Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:44, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей.
В-третьих, лишившись всякой работы, люди могут в поисках случайных заработков пополнить миграционные потоки в большие города, обострив в последних социально-экономические проблемы.
Оптимальным способом снижения «скрытой» безработицы является достижение полной занятости. Но в текущих условиях это требует времени. Поэтому эта задача остается в качестве стратегической цели. В краткосрочном периоде правительство и местные органы власти должны наметить план поэтапного снижения уровня «скрытой» безработицы, исходя из взвешенной оценки ее отрицательных последствий. [8, с.51-56]
Таким образом, анализ позволяет оценить максимум потенциальной безработицы в стане на уровне до 30% экономически активного населения.
В долгосрочном плане решение проблем безработицы должно осуществляться путем реформирования благоприятных условий для создания рабочих мест и оказания помощи безработным. [12, с.1]
В этой связи в республике необходимы более активные меры по поддержке и развитию самозанятости, хорошо известные и применяемые в экономически развитых странах, и прежде всего, меры в области кредитной, финансовой и налоговой политики, переход от разрешительного к регистрационному порядку открытия собственного дела. Более весомой должна быть прямая финансовая помощь со стороны Правительства; более активную позицию в развитии и поддержке самозанятости следует занять Республиканской службе занятости. Необходимо последовательное формирование соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей функционирование малых предприятий. Большую роль в развитии эффективных малых предприятий, специализирующихся на отдельных технологических операциях, должны сыграть крупные промышленные предприятия Республики Беларусь. [9, с.99]
Кроме того, необходимо расширить и активизировать рынок жилья, ликвидировать институт прописки, которая снижает мобильность рабочей силы и ограничивает возможности безработных более гибко реагировать на потребности рынка труда. Следует также отметить решения исполнительной власти, нарушающие международное право в отношении безработных. [12, с.4]
Впрочем, стоит отметить, что на общемировом фоне, где средний показатель безработицы составляет 6,5 процента, белорусские дела не так уж плохи. Особенно учитывая, что небольшая безработица иногда бывает во благо, подстегивая конкуренцию. Выигрывает наша страна и в сравнении с соседями: Украиной, где безработица составляет около 4%, Россией (около 7%), Латвией (около 8), Литвой и Польшей (приблизительно по 17%).
Кстати,
одним из условий ВТО, куда Беларусь
планирует вступить в ближайшем
будущем, является открытый доступ всех
желающих на наш внутренний рынок. Так
что нужно наращивать национальные трудовые
мускулы, самим занимать перспективные
ниши сегодня, иначе другие их могут занять
завтра. [10, с. 9]
В
настоящее время в свете
Создание новых рабочих мест параллельно с уже существующими и не используемыми не имеет смысла. Кроме того, у государства и предприятий нет средств, а серьезные иностранные инвестиции в Беларусь в ближайшие годы не предвидятся.
Расширение сферы услуг. Ввиду значительного падения уровня жизни спрос на услуги сокращается. Растут лишь услуги госсектора, что является негативным явлением.
Дотации на создание рабочих мест, льготы при найме, помощь малому и среднему бизнесу и других мероприятия, требующие расходов из бюджета или сокращения поступлений в бюджет, сейчас тоже практически нереализуемы.
Переобучение кадров. Эта мера помогает, когда одни отрасли угасают, а другие развиваются, то есть при структурной перестройке хозяйства. Сейчас же идет спад во всех отраслях, который обусловлен общественным кризисом.
Инвестиционные фонды министерств и ведомств. Эти фонды, по мнению российских аналитиков, превращаются лишь в кормушку для чиновников.
Макроэкономика. Очевидно, что финансовая стабилизация, не подкрепленная стабилизацией производства, обречена на провал, так как вызовет катастрофический рост безработицы. Поэтому центральным элементом политики занятости должна стать экономическая политика, направленная на оживление деловой активности, проводимая одновременно с подавлением инфляции, сменой физически и морально устаревшего производственного аппарата и устранение причин, породивших его низкую эффективность (общественная собственность).
Указанные процессы по трансформации экономики Беларуси должны проходить на фоне монетаристской политики, потому что в противном случае инфляция сведет на нет усилия реформаторов. Этот вывод следует из указанной выше специфики нашей экономической системы.
Следует учесть, что переход к рыночной экономике Беларуси будет осуществляться при гораздо более глубоком падении производства и более отсталом производственном аппарате, чем в странах, раньше начавших этот процесс.
Поэтому для Беларуси будет весьма актуальной проблема обеспечения самозанятости населения (упрощенный порядок выезда за границу, поощрение земледелие на небольших участках земли и т.д.), организация общественных работ, повышение уровня поддержки социально незащищенных слоев населения.
Традиционные методы микро - и макроуровня, используемые при циклическом и структурном кризисе экономики, для решения проблем занятости в Беларуси не годятся. Выход из кризиса – путь быстрой трансформации экономической системы и модернизации производственного аппарата. В силу специфики этих параллельных процессов в Беларуси можно ожидать сохранения высокой явной безработицы, что потребует неординарных мер защиты социально уязвимых слоев населения.
Резюмируя все выше написанное, можно сказать: безработица – сложное, противоречивое явление. С одной стороны, она представляет значительную растрату ресурсов, служит причиной человеческого отчаяния и нищеты. Отсутствие работы в условиях, когда вы способны ее выполнять, приводит к опустошению и даже деградации личности. Продукция, которую рабочий мог бы произвести, но не сделал, утрачивается для общества навсегда. С другой стороны, безработица отражает известные динамические сдвиги в экономике, вынуждающие многих лиц искать новые, порой даже лучшие по сравнению с прошлым, рабочие места. Поэтому иметь свободное место (т.е. быть безработным) для поиска подобных мест порой становится важным и необходимым. Отсюда ясно, что проблема безработицы не имеет однозначного исхода, как для отдельной личности, так и для общества в целом.
Подводя итоги, следует отметить, что на характер современной безработицы воздействует несколько факторов:
- научно-технический прогресс;
-
структурные и региональные
-
резкое усиление
Все эти обстоятельства предполагают, что рынок труда должен приобретать более высокую мобильность. Одновременно необходима дерегуляция данного рынка. Разумно повышать его конкурирующую природу. Рынок труда должен приобретать большую гибкость, лучшую степень приспособляемости к современным условиям. Тенденция должна быть направлена в сторону индивидуализации ставок оплаты. Вознаграждение необходимо строить в увязке не столько с текущим трудовым вкладом, сколько с учетом общей компетентности, потенциальных возможностей и ростом квалификации конкретного работника.
Как показывает мировая практика, основными направлениями активной социальной политики по созданию новых рабочих мест является: во-первых, формирование максимально благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса, поскольку именно он имеет наилучшие перспективы для создания конкурентоспособных рабочих мест; во-вторых, это введение поощрительных мер для предпринимателей, активно развивающих свою деятельность; в-третьих, стимулирование самозанятости населения. Для этого нужно упростить и удешевить процедуры регистрации частных предприятий и предпринимателей, убрать бессмысленные ограничения, снизить налоги, активно пропагандировать предпринимательство в СМИ.
В Беларуси основными типами безработицы основными типами безработицы являются структурная, скрытая и женская. Уровень безработицы в последнее время неуклонно растет.
В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение сферы услуг и надомного производства.
В Беларуси в силу специфики сложившейся ситуации, традиционные методы сокращения безработицы не могут дать тот же эффект. Основными методами должны стать стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.
Информация о работе Безработица и её типы, особенности современной безработицы