Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Введение……………………………………………………………………………...4
Бюджетный дефицит…………………………………………………………......6
Понятия и виды бюджетного дефицита, причины его
возникновения …...........................................................................................6
Регулирование и финансирование бюджетного дефицита………………….11
Государственный долг…………………………………………………………14
Сущность государственного долга, его последствия и
способы сокращения…………………………………………………………...14
Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………18
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………18
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….....27
В настоящее время существуют три основные формы покрытия государственного долга:
Согласно Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы направления бюджетно-налоговой политики являются: создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения страны.
Управление внешним государственным долгом осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» от 13 ноября 2008 года № 450-З. Согласно статье 22 этого закона лимит внешнего государственного долга определен в размере 6 млрд. долларов США.
Согласно информации, предоставленной Министерством финансов государственный долг Республики Беларусь на 1 мая 2009 года по сравнению на 1 января 2009 года увеличился на 36,5 %, и установился в сумме 22,9 трлн. белорусских рублей.
Рост внутреннего долга за январь – апрель 2009 года составил 4,1 % и установился в сумме 8,94 трлн. белорусских рублей. Структура государственного долга имела следующий вид:
Внешний государственный долг с января по май 2009 года увеличился на 33,7 % до размера 4,98 млрд. долларов США. Структура внешнего государственного долга была следующая:
Процесс изменения государственного долга можно представить при помощи следующего графика [Приложение Г].
Основные иностранными кредиторами Республики Беларусь по внешнему государственному долгу на 1 мая 2009 года являются: Россия, Международный валютный фонд, Венесуэла, Китай, Всемирный банк [14, с. 3].
Следует отметить, что за 2008год государственный долг увеличился на 50,2% до значения 16,77 трлн. белорусских рублей, при этом внутренний долг составил 8,56 трлн. белорусских рублей, внешний – 3,72 млрд. долларов США.
Согласно предоставленной информации Национального статистического комитета показатели государственного долга Республики Беларусь по состоянию на 01.06.2009г. имели следующие характеристики:
Структура внутреннего государственного долга на 1 июня 2009 года:
Структура внешнего государственного долга на 1 июня 2009 года:
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2009 года составил 5408,9 млн. долларов США (таблица 1) [Приложение Д].
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности (таблица 2) [Приложение Д].
Беларусь выполняет показатели платежеспособности страны. Об этом сообщил 28 мая 2009 года корреспонденту БЕЛТА министр финансов Республики Беларусь Андрей Харковец [16].
По
его словам, в мировой практике
есть два основных показателя, которые
характеризуют
Структуру и динамику государственного долга можно представить с помощью следующей образом [Приложение Е].
3
июля на заседании
Таким
образом, можно отметить, что показатели
кредитной безопасности Республики
Беларусь имеют значительный запас
прочности и далеки от критических,
что свидетельствует о потенциальных
возможностях выполнения ранее принятых
долговых обязательств и получения новых
кредитов. Это обстоятельство признается
международными экспертами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе разработки данной курсовой работы были исследованы различные литературные издания, учебные пособия, законы Республики Беларусь, а также данные электронных источников непосредственно касающиеся бюджетного дефицита и государственного долга.
В курсовой работе были определены такие понятия, как бюджетный дефицит, то есть это такие экономические отношения, связанные с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами, и государственный долг, который определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.
В процессе выполнения данной работы была определена классификация, концепции регулирования и способы финансирования бюджетного дефицита.
Также рассматривалась классификация государственного долга, его последствия и способы покрытия.
В результате было установлено, что рост государственного долга оказывает негативное влияние на экономику страны и общества в целом. Это влияние заключается в следующем: увеличение государственного долга уменьшает запас капитала в экономике; выплаты процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах; рост налогов для выплаты процентов по государственному долгу ухудшает действие экономических стимулов и негативно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике; когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процентов по нему, что приводит к увеличению процентной ставки и в итоге снижается склонность к инвестированию
Для того, чтобы устранить отрицательные последствия бюджетного дисбаланса в Республике Беларусь разрабатывается государственная Программа сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться частью общей Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.
Когда разрабатывается Программа сокращения бюджетного дефицита необходимо полагаться на мировой опыт, который показывает, что на некоторых этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2 – 3 % к валовому национальному продукту. Если же существует дефицит, превышающий предельно допустимый уровень, то необходимо принимать срочные меры по его сокращению. Не следует прибегать к эмиссии, когда определяются источники покрытия бюджетного дефицита, а использовать ее только в экстренных случаях.
Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота, рассматривается как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием различных форм государственного кредита. Рациональное сочетание этих источников позволит получить стране наибольший эффект.
Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности, согласно показателям кредитоспособности по внешнему государственному долгу. Беларусь выполняет показатели платежеспособности страны. В мире есть два основных показателя, которые характеризуют кредитоспособность стран. Во-первых, это отношение внешнего государственного долга к ВВП. Безопасный размер этого показателя – 20 %. В Беларуси он находится на уровне 10 %. Во-вторых – это отношение платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга к объему экспортной выручки. Предельно допустимый размер этого показателя – 10 %. В Беларуси он составляет около 2 %.
Но все равно не смотря на достаточно положительные показатели вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 289 с.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь