Банковский надзор в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание

Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования бан¬ковской деятельности, направленных на поддер¬жание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковски¬ми рисками, их ограничению; по поддержанию бан¬ками достаточных для покрытия рисков возникно¬вения убытков капитала, общих и специальных ре¬зервов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
1. Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире…………………………………………….
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы……

1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью…………………………………………..
1.3. Международные принципы банковского надзора………………….

2. Регулирование основных форм банковского надзора…………………….
2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………

2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………………..
3. Организация банковского надзора в РБ……………………………………
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….

 

1.        Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской   сфере в современном мире…………………………………………….

 

1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении   стабильной деятельности развивающейся банковской системы……

 

1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью…………………………………………..

 

1.3.    Международные принципы банковского надзора………………….

          

2.        Регулирование основных форм банковского надзора…………………….

 

2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………

 

2.2.  Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………………..

 

3.        Организация банковского надзора в РБ……………………………………

 

3.1.     Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….

 

3.2.     Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире

 

 

1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы

 

Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования бан­ковской деятельности, направленных на поддер­жание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковски­ми рисками, их ограничению; по поддержанию бан­ками достаточных для покрытия рисков возникно­вения убытков капитала, общих и специальных ре­зервов [1, с. 37].

Надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие  особой  социальной  значимости  и  ответственности  банков  перед  обществом.  Банковское дело  по  своей  сути  основано  на  доверии  к  собственникам  и менеджерам  кредитной  организации  со стороны клиента и вкладчика. Именно  по  этой  причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.

Главная цель банковского надзора – обеспечение безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Банковский надзор является обязательной принадлежностью государственного регулятивного процесса и как одна из его форм постоянно совершенствуется.

Вне  зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали радикальных изменений. Если не принимать в расчет различия в формулировках целей банковского надзора в отдельных странах, то они сводятся к следующим:

– поддержание  денежной  и финансовой  стабильности и принятие  в  случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

– обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и  активов. Банковский надзор включает  также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

– защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за  деятельностью  банков,  и  особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

В число основных направлений и задач надзора входят:

– разработка и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;

– рассмотрение обращений и  заявлений, поданных банками, включая обращения относительно лицензирования банковской деятельности;

– мониторинг и наблюдение за банковской деятельностью – анализ финансового положения, контроль за соблюдением законодательства и выполнением кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений;

– инспекционные проверки на местах;

– проведение встреч с руководством банка для рассмотрения и обсуждения вопросов, относящихся к надзору;

– инициирование принудительных мер,  требующих от банка  введения новых политик, процедур и практических методов для исправления проблем, выявленных в банке. Эти меры могут быть приняты в отношении физических лиц, связанных с банком, таких, как члены совета директоров, или против самого банка [2].

В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:

1.        Лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации.

2.        Надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций.

В целом ряде стран с развивающимися рынками банковский надзор включает третий компонент – финансовое оздоровление деятельности кредитных организаций и контроль за процедурами ликвидации кредитных организаций, лишенных лицензии.

Основные аспекты банковского надзора: достаточность капитала, ликвидность, качество активов, концентрация рисков, системы и меры контроля.

Сотрудники органа банковского надзора – это контролеры. Их основная задача заключается в том, чтобы осуществлять проверку соответствия банков и других контролируемых кредитных учреждений нормам и требованиям, разработанным регулирующим органом, а также применять меры воздействия в случае выявления недостатков в деятельности банка. Право применять меры воздействия является одним из ключевых элементов, способствующих поддержанию доверия населения к банковскому сектору. Как правило, функция надзора за каким-либо конкретным финансовым сектором, закреплена за одним государственным органом.

Контролеры в различных странах уделяют основное внимание или проверкам без выезда на место и изучению информации, предоставляемой банками, или получению собственной информации путем проведения проверок с выездом на место. Данные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие друг друга.

Дистанционный надзор предполагает получение, проверку и анализ финансовых отчетов и статистических формуляров, предоставленных контролерам. Анализ предоставляемой информации обеспечивает проведение контрольных мероприятий по соблюдению кредитными организациями требований, предъявляемых органами надзора, и позволяет выявлять на ранних стадиях появляющиеся проблемы в деятельности банковских учреждений.

Эффективность дистанционного надзора может быть достаточной только при наличии четких инструкций по заполнению правильно разработанных форм отчетности, а также при действен­ной системе проверки достоверности отчетных данных.

Инспектирование позволяет провести независимую проверку деятельности и состояния банка, а также проверить данные, пре­доставляемые кредитной организацией в ходе дистанционного надзора. Используя метод выборки вместо полного аудита, инс­пектора уделяют особое внимание системам учета и контроля в банке. На основании полученных результатов контролеры выносят обосно­ванное заключение о компетентности управляющих [3, с. 387].

Дистанционный надзор и инспектирование дополняют друг друга. Сильная сторона дистанционного надзора – это воз­можность постоянного обновления и сопоставления информации, позволяющей оценить состояние (и изменения) финансового положения кредитных организаций. Однако этот вид надзора не дает возможности оценить достоверность финансовой отчетности, а также риски, которым подвергаются банки. Проверки на местах позволяют более точно определить качество управления и активов банка. Следовательно, для достижения максимального результата необходимо комбинированное сочетание этих двух направлений регулирующей деятельности надзорных органов.

