Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:53, курсовая работа
Банковский надзор – система мероприятий и инструментов регулирования бан¬ковской деятельности, направленных на поддер¬жание безопасного, стабильного и ликвидного функционирования банковской системы путем установления требований по контролю за банковски¬ми рисками, их ограничению; по поддержанию бан¬ками достаточных для покрытия рисков возникно¬вения убытков капитала, общих и специальных ре¬зервов.
Введение……………………………………………………………….
1. Теоретико-методологические основы организации надзора в банковской сфере в современном мире…………………………………………….
1.1. Сущность банковского надзора и его роль в обеспечении стабильной деятельности развивающейся банковской системы……
1.2. Надзор как институциональная форма контроля за рисками и банковской деятельностью…………………………………………..
1.3. Международные принципы банковского надзора………………….
2. Регулирование основных форм банковского надзора…………………….
2.1. Лицензирование банковской деятельности…………………………
2.2. Основы инспектирования и документарного надзора кредитных организаций…………………………………………………………..
3. Организация банковского надзора в РБ……………………………………
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ…………………….
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора……….
1. Плановые инспекционные проверки, включенные в план работы надзорного органа и проводимые либо по всем основным направлениям деятельности банка, либо по определенным направлениям его деятельности, например: рыночный риск и модели рыночного риска.
2. Специальные, тематические инспекционные проверки, проводимые параллельно в целом ряде кредитных организаций, например, по направлениям деятельности, общим для группы однородных банков, или по определенным направлениям работы, таким, как методики оценки банками нового продукта, назначение нового руководства, разработка и испытание новых систем управления рисками или информационных технологических систем.
3. Внеплановые инспекционные проверки, не включенные в план надзорных мероприятий, но необходимые для оценки кризисных ситуаций в банковском секторе или в отдельном банке, или внешних угроз, требующих специального изучения.
Вся получаемая банковским надзором информация является конфиденциальной. Однако современные стандарты ведения банковского дела предписывают банкам требования транспарентности их деятельности. Это позволяет достаточно своевременно информировать общественность о степени надежности и устойчивости банка, нивелировать асимметричность информации.
Общее, постоянно обновляемое представление о финансовой ситуации в банке позволяет быстро обнаружить признаки возникающих проблем и служит ориентиром для определения корректирующих мер, которые следует предпринять для борьбы с аномалиями и разрастанием в банковской системе кризисов [10, с. 93].
ГЛАВА 3
Организация банковского надзора в РБ
3.1. Текущее состояние банковского надзора в РБ
В 90-х годах XX века в Беларуси сложилась система банковского надзора. Она включает стадии лицензирования банков, осуществления документального надзора на основании отчетности, надзора на местах в виде инспекционных проверок, применения соответствующих мер воздействия к банкам, нарушающим банковское законодательство, и к банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизации и ликвидации банков в случае необходимости.
Органом банковского надзора является Национальный банк Республики Беларусь. Согласно ст. 136 Конституции Республики Беларусь Национальный банк наделен регулятивной функцией [12, с. 44].
Согласно ст. 34 Банковского кодекса РБ главными целями Национального банка в области регулирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и надзора за нею являются поддержание стабильности банковской системы Республики Беларусь и защита интересов вкладчиков и кредиторов [13, с. 27]. В связи с этим Национальный банк осуществляет государственную регистрацию банков, лицензирование банковской деятельности, регулирует ее безопасное и ликвидное осуществление, проводит надзор за ней, устанавливает правила, порядок осуществления банковских операций и требования к осуществлению банками внутреннего контроля.
Национальный банк осуществляет постоянный контроль за соблюдением банками банковского законодательства. При этом используются две формы получения информации о состоянии их дел: внешнее наблюдение (мониторинг) и проверки соблюдения банковского законодательства на местах.
Проверки деятельности банков проводятся представителями Национального банка или по его поручению – аудиторскими организациями (аудиторами), получившими лицензии Национального банка на проведение аудита (часть шестая ст. 34 БК) [13, с. 28].
Компактность территории страны позволила установить в республике централизованный порядок осуществления банковского надзора. Распоряжением Национального банка Республики Беларусь от 07.05.2001 г. № 248 надзор за деятельностью всех банков закреплен за центральным аппаратом Национального банка. Поэтому документальный надзор сосредоточен в центральном аппарате, где утверждается график проведения проверок банков. Сотрудники центрального аппарата вправе проводить проверки во всех банках независимо от местонахождения.
Национальный банк во исполнение своих надзорных функций регламентирует порядок осуществления банковских операций. Банковское законодательство Республики Беларусь наделило Национальный банк правом издавать соответствующие правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками на территории республики, а также обязательные для исполнения республиканскими и местными органами управления, всеми юридическими и физическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь [16, с. 16].
Порядок осуществления Национальным банком методов надзора базируется на положениях, изложенных в Инструкциях Национального банка:
– о порядке государственной регистрации и лицензирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций (утверждена постановлением Правления от 28.06.2001 г. № 175);
– о порядке формирования и использования банком и НКФО специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006 г. № 138);
– о порядке составления и представления банками и НКФО отчетности в Национальный банк (утверждена постановлением Правления от 31.10.2006 г. № 172);
– о нормативах безопасного функционирования для банков и НКФО (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006 г. № 137);
– об организации внутреннего контроля в банках и НКФО (утверждена постановлением Правления от 28.09.2006 г. № 139);
– о порядке проведения Национальным банком проверок банков и НКФО (утверждена постановлением Правления от 31.01.2007 г. № 35);
–об утверждении форм отчетности для головных организаций банковских групп, банковских холдингов и о порядке осуществления надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;
– рекомендациях о методике проведения Национальным банком проверок банков и НКФО и оценке уровня рисков (утверждены постановлением Совета директоров от 21.03.2007 г. № 87) [14].
Для дальнейшего повышения эффективности банковского надзора требуется совершенствование как собственно надзорных требований и процедур осуществления надзора, так и внешних законодательных и общеэкономических условий развития банковской деятельности и надзора за ней.
Для поддержания финансовой стабильности и противодействия финансовым кризисам в условиях экономической глобализации необходимы практические шаги по реальному повышению согласованности действий национальных органов банковского надзора. РБ заключила соглашения о взаимопонимании между национальными банками в области банковского надзора с такими странами как Украина, Кипр, Таджикистан, Грузия, Ливан, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Молдова, а 28 декабря 2009 г. – с Ираном и Черногорией.
3.2. Проблемы и перспективы развития банковского надзора
Повышение эффективности банковского надзора рассматривается в настоящее время в качестве одной из приоритетных задач Национального банка Республики Беларусь.
В условиях финансового кризиса важным является решение задач, связанных с построением такой системы финансового надзора и регулирования, которая в будущем способствовала бы снижению вероятности возникновения и уменьшению негативных проявлений финансовых кризисов.
С учетом этого Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.
Проводится постоянная работа по повышению прозрачности финансовой отчетности банков, качества корпоративного управления, снятию ограничений на доступ нерезидентов на внутренний финансовый рынок страны.
В рамках повышения прозрачности деятельности белорусских банков Национальный банк Беларуси усилил требования к банкам в части раскрытия информации о своей деятельности. Соответствующее постановление правления НБ РБ №54 было подписано 16 марта 2010 года [20]. Отныне банки будут на своих сайтах публиковать не только годовую отчетность, составленную в соответствии с требованиями белорусского законодательства, но и пояснительную записку к балансу, а также отчетность, составленную по международным нормам финансовой отчетности (МФСО) вместе с аудиторским заключением, подтверждающим эту отчетность.
Документом расширен перечень сведений, которые банки обязаны предоставить пользователю информации по его требованию, в том числе и через обязательную публикацию этих сведений на официальных сайтах в интернете (п. 16) [20]. Банкам придется выкладывать копию свидетельства о госрегистрации банка, публиковать сведения о выдаче, приостановлении и восстановлении действия или об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности, а также о плате за осуществление банковских операций и иных видов деятельности [19].
В сентябре 2008 г. постановлением Правления Национального банка, согласованным с Президентом Республики Беларусь, увеличен размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь с 25 до 50% [15].
Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.
Для банковского сектора Республики Беларусь характерны все основные виды рисков, присущие банковской деятельности. К числу важнейших видов рисков, управление которыми играет главную роль в условиях функционирования банковского сектора, относятся кредитный риск и риск ликвидности.
Для снижения кредитных рисков, а также укрепления платежной дисциплины физических и юридических лиц путем повышения их заинтересованности в надлежащем исполнении обязательств перед банками был принят 21 августа 2009 г. Закон Республики Беларусь «О кредитных историях» [21]. С этой даты сведения о всех кредитных договорах, о договорах по овердрафтному кредитованию, займа, залога, гарантии и поручительства физических лиц заносятся в их кредитные истории. В настоящее время Национальным банком Республики Беларусь осуществляются мероприятия по реализации положений закона, а также дорабатывается программно-технический комплекс системы “Кредитное бюро”, введенный в эксплуатацию в 2007 г.
Система “Кредитное бюро” создавалась как инструмент, с помощью которого банки смогут более эффективно управлять своими рисками, в первую очередь кредитным риском. Первое время оно собирало информацию по кредитным сделкам на сумму не менее 10 тыс. USD, однако данное ограничение летом 2008 года было снято. Сведения, получаемые из системы “Кредитное бюро”, рассматриваются Национальным банком в качестве одного из инструментов для адекватной оценки банком финансового состояния клиента, а также его мониторинга. С другой стороны, создание института бюро кредитных историй в Республике Беларусь обусловлено необходимостью дальнейшего развития инфраструктуры банковского сектора, обеспечивающей повышение эффективности его функционирования. Кроме того, использование Национальным банком сведений, хранящихся в системе “Кредитное бюро”, позволит повысить эффективность надзора за банковской деятельностью [17].
8 июля 2008 г. Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал закон «О гарантированном возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц». Законом определяется порядок возмещения денежных средств физических лиц, размещенных на депозитах в банках, в тех случаях, когда банк самостоятельно не в состоянии исполнить свои обязательства перед гражданами, то есть в случае отзыва у него лицензии (банкротства банка) [23].
В соответствии с Законом от имени Республики Беларусь Советом Министров РБ и Национальным банком создано государственное учреждение "Агентство по гарантированному возмещению банковских вкладов (депозитов) физических лиц".
Предметом деятельности Агентства являются аккумулирование обязательных взносов банков для формирования его резерва, управление резервом Агентства и выплата физическим лицам возмещения банковских вкладов (депозитов) [22]. На учет в Агентство обязаны стать все банки республики, привлекающие денежные средства физических лиц во вклады.
С 1 января 2009 г. гражданам гарантируется возврат 100 % их вкладов (независимо от валюты вклада) в любом банке на сумму, эквивалентную до 5 тыс. евро включительно.
Как отметил П.В. Каллаур на XV Международном банковском конгрессе «Базельские рекомендации: подходы и реализация»: «в рамках этих двух законов (бюро кредитных историй и гарантировании вкладов) Национальный банк будет вместе с банковским сообществом совершенствовать регулирование взаимоотношений, и это в своей основе позволит довольно существенно продвинуться в части внедрения эффективных принципов банковского надзора» [24].
Основным принципом развития банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей функционирования экономики и банковской системы республики. В целях эффективного внедрения международных стандартов банковского надзора используются различные формы сотрудничества с международными финансовыми организациями, прежде всего с МВФ, Всемирным банком, Базельским комитетом по банковскому надзору, а также с надзорными органами стран, имеющих развитые системы банковского надзора [18].
В рамках этих процессов в сентябре 2008 г. была проведена внешняя экспертная оценка соответствия законодательства в области банковского надзора и практики его применения новой редакции Основных принципов эффективного банковского надзора, которая была проведена экспертами Всемирного банка и Международного валютного фонда в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP).
По результатам оценки экспертами МВФ и ВБ отмечен существенный прогресс, достигнутый национальным банковским надзором с момента проведения предыдущей оценки осенью 2004 г. Однако по ряду принципов прогресс хоть и достигнут, но в недостаточной степени, чтобы повысить их оценку по сравнению с 2004 г.