей антимонопольной практики служит антидемпинговая политика государства. Особенно она необходима в отношении фирм, экспортирующих на российский рынок определенные виды товаров и пользующихся при этом государственной поддержкой, включающей прямые экспортные надбавки (например, экспорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС и США). Действующий таким образом механизм демпинговых цен исключает добросовестную конкуренцию на соответствующих рынках России в ущерб отечественным производителям аналогичной продукции,не имеющим адекватной поддержки со стороны государства.
Практику ценовой дискриминации активно используют и транснациональные корпорации, ввозящие на российский рынок всевозможную бытовую технику и радиоэлектронику. Без таможенного протекционизма невозможно исправить сложившуюся ситуацию только путем быстрого улучшения качества продукции, повышения конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем рынке.
Попытки использования административно-командных методов воздействия на рынок имеют место как на региональном, так и на федеральном уровне.
Это проявляется, прежде всего, в многочисленных решениях по установлению индивидуальных льгот отдельным хозяйствующим субъектам и территориям, а также в сложившейся практике распределения бюджетных средств на поддержание конкретных предприятий и в бесконкурсном выборе исполнителей государственных заказов.
Утверждению принципов добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России препятствует усиливающийся локальный монополизм, являющийся следствием пассивной позиции федерального центра в отношении деятельности естественных монополий. В частности, необоснованно высокие тарифы на транспортные и энергетические услуги могут привести к разрушению единого экономического пространства Российской Федерации - дезинтеграции важнейших отраслей народного хозяйства страны, регионализации экономики, вытеснению с отдельных региональных рынков товаропроизводителей из других регионов. В отраслях естественных монополий требуются структурные реформы, переход от неэффективного сдерживания цен и тарифов к контролю за механизмом их формирования.
Опыт 1990-х годов показал, что свободный рынок (даже в стабильной экономике), традиционно ориентированный на кратко- и среднесрочные интересы и цели, не способен в условиях России обеспечить конкурентной структуры рынков во многих отраслях. Прежде всего, речь идет окапиталоемких высокотехнологических отраслях с длительным производственным циклом.
Таким образом, в период перехода к рынку для защиты рыночной конкуренции необходимо найти действенные средства антимонопольной профилактики, демонтировать опасные для экономики монопольные структуры. Без этого не удастся осуществить ни структурные преобразования производства на основе научно-технического прогресса, ни переход к экономическому росту.
3. Направления развития антимонопольной политики государства в Российской Федерации
На основе анализа государственной антимонопольной политики России в 1990-е годы могут быть предложены следующие меры и рекомендации.
Обеспечение экономической безопасности России невозможно без активной, антимонопольной политики государства, важнейшим инструментом которой является антимонопольный орган, в настоящее время. Федеральная антимонопольная служба. Ход реализации антимонопольной политики в нашей стране показал, что подчинение антимонопольного органа законодательной или исполнительной ветвям власти недостаточно эффективно, так как одной из важнейших функций антимонопольного органа является антимонопольный контроль самих органов власти - как исполнительных, так и законодательных. В этой связи гораздо эффективнее было подчинение антимонопольного органа непосредственно Президенту Российской Федерации.
для повышения действенности антимонопольной политики в России Правительству РФ и Федеральной антимонопольной службе следует всемерно развивать адвокатирование конкуренции - то есть распространять всеми возможными способами экономические и правовые знания о конкуренции, ее значении для экономического развития страны и обеспечения национальной безопасности, о функциях и полномочиях государственного антимонопольного органа.
Государству следует развивать конкуренцию в тех отраслях, где раньше не ставился вопрос о возможности ее стимулирования и защиты - в области образования, науки, культуры. Необходимо провести ревизию нормативно-правовых актов, регулирующих данные области, а так же детальное исследование указанных рынков, путем создания экспертных советов при Федеральной антимонопольной службе.
Для повышения взаимосвязи государства и гражданского общества, развития транспарентности антимонопольной политики важно создавать в центре и в регионах структуры взаимодействия антимонопольного органа с профессиональным сообществом предпринимателей, учеными-экономистами, журналистами, правозащитниками в форме общественных советов при соответствующих государственных структурах.
Одним из острых вопросов, который России придется решать в ближайшие годы, является воспроизводство основных фондов и создание рабочих мест нового поколения. По наиболее важным направлениям научно-технического прогресса в России уже разрабатываются государственные научно-технические программы, финансируемые из государственного бюджета. По другим инновационным направлениям государство избегает прямого вмешательства, ограничиваясь лишь косвенным стимулированием повышения эффективности производства через налогообложение ресурсов.
