Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Введение……………………………………………………………………………...4
Бюджетный дефицит…………………………………………………………......6
Понятия и виды бюджетного дефицита, причины его
возникновения …...........................................................................................6
Регулирование и финансирование бюджетного дефицита………………….11
Государственный долг…………………………………………………………14
Сущность государственного долга, его последствия и
способы сокращения…………………………………………………………...14
Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………18
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………18
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….....27
Общество, овладевая этой политикой, может определять оптимальную величину бюджетного дефицита. Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран.
Дефицит государственного бюджета можно финансировать тремя способами:
В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж – доход страны от печатания денег. Сеньораж возникает в том случае, когда темпы роста денежной массы превышают темпы роста реального ВВП и в этом случае увеличивается уровень средних цен. В итоге все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, а часть доходов перераспределяется через увеличившиеся цены в пользу государства.
Когда уровень инфляции повышается, возникает «эффект Танзи» - налогоплательщики сознательно затягивают сроки уплаты налогов в бюджет [6, с. 129].
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации. Но этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.
Инфляционное напряжение будет слабее при размещении облигаций государственного займа среди населения и коммерческих банков, а не при их размещении в центральном банке. Но есть вероятность того, что центральный банк могут скупить облигации на вторичном рынке ценных бумаг и этим он расширит свои квазифискальные операции, которые способствуют росту инфляции.
Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита становится механизмом дополнительного налогообложения в результате принудительного размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых и т.д.) под низкие процентные справки. При существовании высокого уровня процентных ставок и значительных размерах бюджетного дефицита со временем происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.
При увеличении внутреннего долга увеличивается и доля государственных расходов, что приводит к увеличению бюджетного дефицита, и государственной задолженности.
Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) является более приветливым, поскольку в этом случае дефицит не оказывает отрицательного действия на экономику, а даже может оказаться полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита является менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в которой внешние займы расширяют импорт.
В соответствии с белорусской моделью экономического развития приоритетом в бюджетных расходах является социальная сфера. Одно из направлений бюджетной политики – обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и удержание дефицита республиканского бюджета на уровне, не превышающем 1,5 % ВВП.
Бюджетный дефицит порождает государственный долг.
Государственный долг – это задолженности государства своим или иностранным физическим или юридическим лицам [4, с. 84]. Стабильность экономики оказывается под угрозой и нарушается устойчивость денежного обращения, если государственный долг более чем в 2,5 раза превышает ВВП. Государственный долг состоит из общей суммы бюджетного дефицита и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам, за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита [4, с. 84].
Государственный долг можно классифицировать на капитальный – это вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства и текущий – это расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.
В зависимости от рынка размещения, вида валюты и других условий государственный долг подразделяется на внутренний и внешний [1, с. 266].
Внутренний государственный долг – это долг государства населению, предприятиям своей страны, который имеет форму кредитов, государственных займов и других долговых обязательств, гарантируемых правительством. Государственные займы могут выдаваться на различные сроки и поэтому государственный долг можно классифицировать на краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет). Большинство экономистов утверждают, что увеличение внутреннего долга не может привести к банкротству населения, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.
Однако нельзя недооценивать отрицательные воздействия внутреннего долга, потому что в некоторых условиях он может стать угрозой для экономики государства.
Следующая угроза связана с тем, что государство, когда продает ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В итоге конкуренции ставка ссудного процента повышается, что приводит к вовлечению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.
Негативным последствием роста внутреннего долга является увеличение суммы процентных выплат по нему. Если в экономике наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты могут оказаться непосильными для страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем ВВП, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста ВВП, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. В таком случае, чтобы последствия не стали слишком тяжелыми для экономики страны, правительство вынуждено предпринять ряд мер по управлению государственным долгом. В качестве основных компонентов внутреннего государственного долга выделяют:
Внутренний долг может перейти во внешний, если ценные бумаги правительства начинают котироваться на международных финансовых рынках.
Внешний государственный долг – это задолженность государства и физических или юридических лиц по кредитам, выданным иностранными государствами, международными финансовыми организациями, а также по государственным займам в иностранной валюте, и размещенным на национальном рынке [4, с. 85].
Последствия внешнего долга оказывают более негативное влияние, чем внутреннего. При внешнем долге стране нужно отдавать другим странам ценные товары и оказывать услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что в результате приводит к снижению жизненного уровня населения. Также страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, в соответствии с договором, которые невыгодны для страны-заемщика. В связи с отрицательным воздействием внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит [7, с. 253]. Поскольку абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа, внешний долг оценивают с использованием таких показателей, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год. По оценкам специалистов данный показатель не должен превышать 25%.
Большой размер внешнего долга снижает международный авторитет государства и может осложнить обстановку в получении новых иностранных займов. И поэтому правительство принимает меры по уменьшению внешнего долга, если он превышает допускаемый уровень.
Правительство страны обязано принимать ряд мер по управлению государственным долгом, для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми.
Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики государства. Необходимо учитывать также, что существенная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном периоде это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В отдельных случаях целесообразно прибегнуть к сокращению государственных расходов путем секвестирования. Секвестирование — это пропорциональное снижение расходов (на 5 или 10, 15% и т.д.) ежемесячно практически по всем статьям бюджета до конца текущего финансового года. Секвестированию не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшими органами власти.
Существуют также статьи, секвестирование которых невозможно (выплата процентов по государственному долгу и др.) [1, с. 267].
Внешний долг имеет последствия, которые более плачевны для страны, по сравнению с последствиями внутреннего долга. Поэтому правительство предпринимает некоторые меры, для того чтобы сократить внешний долг, если он превышает лимит, устанавливаемый Законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый год, с предварительного согласия Президента страны. Оно может использовать следующие пути погашения:
В итоге можно отметить, что рост государственного долга оказывает негативное влияние на экономику страны и общества в целом. Оно состоит из:
Во-первых, увеличение государственного долга уменьшает запас капитала в экономике: денежные средства можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпораций, то есть в реальные инвестиции.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь