Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования бан¬ковской деятельности, направленных на поддер¬жание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковски¬ми рисками, их ограничению; по поддержанию бан¬ками достаточных для покрытия рисков возникно¬вения убытков капитала, общих и специальных ре¬зервов.
Введение……………………………………………………………….
1. Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире…………………………………………….
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы……
1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью…………………………………………..
1.3. Международные принципы банковского надзора………………….
2. Регулирование основных форм банковского надзора…………………….
2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………
2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………………..
3. Организация банковского надзора в РБ……………………………………
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….
Для создания здоровой финансовой среды и точного определения круга поднадзорных организаций следует четко определить процедуру лицензирования и виды деятельности, право на осуществление которых дает лицензия. В частности, деятельность, связанная с приемом денежных вкладов населения, должна разрешаться институтам, обладающим соответствующей лицензией и являющимися объектами надзора как банки.
Основополагающие принципы эффективного банковского надзора Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН), а именно Принципы со 2 по 5 включительно, посвящены процессу лицензирования.
Принцип 2.Разрешенная деятельность – виды деятельности, разрешенные учреждениям, которые получают лицензию и подлежат надзору как банки, должны быть четко определены, и следует как можно строже контролировать использование слова «банк» в названиях.
Принцип 3.Критерии лицензирования – органы лицензирования должны иметь право устанавливать критерии и отклонять заявки учреждений, не отвечающих установленным стандартам. Процесс лицензирования должен как минимум состоять из оценки структуры собственности банковской организации, состава совета директоров и руководителей, ее бизнес-плана и системы внутреннего контроля, а также ее прогнозируемого финансового состояния, включая оценку капитальной базы (собственных средств); если предполагаемым владельцем или материнской компанией является иностранный банк, необходимо получить предварительное согласие органов надзора страны его происхождения.
Принцип 4.Передача значительной части собственности на банк – органы банковского надзора должны обладать полномочиями рассматривать и отклонять любые предложения по передаче значительной доли собственности (уставного капитала) или контрольного пакета акций существующих банков другим сторонам.
Принцип 5.Крупные приобретения – органы банковского надзора должны обладать полномочиями устанавливать критерии для проверки крупных приобретений или инвестиций банка и добиваться того, чтобы корпоративные связи банка не подвергали банк чрезмерным рискам или не мешали эффективному надзору [11].
В масштабе Европейского Союза принципы Базельского комитета, относящиеся к лицензированию, были положены в основу Статей с 6 по 22 Директивы ЕС (2006/48/ЕС) от 14 июня 2006 г. относительно создания и деятельности кредитных организаций. Термин «кредитная организация» является синонимом того, что в Европейском Союзе понимается под словом «банк». Директива Евросоюза была транспонирована в национальное законодательство каждого государства-члена ЕС о банковской деятельности.
Лицензированные кредитные учреждения осуществляют деятельность на территории других европейских государств в рамках ЕС, поскольку уполномоченные органы в различных государствах-членах ЕС пришли к соглашению взаимно признавать правомочность кредитных учреждений, лицензированных в любой из стран ЕС, включая режим банковского надзора, согласно которому они осуществляют свою деятельность.
Основными элементами Директивы являются следующие положения:
Статья 6 – банк (кредитная организация) должен (должна) получить лицензию на осуществление банковских операций до начала своей деятельности.
Статья 7 – к заявлению на получение лицензии на осуществление банковских операций должна быть приложена программа или план планируемой деятельности, в котором излагаются, в частности, виды предусмотренной деятельности и организационная структура кредитной организации.
Статья 8 – государства-члены ЕС могут не требовать экспертизы заявки на получение лицензии на осуществление банковских операций с точки зрения экономической ситуации и потребностей рынка.
Статья 9.1 – выделенные собственные средства или первоначальный капитал должны составлять не менее 5 млн. евро, за небольшим исключением, сделанным для ряда специальных кредитных учреждений.