Правительство, выступая инициатором рыночных преобразований, должно являться "мультипликатором трансформации" экономики. Очевидно, что в сложившихся условиях продолжение курса на эволюционное формирование свободного рыночного хозяйства в России потребует длительного времени, будет сопровождаться дальнейшей крупномасштабной потерей производственного и ресурсного потенциала, неприемлемо большими социальными издержками. Эффективную рыночную экономику необходимо сознательно формировать. Она должна стать итогом реализации стратегии, в рамках которой необходимо согласовать и гармонизировать целевые установки преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, повышения уровня жизни населения, вхождения в мировую экономику. Именно с этих позиций, рассматриваются основные принципы и блоки долгосрочной концепции развития рыночной экономики России в разработанной правительством стратегии развития государства до 2010 г.
Когда говорят о монополиях, все сводится к двум прямо противоположным страхам: страху, что наши крупные компании монополизируют всю экономику, и страху, что они же будут "съедены" западными, более крупными конкурентами после вступления России в ВТО. Какой должна быть сегодня антимонопольная политика государства?
Руководитель Федеральной антимонопольной службы РФ (Ф АС РФ) Игорь Артемьев планирует создать антимонопольную службу европейского образца, ориентированную на защиту интересов граждан. "Во многих европейских странах антимонопольное ведомство является одним из основных в составе правительства, - заявил И. Артемьев. - Мы также планируем повышать статус службы, поскольку именно проведение активной антимонопольной политики - самый эффективный способ создания современной и справедливой экономики".
Важность задач, стоящих перед Федеральной антимонопольной службой, подчеркивается ее прямым подчинением премьер-министру страны и предоставлением нам права вносить свои инициативы непосредственно на правительство. Ключевыми задачами службы являются активное участие во всех проектах по реорганизации крупнейших предприятий - монополистов, в которых сохраняется государственное участие, и реальная интеграция антимонопольной и промышленной политики.
По мнению руководителя ФАС РФ, для решения стратегической задачи удвоения ВВП в ближайшие 10 лет, необходимо изменение структуры российской экономики. Для диверсификации отраслевой структуры экономики, возникновения и развития принципиально новых наукоемких отраслей, малого бизнеса следует проводить активную антимонопольную политику государства на всех рынках. Обеспечить справедливое распределение доходов в обществе и конкурентоспособность российской экономики можно только при условии проведения активной конкурентной политики.
У антимонопольной службы должна быть особая роль в реформе электроэнергетики, ЖКХ, железнодорожного транспорта и других естественных монополий. Антимонопольная служба будет осуществлять постоянный контроль всех организационных преобразований в этих структурах. Вместе с тем; Федеральная антимонопольная служба не должна создавать необоснованных административных барьеров для предпринимательства.
Заключение
Итак, подводя итог проделанной работе, сделаем общий вывод.
Одной из важнейших предпосылок экономического, социального и политического развития является наличие свободной конкуренции в обществе. Необходимость конкуренции доказана всем ходом исторического развития мирового сообщества, но особенно явно проявилась в хх веке. Противоположностью свободной конкуренции является монополизация экономической жизни, ведущая к застою в хозяйственном развитии, деградации в социальной сфере, тоталитаризму в политике. Все попытки создать эффективную монополистическую систему (как правило, носящую государственно-
Выявлено, что российское антимонопольное законодательство 1990-х гг.
стало результатом смешения европейского и отчасти американского подходов.
Ключевую роль в государственной антимонопольной политике того времени играло понятие «доминирующего положения», целиком позаимствованное из практики государственного управления в Западной Европе. В целом, антимонопольное законодательство России было теоретически проработанным, но на практике фактически не выполнялось. В качестве основных причин невыполнения закона были выделены: противоречие интересам руководителей крупных компаний, коррупция, противодействие со стороны региональных властей, плохая управляемость хозяйственными структурами в условиях рынка, политическое ослабление антимонопольных государственных структур.
Расплывчатость правовых норм являлась результатом определенного политического компромисса между исполнительной и законодательной ветвями власти, а также крупным бизнесом, занимающимся активным лоббированием своих интересов через различные государственные структуры. Эта проблема существенным образом затрудняла процессы демонополизации и развития конкуренции в России. Модернизация законодательной базы, в целом реализованная к 1995 году, во многом была направлена на преодоление проблем в правоприменительной сфере антимонопольного законодательства. К основным проблемам того времени относились: нечеткость законодательных норм, ограничение конкуренции со стороны органов исполнительной власти, недостаточный уровень компетенции судебных органов, замкнутость антимонопольной службы внутри исполнительной ветви власти.
Информация о работе Антимонопольная политика правительства России