Надзорный орган посредством документарного анализа и инспекционных проверок контролирует соблюдение банком нормативных требований (надзор за выполнением банками установленных требований) и одновременно проверяет, насколько успешно банк выявляет, отслеживает, управляет и контролирует банковские риски, чтобы надзорный орган мог быть уверен, что банку удастся избежать серьезных проблем в будущем (риск-ориентированный надзор).

Проверки, анализ и надзор в целом не являются самоцелью. Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия как для самого банка, его клиентуры и вкладчиков, так и для банков­ской системы в целом. 

Контроль над банковской сферой предполагает два уровня ответственности: перед населением в целом с целью обеспечения финансовой стабильности и надежности всей банковской системы, что способствует поддержанию национальной экономики, и перед отдельными физическими лицами, вкладчиками и кредиторами, что обеспечивает, таким образом, защиту их прав. Однако этот контроль имеет ряд ограничений. Надзорный орган не может влиять на исполнение отдельных договоров между банками и их контрагентами и (или) прекращать их действие.

Таким образом, банковский надзор  должен способствовать формированию эффективной и конкурентной банковской системы,  отвечающей потребностям общества в квалифицированных финансовых  услугах.

 

1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью

 

В зависимости от институциональных подходов, используемых в различных странах, функции по регулированию и надзору за деятельностью финансового сектора тем или иным образом распределяются между различными органами, уполномоченными государством на осуществление надзора за деятельностью финансового сектора страны.

Традиционно большинство стран осуществляли регулирование и надзор за деятельностью финансовых организаций с помощью центральных банков, министерств финансов, а также других организаций, таких как, например, комиссии по надзору за банками, страховыми компаниями и участниками рынка ценных бумаг. В данном случае к компетенции каждого из этих надзорных органов относился, как правило, один из основных сегментов финансового сектора страны: банковский сектор, сектор страхования, рынок ценных бумаг (функциональный, или отраслевой (секторальный) подход) [4].

Конец XX – начало XXI ст. охарактеризовались существенными структурными изменениями в деятельности международных рынков капитала. Появление финансовых конгломератов и интернационализация банковской деятельности, а также размывание традиционных границ специализации банков и небанковских финансовых организаций привели к существенному усложнению институциональной структуры финансового надзора.

Исчезновение границ между инструментами банковского, страхового рынков и рынка ценных бумаг потенциально ослабляет способность надзорных органов, организованных по типу финансовых посредников, адекватно реагировать на появление на рынке новых продуктов и эффективно осуществлять мониторинг сопутствующих рисков. 

Выделяют три основные модели надзора, используемые европейскими странами:

1.        Первая, традиционная, модель – основана на секторальном подходе и предполагает наличие отдельного органа, осуществляющего надзор в каждом из трех основных сегментов финансового сектора: банковском, страховом и секторе операций с ценными бумагами (в настоящее время эта модель используется в чистом виде 6 странами-членами ЕС (Греция, Испания, Кипр, Литва, Словения и Румыния).

2.        Вторая модель – полномочия по пруденциальному надзору и регулированию деятельности финансового сектора разделяются между двумя различными организациями (twin-peaks model) (такая модель полностью внедрена в надзорную практику Нидерландов).

3.        Третья модель – предполагает объединение всех надзорных полномочий в едином органе (мегарегуляторе), который осуществляет как пруденциальный надзор, так и защиту инвесторов (вкладчиков). Эта модель применяется в таких странах ЕС, как Эстония, Латвия, Венгрия, Мальта, которые создали единый надзорный орган, отделив его от центрального банка, и в Чехии, Словакии, которые наделили центральный банк всеми полномочиями по надзору за деятельностью финансовых рынков [4].

  Исходя из документа ЕС «Recent developments in supervisory structures in EU and acceding  countries» 2006 г. [5] информация об организации надзора в странах ЕС представлена в таблице 1.1, которая состоит из четырех колонок, в трех из которых обозначен орган, ответственный за осуществление надзора в банковском секторе, секторе страхования и секторе ценных бумаг; четвертая колонка содержит информацию о том, участвует ли национальный центральный банк в процессе осуществления надзора. Ответ «да» в данной колонке означает, что центральный банк исполняет одну или несколько из перечисленных ниже функций: 1) осуществление руководства надзорным органом; 2) выполнение задач надзорного органа; или 3) совместное использование ресурсов с надзорным органом. Страны ЕС приведены в таблице в алфавитном порядке названий. В таблице используются следующие сокращения:

–  УФУ (Управление финансовых услуг, или Управление по надзору за сектором финансовых услуг) обозначает единый орган надзора за всеми тремя финансовыми секторами;

– НЦБ (Национальный центральный банк) означает, что за осуществление надзора в конкретном финансовом секторе отвечает центральный банк;

Информация о работе Банковский надзор в РБ