Статья 10 –
Статья 11.1 – кредитная организация должна иметь по крайней мере двух сотрудников, которые могут ею эффективно управлять и обладают достаточно хорошей репутацией, необходимыми знаниями и опытом, чтобы справляться с возложенными обязанностями.
Статья 12.1 – уполномоченному органу должны быть предварительно представлены необходимые данные об участниках (акционерах) или членах совета директоров кредитной организации, имеющих доли в уставных капиталах (пакеты акций), требуемые для их включения в состав правления или совета директоров, также необходимо указать количество принадлежащих им долей (акций); статья 12.2 – кроме того, представители уполномоченного органа должны быть удовлетворены соответствием участников (акционеров) или членов совета директоров выдвигаемым требованиям; статья 12.3 – тесные связи, сложившиеся между кредитной организацией и какими-либо юридическими и физическими лицами, не должны являться препятствием для эффективного осуществления функций банковского надзора.
Статья 13 – отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций выдается в течение шести месяцев с момента получения информации, необходимой для принятия такого решения.
Статья 14 – Европейская Комиссия должна быть проинформирована обо всех выданных лицензиях на осуществление банковских операций и вести учет всех лицензированных кредитных организаций в ЕС. Список таких учреждений подлежит обязательной публикации.
Статья 15 – уполномоченный орган должен обратиться к уполномоченным органам других стран-членов ЕС в случаях, если лицензия на осуществление банковских операций выдается: а) дочернему обществу кредитной организации, зарегистрированной в другой стране ЕС; б) дочернему обществу, чье материнское общество имеет в качестве дочернего общества кредитную организацию, зарегистрированную в другом государстве-члене ЕС; в) кредитной организации, которая входит в одну группу лиц с теми же физическими и (или) юридическими лицами, которые входят в группу лиц с кредитной организацией, зарегистрированной в другой стране ЕС.
Статья 16 – государства стран пребывания надзорных органов могут не требовать прохождения соответствующей регистрации или внесения донорского капитала (капитала-дотации) для филиалов кредитных учреждений, зарегистрированных в других государствах-членах ЕС.
Статья 17 – уполномоченные органы вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях, если лицензия не была использована в течение 12 месяцев со дня получения, или если она была получена на основании ложной информации, или если кредитная организация более не соблюдает условия, на которых ей была выдана лицензия на осуществление банковских операций и т.д.
Статья 18 – в принципе кредитные учреждения могут использовать одно и то же наименование (например, «банк» или «сберегательный банк») на всей территории ЕС.
Статья 19.1 – уполномоченный орган должен быть проинформирован лицами, приобретающими доли в уставном капитале (акции) банка, о размере долей в уставном капитале (количестве акций), которые окажутся в их владении (более 20%, 33% или более 50%). В случае если уполномоченный орган не дает разрешения на такое приобретение, он обязан поставить об этом в известность потенциального приобретателя в течение трех месяцев.
Статья 20 –
Статья 21 –
Статья 22 – каждая кредитная организация должна обладать соответствующей системой органов управления и бухгалтерского учета и системой внутреннего контроля.
2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций
Документальный надзор и инспекции на местах – это сбор информации о пруденциальной повседневной деятельности. Он называется текущим надзором. Его сущность заключается в оперативной комплексной оценке общего состояния банка для осмысления степени его риска.
Инспектирование и документарный (или дистанционный) надзор взаимно дополняют друг друга и не могут существовать в отрыве друг от друга. Это признается в Основополагающих принципах Базельского комитета, где сказано, что документарный надзор и инспекционные проверки представляют собой непременные условия эффективного надзора.
Документарный надзор выполняет три основные задачи:
– мониторинг уровня рисков, принятых в конкретном банке, и его сравнение с группой однородных банков;
– мониторинг соблюдения банком пруденциальных норм деятельности;
– cбор данных для определения приоритетов распределения надзорных ресурсов и планирования инспекционных проверок [5, с. 57].
