Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования бан¬ковской деятельности, направленных на поддер¬жание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковски¬ми рисками, их ограничению; по поддержанию бан¬ками достаточных для покрытия рисков возникно¬вения убытков капитала, общих и специальных ре¬зервов.
Введение……………………………………………………………….
1. Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире…………………………………………….
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы……
1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью…………………………………………..
1.3. Международные принципы банковского надзора………………….
2. Регулирование основных форм банковского надзора…………………….
2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………
2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………………..
3. Организация банковского надзора в РБ……………………………………
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….
– БС, СС или СЦБ (банковский сектор, сектор страхования или сектор ценных бумаг) означает, что за осуществление надзора в данном конкретном финансовом секторе отвечает специальный орган. В случаях, когда эти сокращения приведены вместе, они обозначают наличие единого органа, отвечающего за указанные сектора;
– П (Правительство) означает, что за осуществление надзора в данном финансовом секторе отвечает правительственное ведомство.
Таблица 1.1 – Национальные организационные структуры, обеспечивающие банковский надзор в странах ЕС
| Банки | Сектор страхования | Сектор ценных бумаг | Участие ЦБ |
Австрия | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Бельгия | УФУ | УФУ | УФУ | Нет |
Болгария | НБ | СС, СЦБ | СЦБ, СС | Да |
Великобритания | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Венгрия | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Германия | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Греция | НЦБ | СС | СЦБ | Да |
Дания | УФУ | УФУ | УФУ | Нет |
Ирландия | НЦБ | П | НЦБ | Да |
Испания | НЦБ | СС | СЦБ | Да |
Италия | НЦБ | СС | СЦБ/НЦБ | Да |
Кипр | НЦБ | П | СЦБ | Да |
Латвия | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Литва | НЦБ | СС | СЦБ | Да |
Люксембург | БС, СЦБ | СС | БС, СЦБ | Нет |
Мальта | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Нидерланды | НЦБ | НЦБ | СЦБ | Да |
Польша | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Португалия | НЦБ | СС | СЦБ | Да |
Румыния | БС/НЦБ | СС | СЦБ | Да |
Словакия | НЦБ | НЦБ | НЦБ | Да |
Словения | НЦБ | П | СЦБ | Да |
Финляндия | БС, СЦБ | СС | БС, СЦБ | Нет |
Франция | БС/НЦБ | СС | СЦБ | Да |
Чехия | НЦБ | НЦБ | НЦБ | Да |
Швеция | УФУ | УФУ | УФУ | Да |
Эстония | УФУ | УФУ | УФУ | Нет |
Из таблицы 1.1 видно, что центральные банки в целом широко вовлечены в надзорную деятельность. С момента публикации обзора 2003 г. число стран, центральные банки которых обладают надзорными полномочиями, возросло. Более того, две страны (Чехия, Словакия) трансформировали свои центральные банки в мегарегуляторы. Основными причинами для передачи центральным банкам дополнительных надзорных полномочий являются их автономность, а также доверие к ним со стороны общественности и профессионализм персонала.
Практически во всех странах-членах ЕС, в которых центральные банки не обладают правом принятия окончательных решений по вопросам банковского надзора, существуют механизмы, гарантирующие их участие в финансовом надзоре независимо от наличия у них прямых надзорных полномочий.
Необходимо отметить, что модели, в которых надзор за деятельностью финансового сектора страны осуществляется только мегарегулятором, встречаются достаточно редко. Как правило, используется смешанный подход, в рамках которого наряду с мегарегуляторами – органами, которые в данном случае осуществляют надзор и регулирование деятельности двух сегментов финансового рынка, функционируют и специализированные (отраслевые) органы финансового надзора и регулирования.
Важной причиной изменения структуры национальных надзорных органов в настоящее время является все возрастающая потребность в координировании усилий надзорных органов, работающих в различных финансовых секторах страны, возникающая в силу усложнения банковского бизнеса и роста тенденций к созданию финансовых конгломератов, деятельность которых охватывает наряду с рынком банковских услуг также рынки страхования и ценных бумаг. Эти структурные изменения привели к усилению взаимосвязи между когда-то разрозненными видами деятельности в сфере финансовых услуг и, следовательно, появлением опасности, что проблемы в одном секторе могут ослабить другой сектор или даже весь спектр финансовых секторов государства. Необходимость усиления взаимосвязи между надзорными органами ощущается и на международном уровне, так как банки в последнее время активно расширяют свою трансграничную деятельность.
При любой форме организации надзора практика его осуществления диктует потребность и необходимость тесного сотрудничества с центральными банками, поскольку независимо от наличия либо отсутствия в стране мегарегулятора ответственность за стабильность банковской системы несет центральный банк. Приведенный анализ мировой практики организации надзора показывает, что все организационно-правовые формы надзора существуют при участии центрального банка в той или иной мере. В то же время единая доказательная основа того, какая из форм организации банковского надзора является более предпочтительной, отсутствует.
1.3. Международные принципы банковского надзора
Стандарты, определяющие безопасную и надежную деятельность банков, разрабатываются на международном уровне и трансформируются в национальное законодательство большинства стран. Эти стандарты в основном имеют форму принципов и рекомендаций и, как таковые, с юридической точки зрения не являются обязательными для исполнения. Наиболее ярким примером здесь может служить деятельность Базельского комитета по банковскому надзору.
