Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования бан¬ковской деятельности, направленных на поддер¬жание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковски¬ми рисками, их ограничению; по поддержанию бан¬ками достаточных для покрытия рисков возникно¬вения убытков капитала, общих и специальных ре¬зервов.
Введение……………………………………………………………….
1. Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире…………………………………………….
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы……
1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью…………………………………………..
1.3. Международные принципы банковского надзора………………….
2. Регулирование основных форм банковского надзора…………………….
2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………
2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………………..
3. Организация банковского надзора в РБ……………………………………
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире…………………………………………….
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы……
1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью………………………………………….
1.3. Международные принципы банковского надзора………………….
2. Регулирование основных форм банковского надзора…………………….
2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………
2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………
3. Организация банковского надзора в РБ……………………………………
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….
ГЛАВА 1
Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования банковской деятельности, направленных на поддержание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковскими рисками, их ограничению; по поддержанию банками достаточных для покрытия рисков возникновения убытков капитала, общих и специальных резервов [1, с. 37].
Надзор и регулирование банковской деятельности выступают одним из основных условий и факторов обеспечения финансовой стабильности. Потребность в институте банковского надзора возникла вследствие особой социальной значимости и ответственности банков перед обществом. Банковское дело по своей сути основано на доверии к собственникам и менеджерам кредитной организации со стороны клиента и вкладчика. Именно по этой причине банки традиционно находятся под пристальным присмотром специально созданных для этого органов государственного управления.
Главная цель банковского надзора – обеспечение безопасного и надежного функционирования банковской системы и защиты на этой основе интересов ее кредиторов (вкладчиков). Банковский надзор является обязательной принадлежностью государственного регулятивного процесса и как одна из его форм постоянно совершенствуется.
Вне зависимости от выбранной модели реализации надзорных функций цели и задачи органов регулирования банковской деятельности исторически не претерпевали радикальных изменений. Если не принимать в расчет различия в формулировках целей банковского надзора в отдельных странах, то они сводятся к следующим:
– поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;
– обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;
– защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.
В число основных направлений и задач надзора входят:
– разработка и распространение широкого спектра надзорных директив в кредитных организациях;
– рассмотрение обращений и заявлений, поданных банками, включая обращения относительно лицензирования банковской деятельности;
– мониторинг и наблюдение за банковской деятельностью – анализ финансового положения, контроль за соблюдением законодательства и выполнением кредитными организациями установленных надзорным органом нормативов и положений;
– инспекционные проверки на местах;
– проведение встреч с руководством банка для рассмотрения и обсуждения вопросов, относящихся к надзору;
– инициирование принудительных мер, требующих от банка введения новых политик, процедур и практических методов для исправления проблем, выявленных в банке. Эти меры могут быть приняты в отношении физических лиц, связанных с банком, таких, как члены совета директоров, или против самого банка [2].
В классическом варианте банковский надзор включает два основных компонента:
1. Лицензирование и согласование изменений структуры кредитной организации.
2. Надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций.
В целом ряде стран с развивающимися рынками банковский надзор включает третий компонент – финансовое оздоровление деятельности кредитных организаций и контроль за процедурами ликвидации кредитных организаций, лишенных лицензии.
Основные аспекты банковского надзора: достаточность капитала, ликвидность, качество активов, концентрация рисков, системы и меры контроля.
Сотрудники органа банковского надзора – это контролеры. Их основная задача заключается в том, чтобы осуществлять проверку соответствия банков и других контролируемых кредитных учреждений нормам и требованиям, разработанным регулирующим органом, а также применять меры воздействия в случае выявления недостатков в деятельности банка. Право применять меры воздействия является одним из ключевых элементов, способствующих поддержанию доверия населения к банковскому сектору. Как правило, функция надзора за каким-либо конкретным финансовым сектором, закреплена за одним государственным органом.
Контролеры в различных странах уделяют основное внимание или проверкам без выезда на место и изучению информации, предоставляемой банками, или получению собственной информации путем проведения проверок с выездом на место. Данные подходы все чаще рассматриваются как взаимно дополняющие друг друга.
Дистанционный надзор предполагает получение, проверку и анализ финансовых отчетов и статистических формуляров, предоставленных контролерам. Анализ предоставляемой информации обеспечивает проведение контрольных мероприятий по соблюдению кредитными организациями требований, предъявляемых органами надзора, и позволяет выявлять на ранних стадиях появляющиеся проблемы в деятельности банковских учреждений.
Эффективность дистанционного надзора может быть достаточной только при наличии четких инструкций по заполнению правильно разработанных форм отчетности, а также при действенной системе проверки достоверности отчетных данных.
Инспектирование позволяет провести независимую проверку деятельности и состояния банка, а также проверить данные, предоставляемые кредитной организацией в ходе дистанционного надзора. Используя метод выборки вместо полного аудита, инспектора уделяют особое внимание системам учета и контроля в банке. На основании полученных результатов контролеры выносят обоснованное заключение о компетентности управляющих [3, с. 387].
Дистанционный надзор и инспектирование дополняют друг друга. Сильная сторона дистанционного надзора – это возможность постоянного обновления и сопоставления информации, позволяющей оценить состояние (и изменения) финансового положения кредитных организаций. Однако этот вид надзора не дает возможности оценить достоверность финансовой отчетности, а также риски, которым подвергаются банки. Проверки на местах позволяют более точно определить качество управления и активов банка. Следовательно, для достижения максимального результата необходимо комбинированное сочетание этих двух направлений регулирующей деятельности надзорных органов.
Надзорный орган посредством документарного анализа и инспекционных проверок контролирует соблюдение банком нормативных требований (надзор за выполнением банками установленных требований) и одновременно проверяет, насколько успешно банк выявляет, отслеживает, управляет и контролирует банковские риски, чтобы надзорный орган мог быть уверен, что банку удастся избежать серьезных проблем в будущем (риск-ориентированный надзор).
Проверки, анализ и надзор в целом не являются самоцелью. Надзор нужен для того, чтобы заставить или побудить банк изменить в нужном направлении параметры своей деятельности и соответственно ее результаты в случае, если непринятие таких мер может иметь негативные последствия как для самого банка, его клиентуры и вкладчиков, так и для банковской системы в целом.
Контроль над банковской сферой предполагает два уровня ответственности: перед населением в целом с целью обеспечения финансовой стабильности и надежности всей банковской системы, что способствует поддержанию национальной экономики, и перед отдельными физическими лицами, вкладчиками и кредиторами, что обеспечивает, таким образом, защиту их прав. Однако этот контроль имеет ряд ограничений. Надзорный орган не может влиять на исполнение отдельных договоров между банками и их контрагентами и (или) прекращать их действие.
Таким образом, банковский надзор должен способствовать формированию эффективной и конкурентной банковской системы, отвечающей потребностям общества в квалифицированных финансовых услугах.
1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью
В зависимости от институциональных подходов, используемых в различных странах, функции по регулированию и надзору за деятельностью финансового сектора тем или иным образом распределяются между различными органами, уполномоченными государством на осуществление надзора за деятельностью финансового сектора страны.
Традиционно большинство стран осуществляли регулирование и надзор за деятельностью финансовых организаций с помощью центральных банков, министерств финансов, а также других организаций, таких как, например, комиссии по надзору за банками, страховыми компаниями и участниками рынка ценных бумаг. В данном случае к компетенции каждого из этих надзорных органов относился, как правило, один из основных сегментов финансового сектора страны: банковский сектор, сектор страхования, рынок ценных бумаг (функциональный, или отраслевой (секторальный) подход) [4].
Конец XX – начало XXI ст. охарактеризовались существенными структурными изменениями в деятельности международных рынков капитала. Появление финансовых конгломератов и интернационализация банковской деятельности, а также размывание традиционных границ специализации банков и небанковских финансовых организаций привели к существенному усложнению институциональной структуры финансового надзора.
Исчезновение границ между инструментами банковского, страхового рынков и рынка ценных бумаг потенциально ослабляет способность надзорных органов, организованных по типу финансовых посредников, адекватно реагировать на появление на рынке новых продуктов и эффективно осуществлять мониторинг сопутствующих рисков.
Выделяют три основные модели надзора, используемые европейскими странами:
1. Первая, традиционная, модель – основана на секторальном подходе и предполагает наличие отдельного органа, осуществляющего надзор в каждом из трех основных сегментов финансового сектора: банковском, страховом и секторе операций с ценными бумагами (в настоящее время эта модель используется в чистом виде 6 странами-членами ЕС (Греция, Испания, Кипр, Литва, Словения и Румыния).
2. Вторая модель – полномочия по пруденциальному надзору и регулированию деятельности финансового сектора разделяются между двумя различными организациями (twin-peaks model) (такая модель полностью внедрена в надзорную практику Нидерландов).
3. Третья модель – предполагает объединение всех надзорных полномочий в едином органе (мегарегуляторе), который осуществляет как пруденциальный надзор, так и защиту инвесторов (вкладчиков). Эта модель применяется в таких странах ЕС, как Эстония, Латвия, Венгрия, Мальта, которые создали единый надзорный орган, отделив его от центрального банка, и в Чехии, Словакии, которые наделили центральный банк всеми полномочиями по надзору за деятельностью финансовых рынков [4].
Исходя из документа ЕС «Recent developments in supervisory structures in EU and acceding countries» 2006 г. [5] информация об организации надзора в странах ЕС представлена в таблице 1.1, которая состоит из четырех колонок, в трех из которых обозначен орган, ответственный за осуществление надзора в банковском секторе, секторе страхования и секторе ценных бумаг; четвертая колонка содержит информацию о том, участвует ли национальный центральный банк в процессе осуществления надзора. Ответ «да» в данной колонке означает, что центральный банк исполняет одну или несколько из перечисленных ниже функций: 1) осуществление руководства надзорным органом; 2) выполнение задач надзорного органа; или 3) совместное использование ресурсов с надзорным органом. Страны ЕС приведены в таблице в алфавитном порядке названий. В таблице используются следующие сокращения:
– УФУ (Управление финансовых услуг, или Управление по надзору за сектором финансовых услуг) обозначает единый орган надзора за всеми тремя финансовыми секторами;
– НЦБ (Национальный центральный банк) означает, что за осуществление надзора в конкретном финансовом секторе отвечает центральный банк;