Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Бюджетный дефицит…………………………………………………………......6
Понятия и виды бюджетного дефицита, причины его
возникновения …...........................................................................................6
Регулирование и финансирование бюджетного дефицита………………….11
Государственный долг…………………………………………………………14
Сущность государственного долга, его последствия и
способы сокращения…………………………………………………………...14
Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………18
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………18
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….....27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 111.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

       Во-вторых, выплаты  процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах: те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.

       В-третьих, рост налогов для выплаты процентов по государственному долгу ухудшает действие экономических стимулов и негативно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать снижается, уменьшается выпуск продукции.

       В-четвертых,  когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процентов по нему, что приводит к увеличению процентной ставки и в итоге снижается склонность к инвестированию [8, с. 200].

       В результате   можно  отметить,  что  и  внешний  и  внутренний государственный  долг  оказывают  отрицательное  воздействие  и  могут    стать  угрозой  для   экономики  государства. 

 

  1. Бюджетный  дефицит  и  государственный  долг  Республики  Беларусь
 
     
    1. Динамика  бюджетного дефицита в Республике Беларусь
 

     После  распада  СССР  Беларуси  досталась  практически  разваленная  постсоветская  экономика, несовершенная  система государственных финансов, в  том  числе  и  бюджетный  дефицит,  растущий  из  года  в год. В  Республике  Беларусь  бюджетный  дефицит стал  планироваться с  1991 г., когда  его  размер  был  определен в 3,7 млрд. рублей, что  составило 11,6% ко  всем  расходам. Однако фактически  бюджет  был  исполнен  с  профицитом в сумме 1,5 млрд. рублей.  В основном  это  объясняется  тем,  что в 1991 г. Беларусь была  объявлена  суверенной республикой  и  большинство  доходов  осталось  в  ее распоряжении,  но государственный бюджет  на  1991 г.  все еще  предусматривал  выделение  дотаций республике.  С  течением времени абсолютное  значение бюджетного  дефицита  возросло. Эти  данные  указывают  на  рост  абсолютного значения  бюджетного  дефицита — с 19,4 млн. рублей в 1992 г. до 276371,5 млн. рублей в  2001 г.  В  процентах  к доходам  республиканского  бюджета  размер  дефицита  изменялся  от 10,8 в 1992 г. до 4,8% в 2001 г.  и к расходам,  соответственно, с 9,8 до 4,6%.  Максимальной  отметки бюджетный дефицит достиг  в 1993-1994 гг. — 17-18%  к доходам бюджета. Почти до  такого же  уровня он  поднялся  и в 1999 г.: 16,9%  к объему  доходов  бюджета и  14,4%  к  объему  расходов.   

     В 2000 году  дефицит бюджета составил 55,4 млрд. рублей, к расходам и доходам государственного  бюджета  он составил 1,7%, к ВВП 0,6%.   Уровень финансовых средств в бюджетной системе Беларуси в  2001 г.  не претерпел значительных изменений. Удельный  вес доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составил 34,5 % против 33,4 % в 2000 г. Покрытие дефицита осуществлялось, в основном, за счет внутренних источников. Таким образом, доходы составляли  5747 млрд. рублей (возросли в 1,8 раза), расходы соответственно равнялись  6023 млрд. рублей (в 1,8 раза выше прошлогоднего). Дефицит бюджета  был равен  247,8  млрд. рублей (1,6 % от ВВП). 

     За  последние годы  можно предоставить следующую картину  дефицита бюджета. Так,  по итогам 2008 года наблюдается суммарное превышение доходов консолидированного  бюджета над расходами в размере   1852 млрд. рублей, что  составило 51 %  к ВВП. ВВП увеличился в 1,3 раза по сравнению с предыдущим годом. Профицит консолидированного  бюджета составил 1852 млрд. рублей [Приложение А].

     На  основании закона Республики Беларусь  "О бюджете Республики Беларусь на 2008  год" от 26 декабря 2007 г. № 303-3 [10, с. 1], был установлен республиканский бюджет на 2008  год по расходам в сумме 40342173851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851 тыс. рублей, предельный размер бюджетного дефицита на 2008 год был установлен  в 2190000000 тыс. рублей.

     Финансирование  дефицита было принято осуществлять из  следующих источников (тыс. руб.) [Приложение Б].

     Фактически, согласно закона Республики Беларусь от 30 июня 2009г. № 29-З «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2008 год» [11, с. 1], доход составил 49051953573,8 тыс.  рублей, а расход 48130463019,1 тыс. рублей. Превышение  доходов над расходами установилось в размере 921490554,7 тыс.  рублей.

     Что же касается прогнозных данных на 2009 год, то здесь доходы республиканского бюджета должны составить 54899262425 тыс. рублей, а расходы – 57699262425 тыс. рублей [12, с. 1]  Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год  планируется в сумме 2800000000 тыс. рублей. Финансирование дефицита республиканского бюджета планируется осуществлять за счет внутренних (2437453375 тыс. рублей) и внешних (362246625 тыс. рублей) источников [Приложение В].

     Для того, чтобы устранить отрицательные последствия бюджетного дисбаланса следует разработать государственную Программу сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться частью общей Концепции развития  государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

     При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита  нужно полагаться на  мировой опыт, который показывает, что на некоторых этапах развития общества,  в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2 – 3 % к валовому национальному продукту. Если существует дефицит, превышающий предельно допустимый уровень, то необходимо принимать срочные меры по его сокращению.  При определении источников покрытия бюджетного дефицита не следует прибегать к эмиссии, а  использовать ее только в экстренных случаях. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, рассматривается как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием различных форм государственного кредита. Рациональное сочетание этих источников позволит получить наибольший эффект.

     Эффективность финансирования дефицита бюджета – это один из наиважнейших вопросов бюджетно-налоговой политики государства в условиях переходной экономики, в том числе и в Республике Беларусь. В нашей стране государственные ценные бумаги, как способ финансирования бюджетного дефицита, стали  использоваться с 1994 года. Со временем роль данного источника возрастала, что способствовало сокращению доли эмиссионного источника. По данным Министерства финансов финансирование дефицита  бюджета составило 952,8 млрд. рублей (облигаций было размещено на сумму 1827,8 млрд. рублей, а  погашено 875 млрд. рублей). На 1 января 2006 года размер облигаций, который находился в обращении составил  около 2,3 трлн. рублей или 3,7 % валового внутреннего продукта. Основными владельцами ценных бумаг являются банки Республики Беларусь, на долю которых приходиться 70 % всего объема размещения, 10  %  - доля остальных резидентов и 20 % в руках нерезидентов. 

     В настоящее время государственные ценные бумаги уже не являются теми инструментами высокой номинальной доходности, какими являлись с 1995 по 2003 г., а занимают нишу реальных умеренно доходных финансовых инструментов, которые предназначены для того, чтобы поддержать текущую ликвидность коммерческих банков.

     Сегодня, функционирование первичного рынка государственных ценных бумаг, эмитируемых Министерством финансов, характеризуется повышенным  спросом со стороны инвесторов: размеры заявок на покупку превышают в 2 – 3 раза объемы  эмиссии. В 2007 году они достигли 155 млрд. рублей. Основными внешними инвесторами являются российские банки, которые занимают 20 % общего объема выпущенных государственных облигаций в Беларуси. Несколько аналогичных  сделок заключено с банками Австрии и Германии. В основном это облигации со сроком обращения от полугода до полутора лет, номинированные в долларах и евро.

     В Республике Беларусь за последние годы сложились положительные тенденции в развитии рынка долговых обязательств. Этот сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

     Увеличение  привлекательности данного способа  финансирования дефицита государственного бюджета во многом зависит от:

  • участия нерезидентов;
  • активизации  вторичного рынка;
  • разнообразия  сроков обращения и условий выплаты доходов по ним;
  • сохранения положительной реальной доходности государственных облигаций;
  • улучшения экономической ситуации в Республике Беларусь.

     В концепции уменьшения бюджетного дефицита лежит следующее утверждение: нельзя достичь финансовой устойчивости государства и оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные методы не принимались, если не обеспечена динамика в развитии экономики и повышении ее эффективности. 

     В итоге можно сделать вывод, что в странах с переходной экономикой целесообразно отказаться от дефицитного составления  бюджета. В условиях действия стихийных рыночных сил государство должно усилить свои функции по регулированию экономических и социальных процессов в обществе, и разработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита. Некоторые страны доказали, что в экстремальных условиях, связанных с резким возрастанием бюджетного дефицита, можно добиться сбалансирования его доходов и расходов, используя для этого весь механизм государственного регулирования.

     Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно считать  его неотъемлемой частью государственного бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности — привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Республике Беларусь как государству, функционирующему в условиях трансформационной экономики. Отличительной особенностью  бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне – в пределах 2 %. 

     3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь 

     Для осуществления социально-экономических задач государство прибегает к использованию свободных финансовых ресурсов хозяйственных структур и населения, в целях покрытия собственных расходов. Одни из основных источников является государственный кредит. Когда осуществляются кредитные операции внутри страны, Беларусь выступает в качестве заемщика, а население, предприятия и организации – кредиторами. А в сфере  международных отношений Республика Беларусь может выступать как в качестве заемщика,  так и в качестве кредитора. Основными формами кредитования являются государственные займы и гарантирование государством кредитов. Внешние займы привлекаются и используются для следующих целей:

  • покрытия дефицита  республиканского бюджета;
  • пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
  • решения основных социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • организации импорта сырья, энергоресурсов и других товаров в случае их нехватки в Республике Беларусь;
  • реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с особенностями развития экономики страны;
  • поддержки экономических реформ [8, с. 250].

     Государственное кредитование приводит к государственному долгу. Государственный  долг  может  расти,  когда  невыплаченные  проценты  и текущее  непогашение  долей  основного  долга  приходиться вновь относить  на  государственный  долг.  В Республике  Беларусь,  главными  органами,  которые осуществляют  процесс  регулирования  государственной  задолженности,  являются  Министерство финансов  и  Национальный  банк.

     Как  показывает  международная  практика,  наиболее  обременительным  является  внешний  долг,  поскольку  страна  может  покрывать  его  и  проценты  за  счет  экспорта  товаров,  сырья,  золота  и свободно  конвертируемой  валюты.  Кроме  того,  обслуживание  внешнего  долга  приводит  к росту  процентных  ставок, и это  тормозит  развитие  национального  производства  из-за  эффекта  вытеснения  частных  инвестиций.  Внутренний  и внешний долг  в нашей республике  находится на  относительно  постоянном  уровне.

     Внешний  государственный  долг  Беларуси  формируется  с  1992  года  и  к началу  1996 года равнялся  1,5 млрд. долларов  США  (ежегодно  увеличивается на  15 – 20 %).  Была  списана задолженность Беларуси  перед Россией  за  энергоносители  и по  техническим кредитам  при подписании  соглашения  между  Республикой  Беларусь  и Российской Федерацией.  В  итоге  внешний  долг  к  началу  1997 года  составил  950 млн. долларов  США.  С 1997 года  по  2002 год размер  внешней задолженности колебался от  650 до  880 млн.  долларов США.  Задолженность правительства является  по  большей части долго-  и среднесрочной и занимает  примерно  40 %  от  всей  величины  совокупного долга,  а остальные 60 %  приходятся  на  обязательства резидентов,  которые относятся в основном  к  краткосрочным.  По состоянию на 1 января 2009 года   кредиторами нашей страны  являются  12  стран.  Наибольший  удельный  вес занимают  займы России  – 37  %,  затем   Германия  – 18 %,  США – 11 %,  МБРР – 10 %,  МВФ – 7 % [2, с. 79].

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь