Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа
Целью данной работы является исследование бедности в России, изучение особенностей и способов ее преодоления. Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
изучение понятия «бедность»
анализ доходов и расходов населения
дифференциация населения по доходам
Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Экономические аспекты бедности в России………………………….6
1.1 Подходы к определению бедности………………………………………….6
1.2 Виды и типы бедности………………………………………………………14
1.3 Методы и показатели измерения уровня бедности………………………..18
Глава 2. Динамика изменения уровня бедности и методы борьбы с бедностью в России…………………………………………………………………………..21
2.1 Оценка доходов населения и прожиточного минимума…………………..21
2.2 Оценка расходов населения………………………………………………...36
2.3 Баланс доходов и расходов населения……………………………………..39
2.4 Методы борьбы с бедностью в России……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….50
Библиография…………………
Источник: Росстат. www.gks.ru
Превышение суммы доходов населения над расходами означает прирост активов в форме денежной наличности; превышение расходов над доходами – финансирование расходов за счет накопленных активов.
Балансирующая статья ''Превышение доходов над расходами'' или ''Превышение расходов над доходами'' в целом по России характеризует соответственно увеличение или уменьшение остатка наличных денег на руках у населения.
Современный баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного хозяйства. В этой связи используемая методология расчёта не соответствует требованиям, предъявляемым при изучении доходов в СМС. В частности, в балансе смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам.
Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на услуги жилищно-коммунального обслуживания и цены на билеты в городском муниципальном транспорте.
На основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
Денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения и пр.
Денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
Располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
Реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен.
Кроме перечисленных показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности:
Среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату;
Средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР ''О государственных пенсиях в РСФСР'' (1993г.);
Реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);
Реальный размер назначенных месячных пенсий, получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.
Таблица 13
Баланс денежных доходов и расходов населения Российской Федерации, млн. руб.
Доходы | 2008 | 2009 |
I. Доходы от предпринимательской деятельности | 2 583 572 | 2 734 696 |
II. Оплата труда наемных работников | 10 880 360 | 11 316 762 |
Продолжение таблицы 13
III.Доходы наемных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда | 385 708 | 400 900 |
IV.Социальные трансферты | 3 334 000 | 4 247 692 |
V. Доходы от собственности | 1 565 666 | 1 847 412 |
VI. Доходы от продажи иностранной валюты | 714 405 | 1 056 480 |
VII.Прочие доходы (от сдачи черных и цветных металлов) | 0 | 29 818 |
VIII.Деньги, полученные по переводам | 0 | 0 |
IX.Другие доходы | 5 767 907 | 6 816 906 |
ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ | 25 231 618 | 28 420 848 |
ПРЕВЫШЕНИЕ РАСХОДОВ НАД ДОХОДАМИ | 0 | 0 |
БАЛАНС | 25 231 618 | 28 420 848 |
Расходы и сбережения
|
|
|
I.Покупка товаров и оплата услуг | 18 696 469 | 19 745 833 |
II.Обязательные платежи и разнообр. Взносы | 2 838 344 | 2 849 105 |
III.Сбережения во вкладах и ценных бумагах | 55 | 1 269 439 |
IV.Расходы на покупку недвижимости | 1 194 732 | 838 826 |
V.Пpиобpетение иностранной валюты | 2 004 136 | 1 561 562 |
VI.Изменение средств на счетах инд.предпринимателей | 1 247 553 | 1 400 389 |
VII.Изменение задолженности по кредитам | -1 098 149 | 492 436 |
VIII.Деньги,отосланные по переводам | 256 489 | 153 338 |
IX. ВСЕГО ДЕНЕЖНЫХ РАСХОДОВ И СБЕРЕЖЕНИЙ | 25 139 631 | 28 310 928 |
X. ПРЕВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ НАД РАСХОДАМИ | 91 987 | 109 920 |
XI. БАЛАНС | 25 231 618 | 28 420 848 |
Источник: Росстат. www.gks.ru
2.4 Методы борьбы с бедностью в России
Проблема борьбы с бедностью многогранна и многочастна. Ее решение лежит в плоскости экономики, политики, права, культуры, образования, медицины.
Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения.
Важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:
первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе;
второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным ресурсам.
Надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.
В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.
Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов.
Главная задача государственной социальной помощи - стать более эффективным средством социальной защиты малоимущих, не поощряя при этом социальное иждивенчество.
Реализация программ преодоления бедности сопряжена со значительными административными, организационными и иными издержками. Возникают проблемы справедливого распределения полученной помощи внутри домохозяйства вследствие внутрисемейного неравенства, иррационального поведения, социальных патологий и т.д., что практически не подконтрольно властям. Наконец, сама стратегия преодоления бедности должна стимулировать людей к самостоятельному зарабатыванию на жизнь.
Все постсоветское время российских граждан приучали к мысли, что если в стране будет много богатых людей, то количество бедных сократиться. В России появились олигархи, выросло число просто зажиточных граждан, но количество бедных не уменьшилось. Сегодня каждый третий россиянин находится, что называется, за чертой бедности, то есть имеет доходы ниже прожиточного минимума.
Эти цифры обнародовали специалисты Международной организации труда (МОТ). И статистический портрет российской нищеты никаких иных ощущений, кроме «мороз по коже», вызвать не может. По мнению координатора проекта «Стратегия сокращения бедности» Лилии Овчаровой, сегодня 8-12% бедных, голодая, не получают необходимых калорий (не говоря уже о сбалансированном питании). Более половины беременных женщин из наименее обеспеченных семей рожают больных детей. Самая уязвимая в этом плане социальная группа – дети. Специалисты МОТ отмечают ярко выраженную феминизацию нашей нищеты – более других страдают матери-одиночки, 70% одиноких пенсионеров престарелого возраста – это тоже женщины, так как средний возраст мужчин гораздо ниже. Традиционно бедствуют семьи с высокой иждивенческой нагрузкой. Специалисты МОТ даже употребили такой термин, как «новые бедные». Это люди, которые имеют работу, но их зарплата остается ниже прожиточного минимума. Самое страшное заключается в том, что попасть в нищету легко, а выбраться крайне сложно – бедный человек в России фактически лишается доступа к жизненным ресурсам. Исследователи проблемы пришли к выводу, что только 40% россиян стали бедными из-за сокращения доходов, а 60% остаются за порогом бедности из-за неравенства в распределении ресурсов.
Стратегия борьбы с бедностью в России, как считает Лилия Овчарова, должна начинаться с наложения моратория на расширение зоны бедности. Решить эту задачу, по ее мнению, можно даже в рамках существующего бюджета. Но для этого нужно полностью пересмотреть и перестроить систему господдержки социально незащищенных слоев населения. Сегодня государственные средства, направляемые на борьбу с бедностью, часто используются теми, кого никак не причислишь к нуждающимся. Специалисты МОТ рекомендуют правительству создать такой механизм, который не допускал бы дискриминации бедных при их доступе к бесплатным или дотируемым социальным услугам. Здесь нужны четкая адресность и жесткий контроль. Зарубежная практика уже доказала, что не стоит полагаться на всевозможные благотворительные фонды и организации – экономически активная часть населения непременно, что называется, стянет одеяло с менее активной на себя.
Российские власти получили немало рекомендаций. В том числе и проводить все масштабные проекты реформ, задевающие широкие слои населения, через экспертизу социальных последствий. А такие реформы планируются в ближайшем будущем – в сфере медицины, образования, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, реформирование системы МПС. При иных подходах российская армия безработных, составляющая по данным МОТ, около 10% экономически активного населения, может получить массовое пополнение.