Базельский комитет по банковскому надзору – это комитет государственных органов банковского надзора, учрежденный членами Правления центральных банков стран Базельского комитета («Группа десяти») в 1974 году. В Комитет входят представители руководства государственных надзорных органов и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Италии, Японии, Люксембурга, Нидерландов, Испании, Швеции, Швейцарии, Германии, Великобритании и США. Основными задачами Комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования. С этой целью, Комитет разрабатывает директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках Комитета. Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами [7].
Сейчас в комитет входят представители центральных банков и национальных органов банковского надзора 13 стран. Но в рабочих группах при комитете принимают участие представители многих других стран, в том числе стран с развивающейся экономикой.
За почти 38 года своей деятельности Базельский комитет по банковскому надзору издал десятки документов по различным направлениям деятельности, в том числе по общим вопросам организации надзора, по достаточности капитала, по работе с проблемными и слабыми банками, по различного рода рискам, по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по корпоративному управлению, бухгалтерскому учету и аудиту, транспарентности банковской деятельности и т. д.
Главный документ Базельского комитета по банковскому надзору – «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» – издан в 1997 г. Основополагающие принципы являются кратким изложением здравой практики в области банковского регулирования и надзора, управления банковскими рисками. Документ включает 25 базовых положений и комментарии к ним [8].
При разработке Основополагающих принципов Базельский комитет по банковскому надзору исходил из того, что они должны быть применимы в различных экономических и финансовых системах, находящихся на разных уровнях развития, а выработка детальных методических правил и пруденциальных требований относится к компетенции национальных органов банковского надзора.
Эти принципы дополняют так называемый Базельский конкордат (соглашение), регулирующий международное сотрудничество в области банковского надзора. Несмотря на то, что Основополагающие принципы разрабатывались для банков, ведущих активную деятельность на международном уровне, они заложили основу для оценки эффективности банковского надзора, осуществляемой международными финансовыми институтами.
Основополагающие принципы – это основа представления центральным банкам о том, как надо строить и совершенствовать банковский надзор, как должны выглядеть правила работы банковского сектора.
В 1999 г. были опубликованы некоторые дополнения к Основополагающим принципам – Методология основополагающих принципов Базельского комитета по банковскому надзору. Этот документ призван помочь самооценке и оценке соответствия систем банковского регулирования и надзора Основополагающим принципам. Методология раскрывает критерии соответствия каждому из 25 принципов, на основе которых производится оценка, позволяет выявить уязвимые места в существующей системе банковского регулирования и принять необходимые меры по их устранению.
В 2006 г. Базельский комитет опубликовал для обсуждения проекты новых редакций этих двух основополагающих документов, которые раскрывают и развивают положения, изложенные в редакциях 1997 и 1999 гг. [8].
Основополагающие принципы охватывают следующие выделяемые принципами группы:
1. Цели, независимость, полномочия, транспатность и сотрудничество (органов банковского надзора) – принцип 1.
2. Лицензирование и структура (банков) – принципы со 2-го по 5-й.
3. Пруденциальное регулирование и требования–принципы с 6-го по 18-й.
4. Методы текущего банковского надзора – принципы с 19-го по 21-й.
5. Бухгалтерский учет и раскрытие информации – принцип 22.
6. Полномочия органов надзора по корректировке (деятельности банков и банковских групп) и исправлению (ситуации) – принцип 23.
7. Консолидированный и трансграничный банковский надзор – принципы 24–25 [9].
Принципы рассматриваются как минимальные требования, которые должны войти составной частью в национальное законодательство. Они могут в значительной мере поддержать усилия органов государственной власти и международных институтов по укреплению стабильности и надежности мировой банковской системы. Базельский комитет уверен, что внедрение Основополагающих принципов может содействовать упрочению финансовой стабильности на национальном и международном уровне.
Таким образом, эффективное применение подходов, рекомендованных Базельским комитетом по банковскому надзору, – это существенный фактор повышения качества банковского регулирования и надзора и, соответственно, всей банковской деятельности.
ГЛАВА 2
Регулирование основных форм банковского надзора
2.1. Лицензирование банковской деятельности
Использование наименования «банк» («кредитная организация») в финансовой сфере ограничивается требованием о получении лицензии на осуществление банковских операций, выдаваемой органом банковского надзора, который после выдачи лицензии осуществляет проверку соответствия этого банка нормам и правилам банковской деятельности уже на постоянной основе. После получения лицензии банк, действующий в стране-члене ЕС, получает право на привлечение вкладов от населения [6, с. 47].
Лицензирование – важный процесс, который должен находиться под постоянным контролем органа надзора, поскольку действия, направленные на отзыв лицензии на осуществление банковских операций, очень сложны и, как правило, влекут за собой риски как для репутации самого органа банковского надзора, так и для финансовой системы в целом.
В некоторых странах лицензирование банковской деятельности отделено от текущего надзора. Очевидно, что на ком бы ни лежала ответственность за выполнение этих функций, лицензирование обеспечивает такие же высокие стандарты банковских операций, как и текущий надзор.
Орган, выдающий лицензии, должен иметь право устанавливать определенные критерии и не принимать заявки на лицензирование учреждений, не соответствующих набору этих стандартных требований. Процесс лицензирования должен включать, как минимум, оценку структуры отношений собственности в банке, данных о профессиональном соответствии директоров и старших менеджеров, оперативного финансового плана, структуры внутреннего контроля, финансового состояния банка, включая собственные средства банка. В случае, если предполагаемым владельцем или материнской компанией является иностранный банк, необходимо предварительное согласие надзорного органа страны его местонахождения.