Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 17:42, курсовая работа
Упорядоченную схему действий по достижению определенной цели называют «планом», следовательно, планирование есть непрерывный процесс поиска новых путей и методов оптимизации целевых действий за счет новых возможностей.
Добиться стабильного успеха в условиях рынка невозможно, если не планировать его развития, пренебрегать информацией о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении конкурентов. Необходимо не только точно представлять свои потребности в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсов, но и предусмотреть источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.
Введение с 5
Понятие бизнес-плана,цели и задачи с 6
Типы бизнес-планов с 7
Международные стандарты выполнения бизнес-планов с 8
Структура бизнес-плана с.12
Методы оценки бизнес-планов с.20
Организация процесса бизнес- планирования на предприятии с.22
Методическое обеспечение исследования рынка товаров и услуг с 23
Факторы, влияющие на ситуацию в отрасли с 25
Общие положения плана маркетинга с 26
Управление продвижением товаров с 27
Заключение с 28
Список литературы с 28
Прогнозирование объемов продаж, затрат на производство реализованной продукции, результатов от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций, а также платежей в бюджет из прибыли должно учитывать возможности предприятия по изысканию дополнительных резервов роста производства и реализации продукции. Такие дополнительные возможности могут появиться у предприятия уже на стадии реализации программы работ по разработке и реализации бизнес-плана, который составлен с учетом отраслевых особенностей предприятий топливно-энергетического комплекса.
Для реальной оценки дополнительных финансовых возможностей, выявленных в результате анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, полезно эту оценку производить в нескольких вариантах.
Финансовый план является результирующей частью бизнес-плана. Содержит проектные данные о финансовых потоках, размерах инвестиций, объемах продаж, а также требования к инвестициям. Финансовый план разрабатывается, как правило, на 3—5 лет. Проект первого года расписывается помесячно, второго — поквартально, данные последующих лет даются в целом по годам. Если на первый год планирование осуществляется с привязкой к определенной группе показателей и специфике затрат первого года производства, то на второй — на основе результатов исследований емкости рынка и тенденций его изменения в целом. На третий — пятый годы финансовое планирование целесообразно осуществлять на основе моделей цен в процентном соотношении к объему продаж. Типичной для компаний, производящих наукоемкую продукцию и требующих значительных вложений в рыночные исследования, является следующая модель цен. Годовая продажа —100%. В том числе: стоимость проданной продукции — 50%, прибыль и накладные расходы — 50%. Из них: расходы на маркетинг, торговлю — 15%, расходы на внедрение — 10%, расходы на содержание аппарата управления — 8%, прибыль до уплаты налогов — 17%. В финансовом плане должны найти отражение следующие вопросы: объем продаж и общая прибыль; процентное отношение доходов и расходов; общий объем инвестиций; использование собственных и заемных средств, их источники и сроки погашения задолженности; срок окупаемости вложений; сроки начала выплаты дивидендов; издержки производства и обращения. Структура финансового плана состоит из плана доходов, плана расходов (кассового плана) и баланса первого (помесячно), второго (поквартально) и третьего (в целом за год) годов. На последние годы приводятся общие данные о доходах и расходах в соответствующем плане.
В плане доходов делается расшифровка динамики объема продаж, стоимости товара с учетом транспортных средств (издержки, непосредственно относимые на данный товар) и общей прибыли. Отдельно расшифровываются постоянные затраты, к которым относят аренду, страхование, амортизацию, управленческие затраты, затраты на маркетинг и сбыт.
План расходов содержит данные о динамике расходования и возмещении всего инвестированного капитала. В расходы включаются покупка активов, выплата займов, приобретение оборудования (непроизводственного), инвентаря, а также убытки от хозяйственной деятельности (определенные в плане доходов).
Оценка значимости проекта, его эффективность и направленность. Анализ чувствительности предприятия к внешним факторам.
Эффективность проекта содержит оценку:
1)Каковы инвестиционные издержки на создание предприятия в целом и на единицу продукции;
2) Во сколько обойдутся эксплуатация планируемого предприятия, организация сбыта продукции или услуг;
3) Каковы могут быть общие доходы от реализации продукции и услуг;
4) Какие налоги должно платить планируемое предприятие;
5) В какие сроки и в каких размерах планируется вернуть заемные средства;
6) Каков может быть общий объем прибыли данного предприятия, ее норма.
Гарантии по окупаемости проекта и возврату заемных средств. Описание возможных рисков и форс-мажорных моментов.
Раздел разбит на две части:
В первой предугадываются все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в налоговом регулировании и колебания валютных курсов, а также источники и момент их возникновения.
Во второй части дается ответ на вопрос: как уменьшить риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:
Указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь.
Приводится программа страхования от рисков.
В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов (может страховаться любой шаг от покупки оборудования до обеспечения валютных средств из-за спекулятивных колебаний курсов валют) и на какие суммы их планируется приобрести.
Все подробности, которые не вошли в основные разделы, можно описать в приложениях. Это разгрузит основную часть от лишних таблиц, графиков и прочего.
В приложениях чаще всего описываются следующие моменты:
1. полная информация о компании (регистрационные документы и прочее)
2. фотографии, чертежи, патентная информация о продукции
3. результаты маркетинговых исследований
4. фотографии и схемы предприятия
5. схемы по организационной структуре предприятия
6. финансово-экономические расчеты (таблицы, графики)
7. нормативные документы и законодательные акты подтверждающие описанные риски по проекту
Методы оценки бизнес-плана
Метод, основанный на эффекте производственного рычага (операционного рычага) - CVP анализ.
Этот метод планирования базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается материальная прибыль. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы не получая прибыли и без убытка.
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные, и условно-переменные, и расчете маржинальной прибыли.
Маржинальную прибыль еще называют "валовая прибыль", "маржинальный доход", "предельный доход". Выручка от реализации продукции без НДС, акцизные марки, таможенные пошлины - из них вычитают условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль.
ВЫРУЧКА - ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ = ПРИБЫЛЬ + ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ
Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или убыток.
Точка безубыточности- это такой объем выручки при котором предприятие не получаем ни прибыли, ни убытка.
Рисунок 1 - Точка безубыточности
Прямые 1-3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем производства, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.
Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.
Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага падает и воздействие операционного рычага уменьшается.
Статистический метод
К статистическим показателям относятся традиционные показатели анализа хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия такие, как прибыль (валовая и чистая), издержки, рентабельность затрат (приведенной рентабельности, где все дисконтированные доходы от проекта берутся в отношении ко всем дисконтированными расходами на проект), фондоотдача, фондоёмкость, производительность труда и др. Также используются показатели пороговой выручки и порогового (маргинального) объема продаж (точки безубыточности), в основе которых лежат статистические показатели эффективности хозяйственной деятельности.
Организация процесса бизнес- планирования на предприятии
1. Для успешной организации бизнес - планирования необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес- планирования коммерческой организации.
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа выполнения бизнес-плана, которая образует аналитический блок (или компонент)процесса финансового планирования.
Во-вторых, для разработки финансовых планов нужны внутренняя информация – о деятельности предприятия и внешняя – о деятельности конкурентов.
В-третьих, процесс бизнес- планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Организационная структура включает службы аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации; совокупность структурных подразделений, которые ответственны за выполнение бизнес-плана.
В-четвертых, в процессе финансового планирования происходят регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые при этом, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.
Кроме того, функционирование процесса бизнес - планирования происходит в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.
2. Основой информационного блока в бизнес - планировании являются:
экономическая информация – прогноз процентных ставок, темпов инфляции;
учетная информация – бухгалтерский учет (баланс, приложения к балансу, прибыли и убытки, движение денежных средств) и управленческий учет;
финансовая информация – сообщения финансовых органов, учреждений банковской системы, товарных и валютных бирж;
политическая информация.
3. Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, разработкой бизнес-плана, его продвижением на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.
Основные стадии процесса бизнес -планирования:
1) подготовительная;
2) разработки бизнес-плана;
3) продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности
4) реализации бизнес-плана.
Методическое обеспечение исследования рынка товаров и услуг
1. Исследование рынка товаров и услуг представляет собой самостоятельное направление деятельности. Методология исследований представляет собой соединение статистических, эконометрических, социометрических, квалиметрических, бихевиористических и собственно маркетинговых методов. В оценках динамики рынка, его особенностей используются статистические методы. В процессе моделирования и прогнозирования рыночных процессов и в оценке рисков используются эконометрические приемы. Без знания социометрии и бихевиоризма трудно изучать поведение потребителей, проводить с ними анкетирование; необходимость комплексной оценки качества и конкурентоспособности товара предполагает использование методов квалиметрии.
Достаточно широко в маркетинге используются методы линейного и динамического программирования, приемы теории массового обслуживания (теории очередей), теории принятия решений (теории риска), теории связей (сигнальной информации о процессах, выходящих за пределы установленных параметров).
2. Методология формализованного маркетингового исследования включет:
статистические методы наблюдения, в частности выборку, формирование динамических рядов и рядов распределения, отчетность, торговые переписи, опросы, экспертные оценки;
статистические и эконометрические методы анализа рынка, т.е. группировки, индексные, трендовые и регрессионные факторные модели, вариационный, дисперсионный, корреляционный, циклический и многомерный анализы;
модели риска, основанные на теории вероятности и принятия решений; модели товаропотоков и потоков покупателей, базирующиеся на теории массового обслуживания (теории очередей); модели реакции рынка на маркетинговые раздражители, логистические модели;
методы эвристических оценок и гибридные методы, позволяющие комбинировать детерминированные и вероятностные оценки;
методы коммерческого анализа финансово-экономического потенциала предприятия (коммерческие расчеты, скоринговый анализ и т.п.);
методы количественной оценки качественных явлений.
3. Результаты исследования, изложенные в форме научного отчета, как правило, строятся по следующей схеме: