Безработица и её типы, особенности современной безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.

Работа состоит из  1 файл

Безработица и ее типы, особенности современной безработицы (курсовая).doc

— 275.00 Кб (Скачать документ)

     К внеэкономическим или социальным последствиям безработицы относятся: потеря квалификации и самоуважения, полная и частичная потеря дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, повышение смертности и числа психических заболеваний. Высокий уровень безработицы может привести к общественным и политическим беспорядкам. [3, с.92]

     Социальные  и психологические издержки безработицы могут быть гораздо более трагичными, чем финансовые потери. Рушатся все надежды и планы у рабочих, для которых работа – единственный источник существования. Распадаются семьи, молодежь теряет перспективу на получение желаемого уровня образования, растет детская и подростковая преступность. [5, с.254]

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.

     Например, когда для человека безработица  может стать «трамплином» для получения новой профессии (специальности). В этом случае безработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальные затраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы (в будущем они «окупятся»). Безработица может побудить человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей профессии. Зачастую именно она заставляет человека получить высшее образование.

     Последствия безработицы могут иметь положительные  результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в «минусе», наоборот, чаще всего оно только выигрывает. В результате сокращения штатов предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. Избавившись от нерадивого работника, оно сэкономит на зарплате, на налогах и т.д. Уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного или интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива и т.п.

     Позитивным  результатом существования безработицы  на уровне страны является, прежде всего, сумма указанных выше аспектов. Особое место занимает и конкуренция на рынке труда, которая может при определенных условиях выступить «двигателем» развития человеческого потенциала, роста производительности труда и т.д. [7, с.111-112]

     2.2 Методы борьбы  с безработицей

     Начало  активного воздействия государства на рынок труда датируется концом 20-х годов, когда под влиянием мирового экономического кризиса правительствам западных стран, и в первую очередь США, пришлось активизировать свои усилия на рынке труда. Основным инструментом воздействия стали общественные работы, организованные на средства федерального бюджета.

     Однако  даже в эти годы деятельность государства  не ограничивалась экстренными мерами по трудоустройству. Именно в 30-е годы были заложены основы механизма рынка труда, который существовал до начала 80-х. Одна из его главных особенностей – активное участие государства в трудовых отношениях. Государство через трудовое законодательство, суд и арбитраж достаточно жестко регламентировало права и обязанности работодателей и работников в сфере найма и увольнений, проводило политику доходов, занималось разрешением трудовых споров. Тем самым была закреплена роль профсоюзов как главного контрагента на переговорах с предпринимателями.

     В этих условиях жесткая регламентация  деятельности основных участников рынка труда давала положительный экономический эффект. Усилившаяся социальная защищенность работника, стабильный рост доходов способствовали повышению платежеспособного спроса, смягчали остроту социальных конфликтов, обеспечивали условия для повышения производительности труда.

     Однако  с 60-х годов происходят существенные изменения в формах хозяйствования: внедрение компьютерной техники, диверсификация производства и максимальное его приближение к нуждам потребителей, структурная реорганизация экономики. Экономике был нужен высококвалифицированный, мобильный работник, способный быстро адаптироваться к возросшим требованиям. Однако здесь возникли противоречия с устоявшимися структурами рынка труда.

     Прежде  всего, следует сказать о заработной плате, роль которой в качестве стимулятора высококачественного труда, а также инструмента горизонтального и вертикального перелива рабочей силы существенно снизилась. В 70-е годы существенно сократился разрыв в заработной плате работников различной квалификации, не в последнюю очередь в результате жесткой позиции профсоюзов.

     Уже в 80-е годы в механизм рынка труда  были внесены серьезные коррективы в русле новой экономической стратегии. Она включала в себя такие компоненты, как индивидуализация трудовых отношений, повышение амплитуды колебания цены рабочей силы в зависимости от спроса и предложения, распространение различных нетрадиционных форм занятости. Повышение гибкости рынка труда рассматривалось и как средство решения проблемы безработицы.

     Важнейшим элементом нового подхода стала  либерализация рынка труда, то есть устранение массированного давления на рынок труда со стороны профсоюзов, с одной стороны, и государства – с другой. Это нашло воплощение в принятии законодательства, направленного на снижение роли профсоюзов и коллективно-договорной системы взаимоотношений между работодателем и работником. В западноевропейских странах наиболее активно эту политику проводило правительство М.Тэтчер.

     Изменение критериев, лежащих в основе определения  уровня заработной платы, было бы невозможно без трансформации всей системы трудовых отношений, отказа профсоюзов от жесткой конфронтации с менеджментом, согласования позиций сторон в целях повышения эффективности производства. Профсоюзам пришлось смириться со значительным расширением прав работодателей в вопросах увольнения работников.

     90-е  годы внесли новые коррективы  в государственную политику на  рынке рабочей силы. Основными  ее чертами стали: отказ от  наращивания расходов на мероприятия  непосредственно на рынке рабочей силы; приоритет институциональных изменений в сфере занятости, включая ужесточение системы страхования по безработице и либерализацию трудового законодательства; усиление экономической мотивации предпринимателей по найму наиболее уязвимых категорий рабочей силы; различные программы разделения рабочей силы.

     Снижение  расходов на проведение политики непосредственно  на рынке труда стало результатом  осознания ее низкой эффективности. Основное внимание теперь уделяется мерам, направленным на активизацию, с одной стороны, работы самих служб занятости, а с другой, усилий безработных, которых по поиску нового рабочего места. Последнее включает значительную либерализацию понятия подходящей работы, увязку активности поисков работы с размером пособия, материальное поощрение безработных, которые трудоустраиваются в короткие сроки.

     Либерализация трудового законодательства привела  к упрощению процедур найма и увольнений, расширила применение временных контрактов. Одновременно государство пытается с помощью экономических льгот предпринимателям увеличить трудоустройство работников, которые находятся в невыгодном положении. С другой стороны, пытаясь повысить стимулы к новому трудоустройству безработных с низкими профессионально-квалификационными характеристиками, для которых заработная плата зачастую не намного превышает размер пособия, государство принимает меры по повышению их доходов либо через выплату специального дополнительно пособия, либо через снижение налогов. [6, с.16]

     В отношении  безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

     Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

     Макроэкономическая  политика предполагает использование  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.

     Политика  в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

     Все методы и меры, с помощью которых  государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

     Активные  меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета; во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

     Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума [3, с.494].

     Проблема  занятости становится центром социально-экономической  политики. Эта проблема решается в двух основных аспектах: стимулирование сбалансированного роста экономики; совершенствование организации и регулирования рынка труда. Государство может осуществлять долгосрочные бюджетные расходы на организацию общественных работ для повышения уровня занятости и стимулирования совокупного спроса. Для стимулирования общей макроэкономической динамики государство осуществляет систему стратегических мер:

     - расширение государственных заказов, прежде всего для ключевых предприятий национальной экономики;

     - уменьшение учетной ставки;

     - создание условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу производства товаров и услуг;

     - посредством налоговых льгот и дотаций стимулируется реструктуризация национальной экономики с учетом изменения конъюктуры национального и международного рынков и расширение экспорта.

     Стабильный, устойчивый рост производства позволяет  рационально использовать трудовые ресурсы и сохранить занятость  на эффективном уровне.

     По  мере ускорения НТП все большее  значение для снижения уровня безработицы  и поддержания высокого уровня занятости имеет совершенствование структуры и качества рабочей силы, стимулирование ее динамики.

     В рамках политики совершенствования  рынка труда выделяются следующие основные направления:

     - расширение форм и методов профессиональной подготовки и переподготовки;

     - стимулирование самозанятости населения;

     - распространение гибких и нетрадиционных форм занятости;

     - ужесточение условий выплат по безработице;

     - стимулирование трудовой миграции и совершенствование системы распространения информации о вакансиях. [4, с.82]

 

3. БЕЗРАБОТИЦА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     3.1 Рынок труда  Республики Беларусь

     В январе-марте 2009 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве  обратилось 77,1 тыс. человек (97 процентов  к соответствующему периоду 2008 года), из них признаны безработными 57,4 тыс. человек (93,8 процента). При этом в г. Минске наблюдается рост количества граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве (123,8 процента к уровню 2008 года).

     Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-марте 2009 года нуждалось 132,5 тыс. человек (93 процента от уровня 2008 года), в том числе 94,7 тыс. безработных (89,9 процента от уровня 2008 года).

     В январе-марте 2009 г. в соответствии с заданиями Государственной программы:

Информация о работе Безработица и её типы, особенности современной безработицы