Процесс документарного надзора начинается со сбора информации, главным образом, о соблюдении банком количественных требований, которая может дать надзорному органу сведения о состоянии данного банка в прошлом и в настоящее время. Надзорный орган хранит полученную информацию в базе данных с тем, чтобы иметь возможность обрабатывать ее в автоматическом режиме. Главная цель заключается в оценке необходимости применения мер воздействия.
Работа надзорного органа по сбору и использованию информации делится на четыре основных этапа:
1. Сбор данных/информации и их сохранение в базе данных.
2. Расчет коэффициентов и лимитов для проверки соблюдения банками установленных надзорными органами требований и оценка изменений нормативных требований.
3. Сравнение банка с группой однородных банков для оценки произошедших изменений и перераспределения надзорных ресурсов для более эффективной работы с банками, являющимися наименее устойчивыми в группе.
4. Продвинутый структурный анализ с использованием количественных методов, таких, как анализ сценариев, стресс-тестирование и так называемые системы раннего предупреждения, с целью прогнозирования прибыльности банка и соблюдения им установленных требований в дальнейшем. Анализ будущих периодов позволяет надзорному органу принимать своевременные решения, несмотря на то, что он основывается на данных за прошлые периоды.
Надзорные органы должны обладать соответствующими средствами сбора необходимой и достаточной информации о банках как на индивидуальной, так и на консолидированной основе. Как правило, в отчетности банков, представляемой в надзорный орган, отражается следующая информация:
– достаточность капитала;
– ликвидность;
– качество активов;
– обязательства;
– доходы (прибыльность, показатели доходности и смета доходов и расходов);
– концентрация риска (рыночные риски, позиции по рискам);
– сведения о руководстве банка (соответствие и квалификация, состав совета директоров, культура ведения бизнеса);
– система внутреннего контроля (процесс принятия решений, система управления рисками, лимиты и нормативы, информационные технологии, отчетность, кадровая политика, распределение полномочий).
Помимо информации, представляемой непосредственно в надзорный орган, полезная информация может быть дополнительно получена из переписки с банком, официальных и неофициальных сообщений, поданных заявлений на утверждение сделок приобретения или отчуждения, назначений директоров (управляющих), изменений в составе акционеров и т.д. Еще одним ценным источником информации могут быть регулярные встречи с руководством банка. Другим важным источником информации является публикуемая отчетность. Ее преимущество заключается в том, что она проходит аудиторскую проверку. Надзорный орган должен получать заключение аудиторов о достоверности представляемой отчетности.
В некоторых странах ЕС аудитор выполняет многие задачи в процессе документарного надзора.
Способы передачи отчетности в надзорные органы зависят как от уровня технологий, используемых банками, так и от технических возможностей надзорного органа. Автоматизированная обработка данных возможна только в том случае, если и банки, и надзорный орган имеют возможность работать с данными в электронном виде. Хотя данные могут быть представлены и на бумажных носителях, представление их в электронном виде имеет значительные преимущества. Однако до полного перехода на сертификаты электронной подписи следует учитывать, что законом может быть предусмотрено представление информации качественного характера исключительно на бумажных носителях.
В процессе осуществления документарного надзора надзорным органом анализируется главным образом выполнение банками количественных требований, в то время как инспекционные проверки дают возможность проанализировать качественные факторы, оказывающие влияние на деятельность банка, и в этом смысле документарный надзор и инспектирование взаимно дополняют друг друга. Без оценки качественных составляющих, таких, как качество руководства и процедуры и системы управления рисками, надзорному органу было бы сложно перейти к содержательному надзору, сочетающему надзор за выполнением банками установленных требований с риск-ориентированным подходом.
Инспекционные проверки выполняют две основные задачи:
– позволяют надзорному органу лучше понять деятельность банка, а также оценить его профиль рисков и степень квалификации его руководства и персонала;
– дают уверенность в том, что банк соблюдает нормативные требования и что он управляется и организован надлежащим образом, в том числе имеет надежную систему управления рисками.
Инспекционные проверки могут проводиться в различной форме и с разными целями. Их можно сгруппировать в три основные категории, а именно: