Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа

Описание

Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
Бюджетный дефицит…………………………………………………………......6
Понятия и виды бюджетного дефицита, причины его
возникновения …...........................................................................................6
Регулирование и финансирование бюджетного дефицита………………….11
Государственный долг…………………………………………………………14
Сущность государственного долга, его последствия и
способы сокращения…………………………………………………………...14
Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………18
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………18
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….....27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 111.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     В  настоящее  время  существуют  три  основные  формы  покрытия  государственного  долга:

  • добровольный  рыночный  кредит – размещение  ценных  бумаг  на  свободный  (или  почти  свободном)  рынке;
  • вынужденный  квазирыночный  кредит  –  это  рыночное   оформление  фактического  государственного  долга.  С  ним  связано  оформление  облигаций  внутреннего  валютного  займа,  казначейских  обязательств,  векселей  Министерства  финансов  Республики  Беларусь;
  • дружеский  кредит  центрального  банка  Правительству [8, с. 251].

     Согласно  Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы направления бюджетно-налоговой политики являются: создание  макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения страны.

     Управление  внешним государственным долгом осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь и Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2009 год» от  13 ноября 2008 года         № 450-З. Согласно статье 22 этого закона лимит внешнего государственного долга определен в размере 6 млрд. долларов США.

     Согласно  информации, предоставленной Министерством финансов государственный долг Республики Беларусь на 1 мая 2009 года по сравнению на 1 января 2009 года увеличился на 36,5 %, и установился в сумме 22,9 трлн. белорусских рублей.

     Рост  внутреннего долга за январь –  апрель 2009 года составил 4,1 % и установился в сумме 8,94 трлн. белорусских рублей. Структура государственного долга имела следующий вид:

  • долговые ценные бумаги Правительства – 75 % всего объема долга;
  • кредиты Национального банка на финансирование дефицита бюджета – 15 %;
  • средства, заблокированные на 1 января 1992 года во Внешэкономбанке СССР – 5 %;
  • прочие обязательства – 5 %.

     Внешний государственный долг с января по май 2009 года увеличился на 33,7 %  до размера 4,98 млрд. долларов  США.  Структура внешнего государственного  долга  была  следующая:

  • долг Правительства – 4,86 млрд. долларов США;
  • долг предприятий по кредитам, гарантированным Правительством – 0,12 млрд. долларов США.

     Процесс изменения государственного долга  можно представить при помощи следующего графика [Приложение Г].

     Основные  иностранными кредиторами Республики Беларусь по внешнему государственному долгу на 1 мая 2009 года являются: Россия, Международный валютный фонд, Венесуэла, Китай, Всемирный банк [14, с. 3].

     Следует отметить, что за 2008год государственный долг увеличился на 50,2% до значения 16,77 трлн. белорусских рублей, при этом внутренний долг составил 8,56 трлн. белорусских рублей, внешний – 3,72 млрд. долларов США.

     Согласно  предоставленной информации Национального  статистического комитета показатели государственного долга Республики Беларусь по состоянию на 01.06.2009г. имели следующие характеристики:

  1. внутренний государственный долг – 9,05 трлн. белорусских рублей, снижение на 1,4 % (с учетом инфляции) по сравнению на 1 января 2009 года;
  2. внешний государственный долг –  5,05 млрд. долларов США, увеличение на 35,9 % по сравнению на 1 января 2009 года.

     Структура внутреннего государственного долга  на 1 июня 2009 года:

  • долгосрочный долг Правительства – 58,2 % всего внутреннего долга;
  • краткосрочный долг Правительства – 0,5 %;
  • кредиты под гарантию Правительства – 41,3 %.

     Структура внешнего государственного долга на 1 июня 2009 года:

  • долгосрочный прямой долг Правительства Беларуси – 97,6 % всего объема внешнего долга;
  • краткосрочный прямой долг – 0 %;
  • кредиты под гарантии Правительства – 2,4 % [13, с. 5].

     Внешний  государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 июля 2009 года составил  5408,9 млн. долларов США (таблица 1) [Приложение Д].

     Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности  (таблица 2)  [Приложение Д].

     Беларусь выполняет показатели платежеспособности страны. Об этом сообщил 28 мая 2009 года корреспонденту БЕЛТА министр финансов Республики Беларусь Андрей Харковец [16].

     По  его словам, в мировой практике есть два основных показателя, которые  характеризуют кредитоспособность государства. Во-первых, это отношение внешнего государственного долга к ВВП. Предельный безопасный размер этого показателя – 20 %. В Беларуси он находится на уровне 10 %, подчеркнул министр финансов. Во-вторых – это отношение платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга к объему экспортной выручки. Предельно допустимый размер этого показателя – 10 %. В Беларуси он составляет около 2  % [16].

     Структуру и динамику государственного долга  можно представить с помощью  следующей образом  [Приложение Е].

     3 июля на заседании парламентской  комиссии по бюджету, финансам  и налоговой политике Министр  финансов Андрей Харковец заявил [16], что по величине внешнего государственного долга Республика Беларусь находится в зоне совершенной безопасности. По его словам, внешний долг Беларуси составляет около 5 млрд. долларов США, или 10 % ВВП. К концу года с учетом планируемых займов страна достигнет по этому показателю максимум 14 %. Министр уверен, что Республика Беларусь справится с погашением внешнего государственного долга, пик по которому должен наступить в 2012 – 2013 годах. И также он отметил, что существует возможность «снять пик выплат», и в качестве примера Андрей Харковец назвал программу расширенного финансирования МВФ, по которой Беларусь сейчас ведет переговоры. Кредиты МВФ выдаются на четырехлетний срок, однако через программу расширенного кредитования его «можно растянуть до семи лет». Кроме того, средства МВФ можно разместить на счетах в Вашингтоне. «Это будут наши средства, но тратить мы их пока не будем», – сказал министр. По его словам, есть целый набор финансовых инструментов, которым пользуются страны при наличии финансовых проблем. Так, сообщил министр, Беларусь еще практически не прибегала к продаже государственной собственности, а также не выходила с заимствованиями на внешний финансовый рынок. «Поверьте, желающие выдать кредиты Беларуси есть»,  – сказал депутатам Андрей Харковец. Таким образом, показатели кредитной безопасности РБ имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.

     Таким образом, можно отметить,  что показатели кредитной безопасности Республики  Беларусь  имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными   экспертами. 
 

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В процессе разработки данной  курсовой  работы  были исследованы различные литературные издания, учебные пособия, законы Республики Беларусь, а также данные электронных источников непосредственно касающиеся  бюджетного  дефицита  и  государственного  долга.

       В курсовой работе были определены такие понятия, как  бюджетный   дефицит, то есть это такие экономические  отношения,  связанные  с  привлечением  дополнительных  доходов,  сверх  имеющихся  у  государства,  и  их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами, и государственный долг, который  определяет экономические отношения государства как заемщика с ее кредиторами касательно перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта на условиях возврата, срочности и оплаты.

     В процессе выполнения данной работы была определена классификация,  концепции  регулирования  и  способы  финансирования бюджетного  дефицита.

     Также  рассматривалась  классификация   государственного  долга,  его  последствия  и способы покрытия.

       В результате было  установлено,  что рост  государственного  долга оказывает негативное  влияние на  экономику страны  и общества  в  целом.  Это  влияние  заключается  в  следующем:  увеличение  государственного  долга  уменьшает  запас капитала  в  экономике; выплаты  процентов  по  государственному  долгу увеличивает  неравенство  в  доходах;  рост налогов для  выплаты  процентов  по  государственному  долгу  ухудшает  действие  экономических  стимулов и  негативно  влияет  на  эффективность  распределения  ресурсов  в экономике;  когда  правительство  берет  заем  для  рефинансирования  долга  или  уплаты  процентов  по  нему,  что приводит  к увеличению  процентной  ставки  и в итоге снижается склонность  к инвестированию

     Для того, чтобы устранить отрицательные последствия бюджетного дисбаланса в Республике Беларусь разрабатывается государственная Программа сокращения бюджетного дефицита. Она должна являться частью общей  Концепции   развития  государственного бюджета Республики Беларусь в условиях  трансформационной экономики.

     Когда разрабатывается Программа сокращения бюджетного дефицита  необходимо полагаться на  мировой опыт, который показывает, что на некоторых этапах развития общества,  в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2 – 3 % к валовому национальному продукту. Если же существует дефицит, превышающий предельно допустимый уровень, то необходимо принимать срочные меры по его сокращению.  Не следует прибегать к эмиссии, когда определяются источники покрытия  бюджетного  дефицита, а  использовать ее только в экстренных случаях.       

     Эмиссия, не обусловленная потребностями  товарооборота, рассматривается как исключительная и недопустимая мера, нарушающая законы денежного обращения. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг, а также использованием различных форм государственного кредита. Рациональное сочетание этих источников позволит получить стране   наибольший эффект.

     Республика Беларусь относится к группе стран с  низким  уровнем задолженности, согласно показателям кредитоспособности по внешнему государственному долгу. Беларусь выполняет показатели платежеспособности страны. В мире есть два основных показателя, которые характеризуют кредитоспособность стран. Во-первых, это отношение внешнего  государственного долга   к   ВВП.   Безопасный  размер   этого   показателя – 20 %. В Беларуси   он находится на уровне   10 %. Во-вторых – это отношение платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга к объему экспортной выручки. Предельно допустимый размер  этого показателя  – 10 %.  В Беларуси  он  составляет около 2  %. 

     Но все равно не  смотря  на  достаточно  положительные  показатели вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым,  он требует решения и стабильного   оживления экономики не на короткий период,  а куда более длительный.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1   Сорокина, Т.В. Государственный бюджет: учеб. пособие для учреждений, обеспеч.   получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. – Минск: БГЭУ, 2003. – 289 с.

  1. Неверов, Д.А. Бюджетно-налоговая политика: пособие / Д.А.Неверов. – Минск: БГЭУ, 2009.  – 179 с.
  2. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов /  Л.А. Дробозина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 253 с.
  3. Макроэкономика: учеб. пособие / В.А. Воробьев, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова [и др.]; под ред. проф. В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2009г. – 270 с.
  4. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник. — 6-е изд., испр. и доп. / Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.:    Высшее образование, 2006. — 654 с.
  5. Агапова, Т.А.  Макроэкономика: учебник / Т.А. Агапова, С.Ф.  Серегина; под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. –  7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2005. – 134 с.
  6. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие/ С.С. Ткачук, О.И. Румянцева, И.Н. Тищенко [и др.]; под ред. С.С. Ткачука, О.И. Румянцевой. – Минск: БГЭУ, 2006. – 252 с.
  7. Ивашковский, С.Н. Макроэкономика: учебник / С.Н. Ивашковский. – 2-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2002. – 472 с.
  8. Библиотека электронных ресурсов Национального статистического комитета [Электронный ресурс] / Официальна национальная статистика. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 12.09.2009.
  9. О бюджете Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 330-З: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г., № 303, 1/10309) // Экспертцентр: Беларусь [Электронный ресурс] / ОДО «Экспертцентр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Дата  доступа: 14.09.2009.
  10. Об  утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2008  год: Закон Республики  Беларусь  от  30  июня  2009  г. № 29-З // Экспертцентр: Беларусь [Электронный ресурс]  / ОДО «Экспертцентр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Дата  доступа: 14.09.2009.
  11. О республиканском бюджете Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З: Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 16, 2/1558 // Экспертцентр: Беларусь [Электронный ресурс]  / ОДО «Экспертцентр» Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Дата  доступа: 14.09.2009.
  12. Республика Беларусь «Экономическое обозрение» выпуск № 21 (262) от 01 - 08 июня 2009 года [Электронный ресурс] / ред. О. Леонтьев. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.RBBY.pdf. – Дата доступа: 15.09.2009г.
  13. Республика Беларусь «Экономическое обозрение» выпуск № 25 (266) от 06 - 13 июля 2009 года [Электронный ресурс] / ред. О. Леонтьев. – Минск, 2009. – Режим доступа: http://www.RBBY.pdf. – Дата доступа: 15.09.2009.
  14. Библиотека электронных ресурсов Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Министерство финансов Республики Беларусь. – М., 2000. – Режим доступа: http://www.minfin@minfin.gov.by. – Дата доступа: 16.09.2009. 
  15. Национальный источник новостей белорусского телеграфного агентства [Электронный ресурс] / М., 2005. – Режим доступа: http://www.belta.by. – Дата доступа: 15.09.2009.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь