Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Введение……………………………………………………………………………...4
Бюджетный дефицит…………………………………………………………......6
Понятия и виды бюджетного дефицита, причины его
возникновения …...........................................................................................6
Регулирование и финансирование бюджетного дефицита………………….11
Государственный долг…………………………………………………………14
Сущность государственного долга, его последствия и
способы сокращения…………………………………………………………...14
Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………18
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………18
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….....27
РЕФЕРАТ
Курсовая
работа: 34 страницы, 15 источников, 7 приложений.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ, ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ, ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ, ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ, КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ, ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ОТКРЫТЫЙ, ВЫНУЖДЕННЫЙ, АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕФИЦИТЫ.
Объектом изучения курсовой работы являются литературные издания, законы Республики Беларусь и электронные источники, касающиеся бюджетного дефицита и государственного долга.
Предметом работы является дефицит республиканского бюджета и государственный долг Республики Беларусь.
Цель работы: рассмотреть сущность бюджетного дефицита и государственного долга, их виды, концепции бюджетного дефицита, последствия государственного долга, а также особенности дефицита республиканского бюджета и государственного долга Республики Беларусь.
В процессе написания данной работы применялись методы сравнения, анализа, обобщения, синтеза.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого
процесса, а все заимствованные
из литературных и
других источников теоретические,
методологические и методические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их автора.
___________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
возникновения
….............................
способы
сокращения……………………………………………………
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………....
Приложение А. Социально-экономические показатели за
1995-2008 годы…………………………………………………29
Приложение Б. Финансирование дефицита республиканского бюджета
на 2008 год……………………………………………………..30
Приложение В. Финансирование дефицита республиканского бюджета
на 2009 год……………………………………………………..31
Приложение Г. Динамика государственного долга Республики Беларусь…...32
Приложение Д. Внешний государственный долг и показатели
кредитоспособности по внешнему государственному
долгу Республики Беларусь……………………………………33
Приложение Е.
Структура и динамика государственного
долга
Республики
Беларусь…………………………………………...34
ВВЕДЕНИЕ
Объектом изучения курсовой работы являются литературные издания, законы Республики Беларусь и электронные источники, касающиеся бюджетного дефицита и государственного долга.
Предметом работы является дефицит республиканского бюджета и государственный долг Республики Беларусь.
Цель работы: рассмотреть сущность бюджетного дефицита и государственного долга, их виды, концепции бюджетного дефицита, последствия государственного долга, а также особенности дефицита республиканского бюджета и государственного долга Республики Беларусь.
Главную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Целью данной работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение государственного долга (его типы, причины возникновения, способы погашения и так далее).
Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово–бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики – это единственный надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и приводит к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент валового внутреннего продукта); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.
Проблема государственного долга рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли Р. Барро, А. Лернер и другие. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга посвящены работы таких экономистов, как А.Гальчинский и Т.Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г.Башнянина, Т.Вахненко, О.Зарубы, З.Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А.Вавилов, Г.Трофимов, В.Козюк, О.Горская.
Основная трудность при работе над темой заключается в том, чтобы систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, дать по возможности более точные данные, выявить действительное состояние государственного бюджета и поднять проблемы его дефицита. В этом и заключается основная идея данной работы.
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики и преодоление негативных последствий спадов. Она носит название фискальной политики.
В первом разделе отображается сущность бюджетного дефицита, его виды, пути финансирования и концепция регулирования. Во втором разделе рассматривается характеристика государственного долга, его видов, существующие последствия государственного долга, и возможные пути сокращения государственной задолженности. В третьем разделе отображаются особенности государственного долга и бюджетного дефицита, анализируется бюджетный дефицит за последние годы в Республике Беларусь и определяются источники его покрытия.
В
качестве основных источников для данной
работы послужила различная статистическая
информация, предоставленная Министерством
финансов и Министерством статистики
и анализа Республики Беларусь,
а также данные, которые отраженны в
Законах о бюджете Республики Беларусь
на 2008 и 2009 годы.
Финансовое состояние государства является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Сбалансированность бюджета – это достижение равенства его доходной и расходной частей. В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недостаточны для осуществления расходов, говорят о возникновении бюджетного дефицита. Обычно он измеряется в виде процента от валового национально продукта. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами [1, с. 269]. По установившимся международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 3 – 5 % валового внутреннего продукта.
При
превышении доходов на расходами государство
имеет положительное сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы |
Закупки товаров и услуг Сумма социальных
выплат
Если из налогов (доходов) вычесть социальные
выплаты, то получается величина чистых
налогов.
Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты |
В таком случае бюджетный дефицит можно
представить таким образом:
Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги |
Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать только с чрезвычайными обстоятельствами. Дефицит также может быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения правительства осуществлять крупные государственные вложения в развитие отраслей хозяйства для того, чтобы достичь прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.
Однако чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и так далее. В этом случае правительству необходимо срочно принять меры по стабилизации экономики, корректировке бюджетной политики, реформированию кредитно-финансовой системы.
В редких случаях превышение расходов над доходами становится результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходится искать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
В конечном итоге бюджетный дефицит является следствием:
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь