Антимонопольная политика правительства России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание

Динамичный характер производительных сил и производственных отношений общества вызывает необходимость изменений в экономической системе независимо от достигнутого уровня ее организации. Это создает возможность для дальнейшего совершенствования и эффективного функционирования последней. В то же время следует признать, что этап ее развития, характеризующийся переходным состоянием системы и связанный с качественным ее изменением, обуславливает настоятельную потребность изучения и осмысления происходящих в системе трансформаций и возможности придания процессу их протекания определенной направленности.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Теоретический анализ роли монополизации экономики в современных условиях хозяйствования......... ........ .......................................................................................................5
1.1 Роль монополий в современной экономике.....................................................................5
1.2 Предпосылки развития научных теорий государственного регулирования монополизации экономики......................................................................................................7
2. Анализ практики государственного регулирования монополий в современной российской экономике............................................................................................................12
2.1 Становление и развитие форм и методов государственного регулирования
монополий в России в переходный период..........................................................................12
2.2 Сущность антимонопольной политики государства на современном этапе ........... 17
3. Направления развития антимонопольной политики государства в Российской Федерации................................................................................................................................20
Заключение..............................................................................................................................22
Список использованных источников....................................................................................25

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Антимонопольная политика правительства России.doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

Реформированная во второй половине 1990-х годов система законодательных норм все же не смогла решить основные проблемы нормативноправовой базы и обеспечить на практике соблюдение хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.

Отечественный и зарубежный опыт общественного развития продемонстрировали необходимость воздействия государства на экономические процессы для согласования интересов всех участников с целью поиска наиболее оптимальных путей прогресса общества. В части ограничения монополистической деятельности и обеспечения конкуренции это воздействие выражается в антимонопольной политике.

В работе всесторонне исследованы закономерности становления и развития антимонопольной политики России. Главными особенностями отечественных монополий в период перехода от монополистического социализма к рыночной экономике явились преобладание крупных предприятий, чрезмерно узкая специализация производителей, закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы с'быта продукции. Для демонополизации и разработки государственной политики в области конкуренции в начале 1990-х годов был учрежден ГКАП России. Важнейшим инструментом государственной антимонопольной политики стал закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый в марте 1991 года.

Повышение статуса антимонопольного органа путем создания Министерства - МАП России обеспечило ему прямую возможность участия в широком круге политических дискуссий и политическом планировании. Эти государственные органы столкнулись с изменчивой политической средой, которая не всегда стремилась поддерживать курс на развитие конкуренции или на прямой контроль соблюдения требований антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган внес существенный вклад в создание конкурентной рыночной среды, посредством своего участия в формулировании государственной политики и разработке антимонопольного законодательства - с одной стороны и правоприменительной деятельности - с другой.

В первое десятилетие переходного периода ГКАП России и МАП России играли важную роль в выявлении и устранении крупных пробелов в юридических и организационных основах регулирования деятельности компаний на рынке. Антимонопольный орган стал важнейшим политическим инструментом по реформированию государственного регулирования, направленным на естественные монополии.

Механизмы контроля естественных монополий в течение 1990-х годов находились в состоянии постоянного реформирования, подвергались влиянию различных факторов, включая политическую конъюнктуру и лобби крупных компаний. Все это во многом не позволило сформировать эффективный механизм государственной политики, основанный на достижении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Во второй половине1990-х годов государственным структурам удалось сформировать более эффективную систему регулирования деятельности монополий. Эта система государственного регулирования основывалась на контроле не всех видов производимой продукции, а только наиболее важных для населения товаров и услуг. Отдельным проблемным сегментом государственной политики на протяжении всего исследуемого периода оставалось регулирование деятельности естественных монополий.

Масштабность трансформации российской политической системы привела к смене политического режима, правящих элит, формированию многопартийной системы и определению новых направлений и приоритетов государственной политики. Одним из таких направлений стала политика содействия конкуренции и антимонопольное регулирование хозяйственных процессов вошли в число приоритетных направлений экономической политики страны.

В трех последних посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации отмечалась важность развития конкуренции. В частности, в Послании 2006 года В.В. Путин подчеркнул: «... если мы не устраним некоторые проблемы, должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки».

В настоящее время в развитых странах создана разветвленная законодательная и институциональная база регулирования конкурентных отношений. Законы о конкуренции приняты почти в ста странах мира, постоянно проводится работа по совершенствованию правил конкуренции, гармонизации законодательной базы и повышению эффективности реализации конкурентной политики. 21 июля 2006 г. Президентом РФ подписан Федеральный Закон «О защите конкуренции», который явился правовой формой выражения политики государства в этом направлении, обобщил сложившуюся практику антимонопольного регулирования в Российской Федерации и зарубежный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Афанасьев С.Ф. Институционализм: собственный взгляд на традиционную экономическую философию и роль монополий // Вестник ФА, N2 1- 2005 г.

2. Антимонопольная политика государства активизируется на всех рынках // Конкуренция и рынок, май 2007 г. - N2 22.

3. Гречишкина И.В., Шаститко А.Е. Экономический анализ применения антимонопольного законодательства - М.: ТЕИС, 2006.

4. Захаркина Е. Политическая роль антимонопольных органов России в 90-е годы хх столетия // Конкуренция и рынок. 2005. N23.

5. Захаркина Е.Ю. Основные аспекты становления антимонопольной политики России ~ Развитие конкуренции как фактор экономического роста и обеспечения социального благополучия: методология, теория, практика: Материалы международной научно-практической конференции 26-30 апреля 2005 г.

-М., 2005 г.

6. Захаркина Е.Ю. Проблемы формирования антимонопольной политики Российской Федерации в 1990-е годы // Проблемы формирования государственных политик в России: Материалы Всероссийской научной конференции _ М., Научный эксперт. 2006.

7. Летин А.Б. Об усилении работы антимонопольных органов по пресечению антиконкурентных актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Вестник МАП. 2007. N21.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от10 мая 2006 года // Российская газета. 2006, 11 мая.

9. Сморгунов Л.В. Государственная политика и управление - М., 2006 г.

10. Соловьев А..И. Административная реформа как политический проект действующего режима // Вестник Московского университета, сер. 21, управление и гражданское общество, 2004, N2 6 11. Соловьев А.И. Принятие государственных решений, М., 2006.

12. Совершенствование антимонопольного законодательства и повышение эффективности взаимодействия правоохранительных и антимонопольных органов: Сборник научных статей межведомственного регионального семинара - совещания 12 июля 2006 года. - М., ОЮИ МВД России, 2006.

13. Степашин В.С. Государственная антимонопольная политика в контексте обеспечения национальной безопасности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук - Москва, 2005.

14. Теунаев Д.М. Инновационная деятельность как стратегия антимонопольной политики государства. // Фундаментальные исследования, N24 - 2006 г.

15. Федеральный Закон N2 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. // Российская газета 2006 г. 27 июля 16. Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск N23 _ М., Научный эксперт, 2007 г.



Информация о работе Антимонопольная политика правительства России