Бедность в России и пути ее преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование бедности в России, изучение особенностей и способов ее преодоления. Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
 изучение понятия «бедность»
 анализ доходов и расходов населения
 дифференциация населения по доходам

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Экономические аспекты бедности в России………………………….6
1.1 Подходы к определению бедности………………………………………….6
1.2 Виды и типы бедности………………………………………………………14
1.3 Методы и показатели измерения уровня бедности………………………..18
Глава 2. Динамика изменения уровня бедности и методы борьбы с бедностью в России…………………………………………………………………………..21
2.1 Оценка доходов населения и прожиточного минимума…………………..21
2.2 Оценка расходов населения………………………………………………...36
2.3 Баланс доходов и расходов населения……………………………………..39
2.4 Методы борьбы с бедностью в России……………………………………..44
Заключение……………………………………………………………………….50
Библиография…………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 673.00 Кб (Скачать документ)

В России была разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года».

 Основными целями Программы являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации, уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году - в 2 раза.
    Для достижения этих целей предусматривается решение следующих задач:

                  формирование условий для ускоренного развития регионов, социально-экономические показатели которых ниже среднероссийских;

                  создание благоприятной среды для развития предпринимательской деятельности и улучшения инвестиционного климата;

                  повышение эффективности государственной поддержки субъектов Российской Федерации.
          Указанные задачи будут реализованы в долгосрочной перспективе в 2002-2015 годах. Финансирование мероприятий, направленных на решение этих задач, предполагается осуществлять за счет средств Фонда регионального развития, бюджетов субъектов Российской Федерации, кредитных ресурсов, других источников, включая иностранные инвестиции.
                     На первом этапе реализации Программы (2002-2010 годы) предполагается сократить в 2 раза различия в доходах на душу населения, уменьшить на 25 процентов число отстающих субъектов Российской Федерации и на 15 процентов долю населения, живущего за чертой бедности.
                  На втором этапе (2011-2015 годы) намечается сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов - в 2 раза, а также уменьшить на 25 процентов долю населения, живущего за чертой бедности, в субъектах Российской Федерации, являющихся получателями средств по Программе.

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.
    Управление реализацией Программы предусматривает в том числе:

                  разработку обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию первоочередных мероприятий Программы, предложений, связанных с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объема ресурсов, предусмотренных Программой;

                  разработку проектов нормативных правовых актов для обеспечения реализации мероприятий Программы (проекты ведомственных нормативных актов и другие), а также контроль за их применением;

                  контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию Программы, комплексный анализ финансового состояния организаций - исполнителей мероприятий Программы;

                  подготовку отчетов о ходе реализации Программы.
                  Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями программных мероприятий.
                  Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, состав исполнителей, степень выполнения мероприятий Программы.

Реализация Программы позволит преодолеть кризисное состояние субъектов Российской Федерации, уровень развития которых ниже среднероссийского, и обеспечить:

                  создание условий для ускорения их социально-экономического развития;

                   уменьшение доли населения, живущего за чертой бедности, в отстающих регионах Российской Федерации;

                  сокращение различий в доходах на душу населения, размере валового регионального продукта на душу населения, количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры между регионами, уровень социально-экономического развития которых ниже среднероссийского, и другими регионами Российской Федерации.

Надо отметить, что решение проблем бедности в мире идет по линии предоставления первичного образования и медицинского обслуживания, преодоления дискриминации в отношении девочек и женщин. Актуализировать свою рыночную стоимость люди могут лишь на пути «модернизации» собственной личности. Государство должно им в этом помочь. Эксперты пока и мечтать не могут о всеобщем среднем образовании для большинства бедных, не говоря уже о высшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема бедности была и есть одной из актуальных и острейших проблем для России. Именно бедность ограничивает граждан нашей страны. Бедные люди не могут позволить себе качественное образование, без образования они не могут найти высокооплачиваемую работу, из-за нехватки средств они не могут нормально воспитать детей и поставить их на ноги. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Из данной работы видно, что имеется много подходов как к определению, так и к измерению бедности. В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав так называемой минимальной потребительской корзины).

Главной особенностью бедности в России является то, что большинство лиц из данной категории – это семьи трудоспособных и, как правило, работающих людей (при этом нередко тех, кто имеет всего лишь начисленную, а не выплаченную вовремя заработную плату).

Можно сказать, что бедность нельзя искоренить полностью. Однако это не означает, что с бедностью не надо бороться. Соответствующие усилия предпринимались и предпринимаются. В данном случае огромные усилия возложены на само государство и благодаря правильно, разумно проведенной социальной политики снизить степень ее остроты вполне реально.

Борьба с бедностью является важенейшей задачей общества поскольку оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Падение доходов населения сужает внутренний рынок, совокупный спрос и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Необходима координация совместных усилий как государства в целом, так и каждого гражданина (активизация внутреннего потенциала).

У нас огромнейшая,  могущая страна и хотелось бы, чтобы бедных людей в ней стало как можно меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

1.      В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачева «Экономическая теория» учебник-М., Юрайт – Издат, 2005.- с. 557.

2.      Аткинсон А. Бедность//Экономическая теория/Под ред. Дж.Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М.:ИНФРА-М, 2004.

3.      Шанин В., Подходы к решению проблемы бедности, // Человек и труд, - №5, - 2007г., с.12-17.

4.      Литвинов В.А., Бедность населения: показатели и измерители // Преподавание истории и обществознания в школе, - №5, - 2006г., с.3-10.

5.      Сен А. Развитие как свобода. М.: Новое издательство, 2004

6.      И. Сас «Россия нищенская» [Электронный ресурс]// www.ng.ru

7.      Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]//Уровень жизни населения//www.gks.ru

8.      В.Г. Зинин «Государственная политика сокращения бедности», 2003 [Электронный ресурс]// www.councill.gov.ru

9.      «Экономика» [Электронный ресурс]//Статья «Дифференциация доходов»//www. economics.wideworld.ru

10. Постановление правительства РФ [Электронный ресурс]// www.referent.ru



[1] Гендерное неравенство - характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе.


Информация о работе Бедность в России и пути ее преодоления