Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:22, курсовая работа
Учет материалов в настоящее время является актуальной темой, так как они составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции. Также материалы (сырье, топливо и другие), являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно. Производственные запасы целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1.Содержание аудита операций с материальными ресурсами.
1.1.Информация об аудируемом лице………………………………6
1.2.Систематизация видов материалов, анализ их состава, структуры и движения…………………………………………………13
1.3.Цель и задачи аудита операций с материалами………………..16
1.4.Нормативные акты, регулирующие объект проверки…………19
Глава 2.Процедуры подготовки и планирования аудита.
2.1.Расчет планируемого уровня существенности…………...........25
2.2.Разработка программы аудита…………………………………..28
2.3.Тестирование системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля в части учета материалов……………………..31
Глава 3.Аудиторские процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу
3.1.Проверка правильности проведения инвентаризации материалов и отражение ее результатов в отчетности…………….....34
3.2.Аудит операций по поступлению материалов……………........36
3.3.Аудит аналитического учета движения материалов на складах предприятия…………………………………………………….……….39
3.4.Аудит учета использования материалов, списание недостач, потерь и хищений…………………………………………….................44
3.5.Аудит сводного учета материалов………………………….......47
Глава 4. Заключительные аудиторские процедуры
4.1.Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. Рекомендации аудитора по учету материалов на ОАО «Плескава»…………………………….......51
4.2.Формирование мнения аудитора о достоверности показателе
Общие данные по учету материальных ценностей проверяются по статьям раздела II "Оборотные активы" актива баланса (Ф№1) по строкам 210, 211, 212, 213, 218 и по таким бухгалтерским регистрам, как Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, вспомогательная ведомость № 10 при мемориально-ордерной форме учета или соответствующие машинограммы, полученные на персональных компьютерах.
Для достижения цели аудитору необходимо:
Сбор аудиторских
7. представление и
раскрытие, означает
1.4.Нормативные акты, регулирующие объект проверки
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ аудит и бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства.Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство аудитом и бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют аудит и бухгалтерский учет и в частности аудит учета, материалов. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности, которыми следует руководствоваться аудиторам при осуществлении проверки достоверности информации учета материалов в бухгалтерской отчетности, а соответственно, и аудитуемым лицам при организации этого участка бухгалтерского учета можно подразделить на пять уровней документов:
1 уровень: законы и иные акты законодательства РФ, которые закрепляют обязанность единообразного ведения учета материалов всеми хозяйствующими субъектами, основные требования по его организации, правила и процедуры ведения их учета. К этой группе документов относят:
- Гражданский кодекс
РФ. нем закреплены важнейшие
нормы ведения учета в
- Налоговый кодекс
РФ.Он определяет основы
- Основным законодательным
актом регулирующим
- Основным законодательным
актом, регулирующим
2 уровень: представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. №696 (с изм. от 04.07.2003 г., 07.10.2004 г., 16.04.2005 г., 25.08.2006 г.).Основное назначение правил (стандартов) - установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. Целью правил (стандартов) является определение основ и рамок аудиторской деятельности, связанной с проверкой достоверности учета материалов. Задачами правил (стандартов) являются:
- описание основополагающих
принципов, связанных с
- установление порядка определения объема аудиторской проверки и характеристика основных мероприятий, проводимых в ходе аудита учета материалов.
3 уровень: положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).Оно разработано Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ. В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 9.06.02 г. №44_Н. Этот документ содержит основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета материалов, а так же раскрывает другие вопросы бухгалтерского учета материалов;
4 уровень: методические указания, рекомендации, инструкции по ведению бухгалтерского учета и сбору аудиторских доказательств достоверности показателей учета материалов, разъясняющие применение положения по бухгалтерскому учету материалов и его аудиту. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных отраслевых органах управления. Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. К ним относят:
- методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.01 г. №119_н;
- методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49;
- методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации (протокол №25 от 22.04.2004 г.);
- альбом новых унифицированных
форм первичной учетной
К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94-н.
5 уровень: положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета и его аудита, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта, разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов. К ним следует отнести:
- внутрифирменные правила (стандарты);
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- должностные инструкции;
- инструкции по проведению инвентаризации и т.д.
Приведенный выше перечень документов, регламентирующих учет материалов и его аудиторскую проверку в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета и его аудита.
При разрешении различных хозяйственных споров приоритет отдается документам более высокого уровня.
Перед началом проведения
аудита в ОАО «Плескава» было направлено
Письмо-обязательство
При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
Величина существенности отражает возможность или не возможность определить наличие ошибки в отчетности и оценить влияние этой ошибки на решение аудиторов – это качественная составляющая существенности. Количественная составляющая – выражается через определение уровня существенности.
Уровень существенности – это предельное значение ошибки отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь с большей степенью вероятности не может принять обоснованное решение и сделать выводы.
Уровень существенности в соответствие с ФСА №4 находится в трех случаях:
1. При определении
конкретного перечня
2. При оценке результатов
планирования и выявления
3. В ходе выполнения аудиторских процедур, т.е. в ходе самой проверки.
Установленный уровень существенности основных показателей бухгалтерской финансовой отчетности:
1) 5% от балансовой прибыли организации;
2) 2% валового объема реализации;
3) 2% валюты баланса;
4) 10% собственного капитала
(итог 4 раздела бухгалтерского
5) 2% общих затрат организации.
Рассчитываем уровень существенности на основании данных отчета о прибылях и убытках ОАО «Плескава» (таблица 1).
Таблица 1
Расчет уровня существенности
Базовые показатели |
Значения, тыс.руб. |
Доля для расчета уровня существенности, % |
Значения для расчета уровня существенности, тыс.руб. |
1.Прибыль до налогооблажения |
260 |
5 |
13 |
2.Выручка |
87389 |
2 |
1747,78 |
3.Собствеенный капитал |
100467,5 |
10 |
10046,75 |
4.Активы |
159773,5 |
2 |
3195,47 |
5.Расходы |
115044 |
2 |
2300,88 |
Определение среднеарифметического из значений уровня существенности: