Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит – это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг – это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин «государственный долг» означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.
Введение……………………………………………………………………………...4
Бюджетный дефицит…………………………………………………………......6
Понятия и виды бюджетного дефицита, причины его
возникновения …...........................................................................................6
Регулирование и финансирование бюджетного дефицита………………….11
Государственный долг…………………………………………………………14
Сущность государственного долга, его последствия и
способы сокращения…………………………………………………………...14
Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………18
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь…………………18
3.2 Особенности государственного долга в Республике Беларусь…………..21
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованных источников………………………………………….....27
Невозможно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для различных стран и в различные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они действовали одновременно. Однако всякий рост расходов государства, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой — причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.
В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные поступления уменьшаются. Если при этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.
Конечно, к важнейшим факторам, которые влияют на бюджетный дефицит и определяют его размер, относится колебание объема ВВП в течение бюджетного периода. Когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, а когда происходит рост ВВП – наблюдается положительное сальдо бюджета.
Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов в связи с тем, что уменьшается налогооблагаемая база. В то же время возрастают некоторые виды государственных расходов. Как правило, в периоды спада правительство принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, а также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях, когда экономика динамично развивается, бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые страны. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.
С начала XX в. общие государственные расходы по отношению к ВВП во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.
Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо, положительным сальдо либо сбалансированным. Уже давно возникло мнение, которое выдвинул Дж. Кейнс, что бюджетный дефицит — это абсолютно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы.
Часто дефицит оправдывается тем, что заимствованные для его финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам. Теоретически это даже очень логично, однако практика не подтверждает правильность такой концепции, особенно в странах с переходной экономикой, включая и Беларусь.
Существуют множество факторов, которые в по-разному влияют на состояние доходной и расходной частей бюджетного фонда:
Можно отметить, что большинство из этих факторов, вызывающих увеличение государственных расходов, даже в перспективе не дадут отдачи в виде возможных источников погашения задолженности, которая возникла в связи с привлечением заемных средств для финансирования бюджетного дефицита. Только некоторые из них позволяют надеяться на повышение эффективности в отраслях экономики и получение источников для погашения государственного долга. Поэтому следует заметить, что в практике бюджетного планирования бюджетный дефицит определяется как обезличенная величина, которая характеризует общий размер превышения расходов над доходами, то есть не закрепленная за какими-либо расходами. Однозначно определить, куда именно будут направлены финансовые ресурсы, полученные в качестве источников финансирования бюджетного дефицита, и будут ли они вообще направлены в сферу материального производства, не представляется возможным. Как правило, они, в первую очередь, обеспечивают финансирование защищенных статей расходов.
Поэтому невозможно с уверенностью сказать, что расходы, вызвавшие бюджетный дефицит, принесут отдачу в виде дополнительных доходов хотя бы в ближайшей перспективе. Если предположить, что такие расходы будут ежегодно иметь место (без соответствующей корректировки доходов), придется признать и последствия вызванного ими бюджетного дефицита — наращивание государственного долга и инфляция.
Итак, если бюджетные ресурсы, составляющие превышение доходов над расходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей и предполагают отдачу, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них возместят производственные затраты. Если же превышение расходов над доходами допускается с целью финансирования текущих затрат, субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных тенденций в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.
В международной практике различают следующие виды бюджетного дефицита:
Дефицит бюджета также классифицируется по следующим критериям:
Различают
понятия стойкий дефицит бюджета, который
существует в долгосрочном периоде,
и временный дефицит, который вызывается
кассовыми разрывами в выполнении бюджета
или непредусмотренными событиями
и обстоятельствами.
Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита:
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь